Учебно-методические аспекты преподавания физико-математических дисциплин в медицинских вузах с низким уровнем исходных знаний студентов по физике и математике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Труженикова, С. Е. Учебно-методические аспекты преподавания физико-математических дисциплин в медицинских вузах с низким уровнем исходных знаний студентов по физике и математике / С. Е. Труженикова, М. А. Ризаханов, М. М. Муталипов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7862/ (дата обращения: 13.10.2024).

Реформы в образовании за последние два-три десятилетия привели к резкому падению уровня школьных знаний по физике и математике у абитуриентов, поступающих в медицинские вузы, что осложняет преподавание и освоение студентами вузовских программ по этим дисциплинам, представляющих для врача общетехническое, профильно-специализированное значение. В данной работе проанализированы учебно-методические приемы, предпринимаемые на кафедре биофизики, информатики и медаппаратуры Дагестанской государственной медицинской академии, адекватные сложившимся учебным условиям. Предложены меры, которые могут способствовать выходу из сложившейся ситуации по вопросу о качестве знаний по физико-техническим дисциплинам в медицине.

Ключевые слова: математика, физика, медицинский вуз, студент.

 

Эффективность учебного процесса по физико-техническим и физико-математическим дисциплинам зависит от ряда факторов. К ним в первую очередь относятся исходный уровень знаний первокурсников по непрофильным для медицинских вузов школьным дисциплинам — физика, математика, информатика, степень их адаптированности и усердия в учебном процессе, адекватное к сложившимся условиям преподавание дисциплин на лекционных и практических занятиях, обеспеченность кафедры учебно-методической литературой, учебно-техническими средствами, работа деканатов по организации учебного процесса и вовлечения студентов в учебный процесс. Преподавание физико-математических дисциплин выполняет весьма важные функции общеобразовательной, общетехнической, мировоззренческой а также профильно-специализированной подготовки студентов.

Для удовлетворительного усвоения всего материала учебных дисциплин кафедры первокурсникам необходима довольно серьезная предвузовская физико-математическая подготовка. Однако результаты проверки, проводимой в последние годы на кафедре на первом занятии, исходного уровня знаний по математике и физике показывают, что около 60 % первокурсников не владеют элементарными вычислительными умениями, не знают ни определений физических величин и единиц их измерений, ни формул основных законов физики. На низком уровне у большинства первокурсников умения и навыки учебного труда. Около 58 % первокурсников не могут выявлять главные мысли прочитанного учебного текста, составлять план ответа, а также находить в тексте ответы на вопросы, выставленные для самоподготовки в самом начале изучаемого текста. Характерными для их устных и письменных ответов является зубрежка и воспроизведение наизусть первых предложений и абзацев без понимания сущности учебных теоретических знаний, физических, биофизических явлений и др.

Между тем, учебники и другая учебно-методическая литература по медицинской и биологической физике, высшей математике и информатике, получаемые централизовано, отличаются не только высокой теоретичностью и абстрактностью, но и большим объемом учебного материала. Так, например, они содержат большее количество новых занятий, фактов и законов, которые студенты не в состоянии осмыслить и понять за время, отведенное учебным планом на их изучение. Большинство из них не имеют большого значения ни для понимания существа биофизических явлений и процессов в организме, ни для профессиональной деятельности врача.

Таким образом, создается большой разрыв между реальным уровнем знаний и умений первокурсников по названным дисциплинам и теми знаниями и умениями, что им необходимы для усвоения учебных программ первого курса медицинских вузов. По нашим наблюдениям этот разрыв с каждым годом медленно, но неуклонно растет. Причины, приведшие к сложившейся ситуации по вопросу о знаниях первокурсников по физике и математике, лежат на поверхности. В последние оды произошло резкое сокращение числа часов, отведенных в общеобразовательных школах на преподавание физики. К ухудшению ситуации привела нехватка в дагестанских школах квалифицированных преподавателей физики. Наконец, физика исключена из круга дисциплин, обязательных для сдачи ЕГЭ выпускниками школ, ориентирующихся в медицинские вузы России.

Одной из самых частных проблем является снабжение кафедры учебно-лабораторным оборудованием, измерительными приборами и медицинской аппаратурой, компьютерной техникой. Резкое уменьшение финансирования вуза в годы реформ привело к падению уровня материально-технического снабжения кафедры и она по уровню оснащенности необходимым учебно-техническим оборудованием далека от требований учебного процесса.

По стандартам третьего поколения резко уменьшено число часов, отведенных на преподавание физики и математики в медицинских вузах практически в два раза. Так, что осуществление этих действий может быть оценено как направленное с целью исключения физико-математических дисциплин «из стен медицинских вузов».

В связи с выше сказанным, на кафедре проводится большая учебно-методического содержания работа по перестройке всего учебно-воспитательного процесса. В первую очередь это относится к организации и проведению учебного процесса адекватного нынешним реалиям, а также к созданию собственной базы учебно-методической литературы, адаптированной к уровню подготовки среднестатистического студента.

В руководствах и методических разработках произведено значительное упрощение учебного материала с целью уменьшения степени теоретичности, абстрактности и использования математического аппарата, уменьшено количество новых понятий, законов, математических выражений и формул за счет исключения из учебного материала наименее значимых для понимания биофизических и специально профессиональных знаний. Вместе с тем в них усилена роль качественного объяснения сущности биофизических явлений и процессов в организме и образно-наглядного мышления, характерного для студентов медико-биологической направленности.

С целью оказания помощи студентам в формировании умений в выделении главных мыслей учебного текста каждое описание учебной темы снабжено контрольными вопросами, направленными на выявление наиболее существенных элементов изучаемого текста. В ходе лекционных занятий эта задача решается путем предъявления аудитории перед ее началом плана изложения темы лекции. Само изложение лекции строиться таким образом, что в ней неоднократно повторяются наиболее важные положения, что дает возможность студентам осмыслить полностью и их конспектировать.

Повышение познавательного интереса студентов к учебному материалу курса достигается профилизацией его содержания в соответствии со специальностью, выбранной студентами. Задачи и примеры, выносимые для доля решения на практических занятиях, подобраны из области будущей профессиональной деятельности врача.

В плане дальнейшего совершенствования учебного процесса на кафедре поставлена задача расширения применения на практических занятиях и в лекционном изложении методов проблемного и программированного обучения. Имеющийся опыт проблемного изложения лекций уже показал, что путем выделения одной и двух основных проблем и системы частных проблемных вопросов по отдельным темам можно значительно активизировать мыслительную деятельности улучшить качество усвоения студентами учебного материала.

В круг предпринимаемых на кафедре мер по ликвидации пробелов в довузовской подготовке студентов включается и требования к преподавателям, ведущих как практические, так и лекционные занятия, совершать в ходе этих занятий и по возможности в ходе дополнительных учебных мероприятий занятий экскурсию в «школьное прошлое», для повторения и систематизации базовых знаний, без которых усвоение вузовского учебного материала не представляется возможным.

Примерно 25 % первокурсников имеют высокий уровень физико-математической подготовки. В ходе учебного процесса на кафедре видно, что они отличаются систематической подготовкой к занятиям, повышенной познавательной активностью и удовлетворенностью в выборе профессии врача. На кафедре уже сложилась традиция привлекать таких студентов к научно- исследовательской работе.

В целях дальнейшего совершенствования учебных пособий, руководств и методических разработок на кафедре проводятся ежемесячные методические совещания, на которых обсуждаются качество учебных занятий и учебно-методической литературы в отношении полноты и доступности их содержания для студентов.

Учебные занятия построены по принципу воспитывающего обучения. Добиться при нынешнем уровне подготовленности студентов и сложности вузовского учебного материала сохранение внимания учащихся во время лекции (новой формы обучения для первокурсников) является архисложной задачей. В качестве одного из педагогических приемов для выхода из этой не простой ситуации и психологической разгрузки студентов в лекционные занятия включаются небольшие по длительности (1–2 мин) аудио, видео вставки по таким вопросам, как права и обязанности студентов, поведение студентов и нормы общечеловеческой культуры, отношение студента, будущего врача в статусе верующего, к учебному процессу и т. д.

Важной проблемой, с которой сталкивается кафедра ежегодно в учебном процессе, является полное отсутствие у студентов мотивации изучения физики и математики в медицинском вузе. На наш прямой вопрос студентам, а также некоторой категории практикующих врачей, в основном, хирургам: «Нужны ли физика и математика врачу?», около 80 % ответов были полностью отрицательными, что свидетельствовало о непонимании ими значения физики и математики для профессиональной деятельности врача. Многие из нынешних студентов заявляют, что они не были информированы о преподавании этих дисциплин в медицинских вузах.

В заключении отметим, что одни учебно-методические усилия, предпринимаемые на соответствующих кафедрах медицинских вузов, не приведет к существенным изменениям в подготовке будущего врача по физико-техническим дисциплинам. Коренное устранение сложившейся недостатков требует не только увеличения числа часов, отводимых на преподавание этих дисциплин в школе и в стенах медицинских вузов, как базовых дисциплин для освоения не только биофизических, но и биохимических, физиологических явлений, для овладения основами методов физиографии, физиотерапии, внутривидения и т. д. В биофизике накопилась большая группа явлений (физика мембран, физика сердечнососудистой системы, нервной системы, физика слуха, зрения и т. д.) хорошо обследованные на теоретически-экспериментальном уровне. Существует неотложная необходимость их включения в школьные программы с целью освоения и демонстрации роли физики, как базовой дисциплины для таких прикладных направлений типа биотехнология, медицина. Другой шаг обязательный для усиления уровня знаний по физико-математическим дисциплинам учащихся связан с включением физики в круг дисциплин, по которым сдают ЕГЭ выпускники, ориентирующие на поступление в медицинские вузы.

 

Литература:

 

1.                  Муталипов М. М., Ризаханов М. А. О проблемах преподавания медицинской и биологической физики, высшей математики и информатики. // Материалы Юбилейной учебно-методической конференции «Проблема повышения качества учебного процесса в медицинском вузе», Махачкала, — 2002, — С. 229–232.

2.                  Ризаханов М. А., Магомедов М. А. Исходный низкий уровень школьных знаний у первокурсников и требования к лекционным и практическим занятиям. // Лекционный процесс в медицинском вузе (материалы учебно-методической конференции).- Махачкала: ИПЦ ДГМА, — 2010.- С.82–83.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, дисциплина, занятие, студент, учебно-методическая литература, учебный материал, вуз, кафедра, математик, физик.

Похожие статьи

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2016 году в Красноярском крае

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день в России проблеме использования и совершенствования средств оценивания результатов подготовки учащихся школ в области информатики и ИКТ. В статье отражены структура и содержание КИМ по информатик...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей усвоения и приемов работы с общетехнической и специальной лексикой в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. На практических занятиях необходимо уделять много времени материалам, ...

Факторы, влияющие на лингво-речевые предпочтения студентов неязыковых вузов

В настоящей работе рассматриваются вопросы, касающиеся изучения английского языка студентами в неязыковых вузах: чем мотивированы студенты и какие аспекты являются для них приоритетными. В процессе анкетирования выявлено, что студенты предпочитают ус...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Применение учебного макета ремонтно-механического цеха на базе технологий «умный дом», для проведения лабораторных работ по теории автоматического управления

В статье исследован вопрос целесообразности разработки и применения специализированного учебного макета ремонтно-механического цеха для наглядной демонстрации работы законов автоматического регулирования и обучения студентов высших и средне профессио...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

К проблеме уменьшения количества пропусков занятий студентами вузов: пути решения

В статье рассмотрена одна для вузов проблема — пропуски занятий студентами в период их обучения и возможность оценки качества успеваемости студента с учётов индивидуального коэффициента, учитывающего посещение студентом занятий, его участие в обществ...

Похожие статьи

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2016 году в Красноярском крае

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день в России проблеме использования и совершенствования средств оценивания результатов подготовки учащихся школ в области информатики и ИКТ. В статье отражены структура и содержание КИМ по информатик...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей усвоения и приемов работы с общетехнической и специальной лексикой в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. На практических занятиях необходимо уделять много времени материалам, ...

Факторы, влияющие на лингво-речевые предпочтения студентов неязыковых вузов

В настоящей работе рассматриваются вопросы, касающиеся изучения английского языка студентами в неязыковых вузах: чем мотивированы студенты и какие аспекты являются для них приоритетными. В процессе анкетирования выявлено, что студенты предпочитают ус...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Применение учебного макета ремонтно-механического цеха на базе технологий «умный дом», для проведения лабораторных работ по теории автоматического управления

В статье исследован вопрос целесообразности разработки и применения специализированного учебного макета ремонтно-механического цеха для наглядной демонстрации работы законов автоматического регулирования и обучения студентов высших и средне профессио...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

К проблеме уменьшения количества пропусков занятий студентами вузов: пути решения

В статье рассмотрена одна для вузов проблема — пропуски занятий студентами в период их обучения и возможность оценки качества успеваемости студента с учётов индивидуального коэффициента, учитывающего посещение студентом занятий, его участие в обществ...