Роль формирования партисипативной культуры в профессиональной подготовке будущих менеджеров гостиничного сервиса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 19.04.2015

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Пясецкая, И. Ш. Роль формирования партисипативной культуры в профессиональной подготовке будущих менеджеров гостиничного сервиса / И. Ш. Пясецкая. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7935/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования партисипативной культуры менеджеров по специальности «Гостиничный сервис» на общественно-политическом, теоретико-методологическом уровне.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, партисипативная культура, менеджер гостиничного сервиса.

 

В условиях глобализации современного мира, функционирование транснациональных компаний на гостиничном рынке страны привело к экономическим и культурным изменениям в индустрии гостеприимства. Если в начальный период гостиничным операторам удавалось соблюдать международные стандарты обслуживания на рынке Центральной России за счет иностранного менеджмента и линейного персонала, то увеличение их числа на территории всей страны определило массовую потребность в высококвалифицированных кадрах и постоянно растущие к ним требования.

Культурная глобализация на рынке гостиничных услуг обуславливает необходимость взаимодействия носителей разных культур в процессе технологического обслуживания и непосредственного контакта. Именно поэтому среди требований, предъявляемых к персоналу, основной упор делается именно на личностные качества соискателей. Приоритетным критерием в этой связи выступает партисипативная культура менеджеров гостиничного бизнеса, определяющая долгосрочную перспективу самореализации специалистов в профессиональной и общественной жизни. Наличие партисипативной культуры у специалистов гостиничного сервиса позволяет им делать успехи в профессиональной карьере не только на внутреннем рынке страны, но и соответствовать уровню международного гостеприимства.

Гостиничный рынок в настоящее время функционирует по принципу кластерного взаимодействия. Вступление гостиничных предприятий в ассоциации, различные объединения обеспечивает первым доступ работы с ведущими туроператорами, транспортными компаниями, глобальными системам бронирования и др. Успех работы, в котором заинтересованы все члены кластера, зависит от профессионализма персонала, способного обеспечить взаимодействие внутри кластера [1]. Наряду с этим специалистам гостиничного рынка открываются большие перспективы, связанные с профессиональным ростом внутри гостиничных сетей не только на территории России, но и в других странах. Поэтому конкурентным преимуществом специалистов гостиничного бизнеса будет способность взаимодействия внутри отдельного подразделения, гостиничного предприятия и в масштабах транснациональных компаний. Обеспечить приобщение специалиста к общему делу, сделать его участником отельного семейства в условиях глобализации возможно при формировании партисипативной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса.

Отметим, что ведущие практики в сфере гостиничного бизнеса, рассматривают партисипативную культуру менеджеров как гарант качества предоставления гостиничных услуг. По их мнению, она определяет [2; 3; 9]:

-          систему подбора кадров. При поступлении на работу в гостиничное предприятие, в частности, в отель «Ritz-Carlton» подготовка кандидата или его опыт в гостиничном бизнесе не имеют решающего значения, так как не свидетельствуют о склонности кандидата к работе в команде, способности к обучению. В этой связи партисипативная культура персонала играет определяющую роль при отборе кадров в сетевые отели.

-          ведущую роль в управлении кадровым потенциалом гостиниц. Качество гостиничных услуг и, следовательно, лояльность гостей отеля во многом зависит от кооперации действий нескольких служб. Устранить негативные последствия человеческого фактора в обслуживании (необязательность, невыполнение поручений, несоблюдения стандартов, нежелания брать на себя дополнительную ответственность) можно только при умении добиваться от персонала максимальной отдачи и создании хорошей команды. Успешность менеджеров среднего будет зависеть от способности эффективно координировать действия сотрудников, обеспечивать партисипативность управления.

-          формирование корпоративной культуры гостиничного предприятия. Ориентация всех подразделений и отдельных лиц на общие цели, мобилизация инициативы сотрудников является стратегическим инструментом формирования корпоративной культуры. Это становится возможным, если сотрудники разделяют систему ценностей и убеждений предприятия. Отсутствие у персонала партисипативной культурой, вынуждает работодателей прибегать к организации постоянных тренингов, повышению квалификации сотрудников для разделения корпоративной философии отеля. Говард Шульц, генеральный директор мировой сети кофеен «Starbucks» решил данную проблему в свое время за счет вовлечения сотрудников в разработку миссии компании, что позволило сотрудникам почувствовать себя членами команды-победительницы.

Наличие партисипативной культуры у специалистов среднего звена является одной из приоритетных задач государственных политики нашей страны. В настоящее время гостиничная отрасль, как и многие отрасли промышленности в нашей стране испытывают нехватку рабочей силы, линейного персонала. В связи с этим основной акцент ставится на подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

На сегодняшний день специальности туризма и сервиса входят в число приоритетных отраслей экономики. С целью обеспечения рабочими кадрами производственную и непроизводственную сферу экономики, задачей государственной политики в области образования и науки [7] является увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования к 2020 г. с 3 до 25 %. Отметим, что помимо основной программы профессиональной подготовки, вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Открываются центры профессиональной квалификации, численность которых до 2019 г. должна составить 250 единиц. Учитывая несомненную важность поставленных задач, необходимо обеспечить не только рост численности кадров, но и качество подготовки специалистов индустрии гостеприимства.

Тема партисипативности становится актуальной не только в политической и экономической жизни общества, но и затрагивает систему образования. Следует отметить, что положительная тенденция в принятии законодательных документов в системе профессионального образования до вступления их в силу принимает открытый характер обсуждения в общественности. В октябре 2000 г. правительство утверждает Национальную доктрину образования в Российской Федерации, в 2012 г. принимается Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Важность формирования партисипативной культуры в образовательных учреждениях, в том числе у специалистов среднего профессионального образования подчеркивается во многих законодательных документах. Гарантом успеха демократизации общества и конкурентоспособности страны на мировом рынке государство считает меры, направленные на модернизацию сферы образования в направлении большей открытости, возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг через вовлечение их в развитие системы образования, управление образовательным процессом, и образовательную деятельность. Так, в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [7], одной из задач является «успешная социализация и эффективная самореализация молодежи», возможная за счет «формирования социальных компетенций (включая работу в команде, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы в профессиональных образовательных организациях)».

Рассматривая содержательную сторону подготовки менеджеров гостиничного сервиса, проанализируем разработанный в 2014 г. ФГОС СПО по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис [8], следует отметить, что формирование партисипативной культуры в государственном образовательном стандарте менеджера не значится и отражается поверхностно через общие компетенции: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями; брать на себя ответственность за работу всех членов команды и результат выполненных заданий, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста.

Интенсивное внедрение информационных технологий, глобализация рынка гостиничных услуг в индустрии гостеприимства, требуют от специалистов способность к постоянному взаимодействию, участию и ответственности в решении профессиональных задач, выработке творческого мышления и поликультурному диалогу. В виду этого, практическое применение профессиональных компетенций, заложенных в стандарте, будет эффективным при условии формирования у студентов партисипативной культуры.

Особую роль в подготовке будущих менеджеров гостиничного сервиса в нынешней ситуации, играет формирование важных профессиональных компетенции специалистов, содержание образовательных программ и их эффективная реализация. Формирование у будущих менеджеров гостиничного сервиса партисипативной культуры, внедрение сопутствующих методов и технологий ее реализации в образовательном процессе, способно, по нашему мнению, соответствовать инновационной политике и долгосрочным перспективам развития системы образования и страны в целом.

Тематика научных исследований в области партисипативной подготовки менеджеров посвящена формированию готовности студентов к профессиональному взаимодействию в сфере гостеприимства [5], профессиональному поликультурному взаимодействию [6]. Таким образом, партисипативность как составная часть профессиональной компетентности специалистов не рассматривается в качестве самостоятельной проблемы, но фигурирует в содержании тем исследовательских работ, что подчеркивает её несомненную роль в формировании важных компетенций менеджеров гостиничного сервиса.

Подводя итог, следует отметить, что подготовка профессиональных кадров для гостиничного бизнеса должна быть ориентирована на новые тенденции кадровой политики в гостиничном бизнесе и потребности профессионального сообщества. Нельзя надеяться на успешность результатов в любой деятельности без наличия у современного специалиста таких значимых профессиональных и личностных качеств, как готовность и способность взаимодействовать в коллективном и индивидуальном труде, творчески мыслить, активно выражать свою жизненную позицию. Именно поэтому, по нашему мнению, наличие партисипативной культуры у менеджеров гостиничного сервиса является основой профессиональной подготовки будущего менеджера гостиничного сервиса.

 

Литература:

 

1.         Байбурова О. Р. Кооперация бизнеса и образования в подготовке кадров для индустрии гостеприимства//Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 3(3). — С. 56–62.

2.         Медиа-ресурс для владельцев, управляющих и специалистов гостиничного бизнеса «Искусство гостеприимства» [Электронный ресурс]: http://www.hotelexecutive.ru/article.php?numn=9475.

3.         Мичелли Дж. А. Ritz-Carlton: золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия / Джозеф Мичелли; пер.с англ. В. С. Иващенко. — М.: Эксмо, 2009. — 320 с.

4.         Об Образовании в РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

5.         Радыгина Е. Г. Формирование готовности студентов к профессиональному взаимодействию в сфере гостеприимства: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2011. — 223 с.

6.         Сличная Н. В. Формирование у студентов колледжа технологий сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию: Дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2007. — 160 с.

7.         Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года Министерство образования РФ Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн). // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

8.         Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. № 475. // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

9.         Шульц Г. Как чашка за чашкой строилась Starbucks / Говард Шульц, Дори Джонс Йени, Пер.с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 284 с.

Основные термины (генерируются автоматически): гостиничный сервис, гостиничный бизнес, гостиничное предприятие, культура, культура менеджеров, профессиональное образование, Российская Федерация, гостиничный рынок, корпоративная культура, линейный персонал.

Ключевые слова

профессиональные компетенции, партисипативная культура, менеджер гостиничного сервиса., менеджер гостиничного сервиса

Похожие статьи

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения котор...

Развитие культурно-лингвистических компетенций младших школьников в процессе создания лингвистического портфолио

В статье анализируются содержательно-структурные особенности и методические основы формирования лингвистического портфолио в аспекте развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников.

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода

В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Проанализирована проблема формирования образа профессии в рамках компетентностного подхода.

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...

Похожие статьи

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения котор...

Развитие культурно-лингвистических компетенций младших школьников в процессе создания лингвистического портфолио

В статье анализируются содержательно-структурные особенности и методические основы формирования лингвистического портфолио в аспекте развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников.

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода

В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Проанализирована проблема формирования образа профессии в рамках компетентностного подхода.

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...