Библиографическое описание:

Чепрасова А. С., Иус Д. В. Современная естественнонаучная лекция в концепции электронного обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 234-237.

Одним из основных направлений государственной политики в области образования является повышение качества обучения специалистов. В профессиональном образовании приоритет отдан естественным и инженерным направлениям подготовки кадров. В процессе совершенствования учебного процесса по указанным направлениям особо остро стоит проблема преподавания блока физико-математических дисциплин. В отличии от смежных направлений подготовки (биологическое, географическое и т. д.), где курсы физики и математики зачастую носят понятийный характер и обеспечивают формирование общекультурных компетенций, студентам физико-математических направлений необходимы системные и фундаментальные знания по профильным дисциплинам [1]. Для достижения высокого уровня знаний и обеспечения требуемых профессиональных компетенций необходимо пересмотреть подходы к организации учебного процесса, в частности, содержание и формы проведения лекционных занятий. Так как точные науки преподают не только в вузах, то проблема совершенствования учебного процесса по естественно научным дисциплинам актуальна также для направлений СПО и ДПО. Основной задачей модернизации учебного процесса является подготовка современных учебно-методических и информационных материалов с использованием средств мультимедиа и их применение совместно с технологиями активного обучения, что призвано обеспечить высокий уровень технической грамотности и квалификации будущих специалистов.

Особое значение имеет возможность повышения уровня внутренней мотивации студентом при использовании в учебном процессе современных инфокоммуникационных технологий и соответствующих гаджетов. Это позволит заменить привычные надиктованные лекции доступными и интерактивными материалами с краткими видео роликами и мультимедийными презентациями. Такая лекция легко доступна учащимся в любой момент времени на любом стационарном или мобильном устройстве, имеющим выход в Интернет.

Выделим основные преимущества данного метода в области физики и математики: возможность наглядной демонстрации физического эксперимента, доступ к материалам лекции в любое время с любого устройства, удобство передачи и хранения данных и результатов обучения, построение и демонстрация графиков, диаграмм, максимально наглядное представление трехмерных объектов в 2D и псевдо-3D форматах, демонстрация необходимых разрезов и сечений реальных объектов и т. д. Рассмотрим возможные активные формы проведения лекционных занятий с применением телекоммуникационных технологий и медиаданных [2]:

1.                  Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При постановке проблемы при помощи средств мультимедиа обеспечивается максимальная наглядность и интерактивность учебного содержания. Тем самым преподаватель подталкивает студентов к поиску не однотипного решения, стимулирует творческий процесс поиска в отсутствии готовой схемы решения. При подведении итогов лектор предъявляет аудитории несколько решений, в том числе ответы, которые предложили сами студенты, а также оригинальные решения проблемы. Такой подход способен улучшить восприятие информации студентом. Лекция с использованием мультимедийного оборудования обеспечивает творческое усвоение будущими специалистами и бакалаврами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

2.                  Лекция-визуализация является результатом использования принципа наглядности. Содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения, инфокоммуникационных технологий и средств мультимедиа, задействованных в учебном процессе. Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, текст лекции выводится на экран и предлагается студенту для переработки. Данный метод формирует профессиональное мышление в процессе систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. При этом могут возникнуть сложности при описании или визуализации явлений, или при выявлении их взаимосвязи. Использование коротких видеороликов, анимации или изображений обеспечит связность и последовательность рассуждений и системное понимание вопроса.

3.                  Лекция вдвоем предполагает режим диалогического общения двух преподавателей между собой по учебной теме проблемного свойства. При этом происходит моделирование реальной профессиональной ситуации обсуждения вопросов с разных позиций двух специалистов, использующих аргументы «за» и «против», например, с позиции практика и теоретика или сторонника / противника высказанной точки зрения и т. п. Для реализации такой формы лекции необходима презентация с содержанием основных моментов диалога, на основе которой студентам предлагается проанализировать с позиции «за» и «против» изучаемый материал. Предоставление студенту данного материала в доступном электронном виде вовлечет его в активный мыслительный процесс, позволит осознанно присоединиться к одной из сторон, либо сформировать свою точку зрения.

4.                  Лекция с «ошибками» применяется для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. По окончанию занятия лектор демонстрирует видео, либо аудио материал или небольшую презентацию, в которой представлен список ошибок, допущенных в выше изложенном материале. Использование медиа форматов представления материала позволит студенту определить допущенные содержательные, методические и поведенческие ошибки, такие как парадокс в работе механизма, ошибка в построении графика, нарушение логики изложения и др. При этом от преподавателя требуется специальная подготовка лекции, высокий уровень владения материалом. Во время лекции, студенты отмечают замеченные ошибки и индивидуально отчитываются об их наличии преподавателю, после чего в офлайн режиме происходит разбор всех недочетов.

5.                  Лекция-пресс-конференция проводится по заранее определенной теме, по которой студенты в начале лекции формулируют вопросы. Преподаватель имеет некоторые видео или аудио заготовки, такие как модели механизмов, процессов о которых идёт речь. Материал преподносится не в виде ответа на вопросы, а в виде последовательного рассказа. В процессе изложения материала формируются ответы на заданные вопросы.

6.                  Лекция-беседа или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что такой диалог позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов [3]. Использование интерактивной доски и мультимедиа контента повышает привлекательность и доступность изложенного материала для студенческой аудитории.

7.                  Лекция-дискуссия подразумевает не только ответы студентов на вопросы преподавателя, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Такая дискуссия проводится не только устно, но и с помощью заранее подготовленной презентации, видео ролика, либо аудио фрагмента. Сюда может быть помещена информация из одного, определенного источника, а также может быть проведен анализ нескольких позиций по разбираемой теме и сделан вывод. Такой подход оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях обучения. Студенты могут подготовить короткий и лаконичный материал в поддержку своего мнения, оформив его в виде коротких видеороликов, либо небольшой презентации, что поможет проанализировать и систематизировать различные точки зрения на пути решения поставленной задачи.

8.                  Лекция с разбором ситуаций похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, анимации, но должно содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

Итак, мы обозначили область и способы применения технического оборудования и медиаданных во время проведения интерактивных лекций. Рассмотрим вопрос о технологической составляющей данного вида учебной работы в электронном обучении. С этой точки зрения электронные лекции целесообразно разделить на четыре следующих типа:

1.                  Мультимедийная лекция. Содержание представлено в виде сменяющихся слайдов с аудио-сопровождением. Создание лекции происходит с применением сторонних редакторов, таких как iSpring, CourseLab и т. д. Подготовленная мультимедийная лекция сохраняется в формате SCORM-пакета и размещается в электронном курсе среды электронного обучения (LMS).

2.                  Видео лекция. Представляет собой цифровую видео запись лекции с синхронным аудио сопровождением. Качество записи должно обеспечивать нормальное восприятие речи преподавателя, содержания слайдов (по необходимости) и письменных пояснений преподавателя на доске (по необходимости).

3.                  Интерактивная текстовая лекция. Реализуется с помощью элемента «Лекция» LMS Moodle. Текстовое содержание лекции разделяется на небольшие (1–2 страницы) логически завершенные фрагменты. После изучения очередного фрагмента студенту необходимо ответить на контролирующий вопрос. Переход к следующему фрагменту лекции возможен после правильного ответа на вопрос.

4.                  Онлайн лекция. Лекционное занятие, проводимое преподавателем в реальном времени с распределенной аудиторией. Осуществляется в режиме вебинара с применением OpenMeeting, Cisco Webex, Adobe Connect и др. После проведения лекции в соответствующей теме электронного курса целесообразно разместить ссылку на видео-запись.

В процессе активного применения описанных возможной дистанционных образовательных технологий, актуальным остается вопрос обратной связи студента с преподавателем. Для эффективной реализации этой важной составляющей оправдано создание электронного курса, где в конце каждого раздела (темы) размещается лист отклика студента (например, элемент «Анкета» в среде LMS Moodle) — набор 5–8 вопросов, выясняющих субъективную оценку содержания, новизны, информативности, сложности учебных материалов, а также уровня удовлетворенности студента в учебном процессе. В лист включено поле комментария для отправки преподавателю дополнительного вопроса или отзыва. Дополнительная коммуникация между студентами и преподавателем реализуется одним из следующих способов:

-          Информационный форум. Инструмент для совместного офлайн обсуждения учебных вопросов с возможностью авто-информирования и оценивания активности студентов.

-          Учебный чат. Инструмент для открытого обмена сообщениями между участниками курса в режиме реального времени. Используется для дополнительной коммуникации студентов и преподавателя в процессе совместной распределенной работы.

-          Система личных сообщений. Функция, обеспечивающая возможность скрытого обмена сообщениями между участниками курса, в том числе студент-студент, преподаватель-студент, преподаватель- преподаватель.

Таким образом, проведение лекционных занятий с использованием медиаданных повышает наглядность изучаемой дисциплины, делает подход к каждому занятию более творческим и привлекательным. Указанные интерактивные формы лекционных занятий лучшим образом реализую преимущества электронного обучения как в форме веб-поддержки, так и в процессе смешанного и дистанционного образования. Таким образом, предложенная трансформация традиционной формы учебной работы — лекции — эффективный способ повышения качества образования в профессиональной подготовке кадров физико-математических направлений.

 

Литература:

 

1.         Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с

2.         Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с

3.         Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лекционных занятий, электронного обучения, учебного процесса, проведения лекционных занятий, совершенствования учебного процесса, в учебном процессе, изложения материала, активного обучения, привычные надиктованные лекции, к материалам лекции в любое, студенты в начале лекции, физико-математических направлений, Современная естественнонаучная лекция, формы лекции необходима, изложения учебного материала, концепции электронного обучения, Текстовое содержание лекции, электронные лекции целесообразно, специальная подготовка лекции, точки зрения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос