Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Гилигашвили Л. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 144-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7893/ (дата обращения: 17.08.2018).

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образовательном процессе двойную роль: могут развивать у детей креативное, поисковое, навигаторское мышление и могут помогать учителю-дефектологу вести занятие на более высоком уровне. Раскрыты главные достоинства информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, дифференциация гласных-согласных, связная речь, фонематический анализ, динамическая пауза, зрительная гимнастика, мотивация, эмоциональное настроение.

 

Внедрение информационно-коммуникативных технологий сегодня является неотъемлемой ступенью в образовательном процессе. Логопеды, дефектологи не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования инновационных технологий в своей практике. Использование ИКТ в коррекционно-развивающем процессе, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения и повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к любому занятию. Windows Movie Maker — является программой для создания и редактирования видео. Возможности программы: получение видео с цифровой видеокамеры; создание слайд-шоу из изображений; обрезание или склеивание видео; наложение звуковой дорожки; добавление заголовков и титров; создание переходов между фрагментами видео. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Pint, Adobe Photoshop. Такая программа, как PowerPoint, также позволяет создать коррекционное занятие с серией разнообразных заданий.

Необходимо отметить несколько важных причин применения компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога. Во-первых, организация процесса обучения соответствует психоэмоциональным и физиологическим особенностями детей дошкольного возраста, т. к. обучение преподносится в интересной и ненавязчивой форме. Во-вторых, компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям этого возраста. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. В-третьих,информационно-коммуникативные технологии позволяют воспринимать материал на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Например, для работы над артикуляцией создаются презентации с использованием метода биоэнергопластики, при котором, артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Чашечка», «Парус», «Горка» и д. р. сопровождается движением пальцев рук. Работая над звукопроизношением можно использовать компьютерные презентации «Мы красиво говорим», «Автоматизация звуков». Презентации позволяют соединить звук с буквой. Провести дифференциацию гласных-согласных, деление слов на слоги, выделение первого звука, последнего.

Презентации позволяют соединить звук с буквой. Провести дифференциацию гласных-согласных, деление слов на слоги, выделение первого звука, последнего.

Для работы над развитием восприятия, внимания, памяти, для развития связной речи можно создавать компьютерные презентации по лексическим темам. Наиболее популярны у детей задания в форме загадки «Что перепутал художник?», противоположности, найди 4 лишний. Такие задания требуют активизации всех элементов интеллекта (мышления, аналитико-синтетического восприятия, смысловой памяти, воссоздающего и творческого воображения) и словарного запаса.

Для формирования зрительно-пространственных отношений можно также использовать на занятиях презентации. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере. Упражнения типа расскажи «Что где находится?» (Что находится позади яблока. А позади вишни? А за огурцом? А за морковкой? Назови предметы, которые находятся перед грушей, перед помидором, перед бананом и перед свёклой. Назови предметы, которые находятся за стулом).

В теме: «Пространство вокруг нас». Детям помогут разобраться компьютерные упражнения типа: что над елкой, что на елке, что под елкой? Кто около елки? Раскрась кота, который перед забором, оранжевым цветом, а кота, который за забором, раскрась черным цветом.

Виды заданий разнообразны, например, «Для формирования навыков фонематического анализа и синтеза, при подготовке к обучению грамоте используем компьютерную игру «Лунтик», послушай — определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

В рамках использования здоровьесберегающих технологий можно проводить зрительные гимнастики, игры на развитие общей, мелкой моторики с помощью компьютерных презентаций. Упражнения на повышение уровня активации: самомассаж ушных раковин; самомассаж боковых поверхностей пальцев рук, самомассаж головы; общий массаж ног. Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской). Массаж активных точек пальцев рук, можно проводить с помощью, например: пальчиковой игры с использованием презентации.

«Щелчки»

Поднял ушки бурундук. Мизинец.

Он в лесу услышал стук: Безымянный.

Это что за громкий стук, Средний.

Тук да тук, тук да тук? Указательный.

—А пойдем, — сказал барсук, — Большой.

Сам увидишь этот трюк: Большой.

Это дятел сел на сук Указательный.

И без крыльев и без рук Средний.

Ищет он, где спрятан жук, — Безымянный.

Вот и слышен перестук! Мизинец.

Используем упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса «Лодочка», «Дерево», «Марионетки», «Бревнышко» с показом через мультимедийную презентацию.

Для системы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук по методики О. И. Крупенчук., для «Конструирования» из пальцев различных предметов и объектов, методики Ткаченко Т. А. используем, например такой текст:

ПОД ВЫСОКОЙ СОСНОЙ

СКАЧЕТ ЗАЙКА КОСОЙ.

ПОД ДРУГОЮ СОСНОЙ

СКАЧЕТ ЗАЙКА ДРУГОЙ (действия сопровождаются картинным материалом презентации и пальчиковой гимнастикой. Для логоритмических упражнения без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой.

picture

picture

picturepicture

 

Память компьютера позволяет педагогу весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, хранить диагностические материалы, что тоже очень удобно.

Компьютерные технологии значительно экономят время, силы при подготовке к занятию. Ранее приходилось готовить задания в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности, теперь техника во многом упрощает работу в этом направлении.

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Необходимо соблюдение СанПиНов: чистота; использование новых моделей компьютера; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5–10 мин) и не более двух раз в неделю; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения кабинета и доски; отсутствие монотонных, неприятных раздражителей. Следует отметить, что утомляемость детей и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к развитию ребенка, а также помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона.

 

Литература:

 

1.                           Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск. Дефектология.- 1998г.

2.                           Репина З. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук. 2004г.

3.                           Репина З. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры». Вопросы гуманитарных наук. 2004 г.

Основные термины (генерируются автоматически): дифференциация гласных-согласных, выделение первого звука, связная речь, ребенок, работа, программа, презентация, образовательный процесс, компьютер, дошкольный возраст, деление слов, фонематический анализ.

Ключевые слова

мотивация, информационно-коммуникативные технологии, связная речь, динамическая пауза, дифференциация гласных-согласных, фонематический анализ, зрительная гимнастика, эмоциональное настроение.

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

- Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.). Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет): а) вычленение первого согласного звука из слов.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение слов с данными звуками из предложения. Работа над текстом.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Иными словами, формируются фонематические процессы.

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст, личной опыт...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Работа по формированию фонематических функций включает в себя несколько этапов.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

фонематическое восприятие, звук, ребенок, звуковой анализ, слово, развитие, фонематический слух, формирование, дошкольный возраст, коррекционное обучение.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ

При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у детей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

- Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.). Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет): а) вычленение первого согласного звука из слов.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение слов с данными звуками из предложения. Работа над текстом.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Иными словами, формируются фонематические процессы.

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст, личной опыт...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Работа по формированию фонематических функций включает в себя несколько этапов.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

фонематическое восприятие, звук, ребенок, звуковой анализ, слово, развитие, фонематический слух, формирование, дошкольный возраст, коррекционное обучение.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ

При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у детей...

Задать вопрос