Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 14.04.2015

Статья просмотрена: 1381 раз

Библиографическое описание:

Веревкина, А. А. Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики / А. А. Веревкина, Н. В. Еремина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7887/ (дата обращения: 20.04.2024).

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Основной формой реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий является on-line урок. Проведение таких уроков осуществляется с помощью электронных средств связи (Skype) и средств образовательного ресурса, созданного на основе системы дистанционного обучения Moodle (среда, предназначенная для создания дистанционных курсов), который представляет собой комплект дидактических материалов к уроку.

Содержание образовательного ресурса предметной области «Математика» представлено электронными курсами.

Каждый курс состоит из количества дидактических единиц, соответствующих программному материалу по предмету и учебному плану образовательной организации. Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по предмету, материалы по здоровье сбережению.

Каждая дидактическая единица курса имеет следующую структуру: теоретический материал; практический материал; материалы для проведения контроля знаний.

Теоретический и практический материал может быть представлен различными способами: в виде видеоролика, флэш-анимации, текстового материала, презентации и др.

Каждый из способов представления материала имеет свои достоинства и недостатки. Например, представление в виде видеоролика позволяет обеспечить высокий уровень наглядности, но информация не зафиксирована (трудно выделить основные моменты); а текстовый материал является более привычным способом восприятия информации, но материал не всегда структурирован.

В связи с этим при изложении теоретической и практической частей на уроках математики необходимо постоянное пояснение материала учителем. Учитель, в ходе изложения основного материала, через электронные средства связи (Skype) предоставляет свободный доступ к своему экрану, в рабочей области цифрового УМК «Живая математика» фиксирует, систематизирует и структурирует информацию. Такая работа является аналогом работы учителя у доски. Материал записывается учеником в рабочую тетрадь.

Учебно-методический комплект «Живая математика» позволяет работать не только в on-line режиме при отработке первичных навыков, но и превращает изучение математики в виртуальную лабораторию, в которой содержатся динамические модели и методические пособия необходимые при изучении планиметрии, стереометрии, алгебры, тригонометрии и математического анализа.

Одним из примеров динамической модели из компьютерного альбома «Стереометрия», содержащегося в УМК, к уроку геометрии при изучении теоретического материала является пошаговое построение сечения параллелепипеда плоскостью:

 

Выполнение заданий на первичном этапе усвоения знаний осуществляется в on-line режиме через программу TeamViewer, которая позволяет учителю подключиться к рабочему столу ученика и корректировать его работу в ходе выполнения математического задания в рабочей области цифрового УМК «Живая математика» посредством удаленного доступа. После совместной отработки навыков, ребенок может самостоятельно выполнять аналогичные задания в рабочей тетради. В ходе выполнения работы обучающийся устно комментирует свою работу.

Примером выполнения задания по алгебре на этапе первичного закрепления знаний является разбор упражнения, в котором задан четкий алгоритм последовательных действий, а также предусмотрена возможность проверки обучающимся правильности выполняемых действий.

 

После изучения теоретического материала, выполнения заданий к уроку можно перейти к средствам контроля, которые представлены в форме тестов.

мамедов новый паспорт.jpg

 

Каждый вид тестового задания имеет свои «плюсы» и «минусы». Например, задания с множественным выбором интуитивно понятны обучающемуся, требуют мало времени для решения, но в них высока вероятность угадывания верного ответа и высока возможность запоминания неверных ответов. В заданиях на восстановление соответствия следует соотнести данные из двух списков — в данном виде задания вероятность угадывания минимальна, можно подобрать вопросы достаточно сложные по содержанию, вопросы, требующие усвоения знаний на уровнях анализа и синтеза, но возникает сложность выполнения теста при достаточно большом списке для сопоставления.

Примеры тестовых заданий:

 

Также на уроках математики для решения заданий творческого характера можно использовать свободное изложение. Такие работы наиболее близки к классической форме контроля знаний. Преимущество таких заданий в том, что вероятность угадывания решения очень мала, очень ценно методически для учителя увидеть самостоятельный ход решения, но недостатком является сложность ввода математических выражений в область ответа. Для выполнения таких заданий целесообразно использовать рабочую область цифрового УМК «Живая математика», либо обычную тетрадь — обучающихся делает снимок части экрана с выполненным заданием, либо сканирует решение и размещает в виде отдельного файла.

В настоящее время дистанционные образовательные технологии успешно применяются в Белгородской области при обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным учебным планам на дому. Практика показывает, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать и индивидуализировать педагогический процесс. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий повышает мотивацию детей к обучению, и как следствие, обеспечивает положительную динамику успешности в учебе. Расширяется круг интересов ребенка, что способствует повышению жизненного тонуса, улучшению эмоционального фона, появлению уверенности в завтрашнем дне (возможности профессионального выбора). Цифровые образовательные ресурсы значительно расширяют возможности получения обучающимися качественного образования, позволяют обеспечить освоение и реализацию основных образовательных программ в соответствии с государственным образовательными стандартами.

 

Литература:

 

1.                   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2013. -160 с.

2.                   Майоров А. Т. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СПб,1996.

3.                   Педагогам о дистанционном обучении/ Под общей ред. Т. В. Лазыкиной. Авт.: И. П. Давыдова, М. Б. Лебедева, И. Б. Мылова и др. — СПб.: РЦОКОиИТ, 2009. — 98 с.

4.                   Родителям о дистанционном обучении/ Сост. З. Ю. Смирнова. — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2009. — 51 с.

5.                   Сайт Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bel-shkola.ru

Основные термины (генерируются автоматически): рабочая область, теоретический материал, вероятность угадывания, вид видеоролика, выполнение заданий, задание, материал, образовательный ресурс, обучающийся, практический материал, рабочая тетрадь, урок математики, электронное средство связи.

Похожие статьи

Применение технологии смешанного обучения в модели...

практическая деятельность (выполнение заданий). Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.

Использование электронных образовательных ресурсов на...

Рис. 2. Теоретический материал урока «Оператор выбора». Электронное пособие можно применять в нескольких вариантах: на уроках для объяснения материала, для выполнения практических работ, для закрепления материала в качестве домашнего задания, во...

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

Скачать электронную версию.

4) задания с пятью видами ответов. Задание такой формы больше других распространены в тестовой практике.

Например, при использовании четырех вариантов ответов вероятность угадывания правильного ответа составляет 25%, а при пяти...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики, как средства развития учебно-исследовательской деятельности. 2.1 Из личного опыта работы по использованию заданий.

Особенности проектирования и разработки электронных...

Рис. 2. Теоретический материал урока «Оператор выбора».

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, учебный материал, учебный процесс, обучающийся, учебник.

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ...

Современный урок информатики, как правило, состоит из двух частей: теоретической и практической.

Современный УМК с учетом требований ФГОС должен включать электронные образовательные ресурсы.

Применение Web-квест технологии как современной модели...

Изучая структуру учебного материала, поставленные цели и задачи

задание — ставит перед обучающимися серию последовательных действий с целью поиска ответа на поставленные задачи

Использование информационных технологий на уроках математики.

Анализ практики использования средств мультимедиа...

г) Практически не влияет на мое восприятие учебного материала. д) Делает урок более интересным.

Однако 8-миклассникам, судя по ответам, совсем не знакомы такие средства как: электронная версия учебника и интерактивные задания (по 0%).

Похожие статьи

Применение технологии смешанного обучения в модели...

практическая деятельность (выполнение заданий). Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.

Использование электронных образовательных ресурсов на...

Рис. 2. Теоретический материал урока «Оператор выбора». Электронное пособие можно применять в нескольких вариантах: на уроках для объяснения материала, для выполнения практических работ, для закрепления материала в качестве домашнего задания, во...

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

Скачать электронную версию.

4) задания с пятью видами ответов. Задание такой формы больше других распространены в тестовой практике.

Например, при использовании четырех вариантов ответов вероятность угадывания правильного ответа составляет 25%, а при пяти...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики, как средства развития учебно-исследовательской деятельности. 2.1 Из личного опыта работы по использованию заданий.

Особенности проектирования и разработки электронных...

Рис. 2. Теоретический материал урока «Оператор выбора».

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, учебный материал, учебный процесс, обучающийся, учебник.

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ...

Современный урок информатики, как правило, состоит из двух частей: теоретической и практической.

Современный УМК с учетом требований ФГОС должен включать электронные образовательные ресурсы.

Применение Web-квест технологии как современной модели...

Изучая структуру учебного материала, поставленные цели и задачи

задание — ставит перед обучающимися серию последовательных действий с целью поиска ответа на поставленные задачи

Использование информационных технологий на уроках математики.

Анализ практики использования средств мультимедиа...

г) Практически не влияет на мое восприятие учебного материала. д) Делает урок более интересным.

Однако 8-миклассникам, судя по ответам, совсем не знакомы такие средства как: электронная версия учебника и интерактивные задания (по 0%).