Интеграция информационных технологий и задач языкового воспитания при изучении иностранного языка
Автор: Нуриева Эльза Гаязовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 30.04.2015
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Нуриева, Э. Г. Интеграция информационных технологий и задач языкового воспитания при изучении иностранного языка / Э. Г. Нуриева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 118-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7882/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образование — это индустрия, направленная в будущее.
С. П. Капица
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств. В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса и прежде всего — преподавателя. Именно преподаватель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам.
Понимание преподавателем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения. Использование современных педагогических технологий — один из «ближайших» путей, ведущих к реализации сложной задачи, стоящей перед учителем иностранного языка
Чтобы обучать на повышенном уровне, преподаватель должен обладать высоким уровнем профессионализма, умением решать сложные педагогические задачи, владеть новыми технологиями реализации учебных программ, навыками их переработки применительно к задачам данного учебного заведения и профилю обучения, избранному учащимися.
Включение учащегося в педагогический процесс как активного познающего субъекта влечет за собой не только перерасход времени, превышающий возможности учебного плана, но и появление множества ошибок индивидуального характера. А это требует повышенного внимания к индивидуальной специфике переработке информации учащимся, контроля не только за его обученностью, но и за обучаемостью, воспитуемостью, развитием способностей. Но здесь приходят на помощь информационные технологии.
Безусловно, современные образовательные процессы не могут проходить без включения в процесс обучения широкого спектра информационных ресурсов.
Возможности информационных (компьютерных) технологий безграничны. Они позволяют:
- индивидуализировать обучение;
- повышать активность обучаемых;
- интенсифицировать обучение.
Они создают условия для самостоятельной работы учащихся.
В преподавании иностранного языка аудио- и видеоматериалы занимают решающую позицию. На уроках иностранного языка необходимо говорить не о языке, а на языке. Это невозможно без «включения» в процесс обучения носителей языка, что достигается при помощи компьютерных технологий.
В настоящее время доступны разнообразные обучающие программы по английскому языку. Во многих средних общеобразовательных школах занимаются по УМК, имеющим мультмедиаприложения. Программы рассчитаны на коллективную и индивидуальную работу в классе с применением мультимедиа проектора, интерактивной доски или персональных компьютеров, а также могут быть использованы для самостоятельной работы учеников в домашних условиях. Программы основывается на принципе погружения учащихся в языковую среду. В ней уделяется большое внимание обучению произносительной стороне речи, а именно, когда дети слушают и повторяют слова и речевые образцы за профессиональными английскими актерами. Программы предлагают визуальную опору для выполнения заданий на аудирование и освоение новых лексических единиц, развивают навыки чтения и говорения на уровне разговорных клише, закладывают основы восприятия английской речи, прививают интерес к изучению английского языка с помощью разнообразных методических приемов.
В основе концепций программ, которые выбирает учитель, должен быть личностно-ориентированный подход, направленный на необходимость формирования у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и развития мотивации к дальнейшему овладению английским языком. В связи с тем, что внимание детей до 10 лет отличается малой устойчивостью, предлагается сочетать задания с использованием информационных технологий с традиционными видами деятельности, так как работу с мультимедийным компонентом ребенок воспринимает как игру. (Следует помнить о том, что по санитарным нормам и правилам дети 1–4 классов могут работать за компьютерами не более 15 минут.) Материалы учебника необходимо закреплять разнообразными традиционными играми, как, например, «What is missing?», «Guess what?» (для закрепления пройденных букв/слов). (Учитель сначала показывает рисунки/ буквы, затем прячет некоторые из них, а ученики должны угадать. / Учитель/ученики изображает/ изображают действия, связанные с загаданным предметом).
Использование информационных технологий, интерактивных и традиционных игр на уроках помогает разнообразить виды деятельности и удерживать внимание ученика на изучаемой теме необходимое количество времени. Главное, что они помогают поддерживать интерес учащихся к овладению иностранным языком.
Наряду с медиаприложениями к учебным пособиям, я использую аудиоразговорники, которые включают все необходимые разговорные клише на изучаемом языке. Как известно, разговорные клише, особенно ситуационные клише, необходимо заучивать так же, как и словосочетания, через перевод и многократное повторение.
Что касается полноценных высказываний, составляющих монологическую речь, здесь место перевода, чем увлекаются многие, сводится к минимуму. Перевод фраз с родного языка на иностранный приводит к буквализмам, как в области грамматических форм, так и в вопросах употребления лексики. Поэтому необходимо предостеречь учащихся от подобных попыток и делать акцент на разговорных клише.
Итогом образования должен быть высокий уровень не только базовых знаний, но и социальной зрелости личности, способность видения мира в широком понимании, освобождение сознания от догм, от профессиональной ограниченности, стремление к новым идеям, упорство в поиске не лежащих на поверхности решений.