Учебно-методические аспекты преподавания физико-математических дисциплин в медицинских вузах с низким уровнем исходных знаний студентов по физике и математике | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Труженикова С. Е., Ризаханов М. А., Муталипов М. М. Учебно-методические аспекты преподавания физико-математических дисциплин в медицинских вузах с низким уровнем исходных знаний студентов по физике и математике [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 270-273. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7862/ (дата обращения: 21.08.2018).

Реформы в образовании за последние два-три десятилетия привели к резкому падению уровня школьных знаний по физике и математике у абитуриентов, поступающих в медицинские вузы, что осложняет преподавание и освоение студентами вузовских программ по этим дисциплинам, представляющих для врача общетехническое, профильно-специализированное значение. В данной работе проанализированы учебно-методические приемы, предпринимаемые на кафедре биофизики, информатики и медаппаратуры Дагестанской государственной медицинской академии, адекватные сложившимся учебным условиям. Предложены меры, которые могут способствовать выходу из сложившейся ситуации по вопросу о качестве знаний по физико-техническим дисциплинам в медицине.

Ключевые слова: математика, физика, медицинский вуз, студент.

 

Эффективность учебного процесса по физико-техническим и физико-математическим дисциплинам зависит от ряда факторов. К ним в первую очередь относятся исходный уровень знаний первокурсников по непрофильным для медицинских вузов школьным дисциплинам — физика, математика, информатика, степень их адаптированности и усердия в учебном процессе, адекватное к сложившимся условиям преподавание дисциплин на лекционных и практических занятиях, обеспеченность кафедры учебно-методической литературой, учебно-техническими средствами, работа деканатов по организации учебного процесса и вовлечения студентов в учебный процесс. Преподавание физико-математических дисциплин выполняет весьма важные функции общеобразовательной, общетехнической, мировоззренческой а также профильно-специализированной подготовки студентов.

Для удовлетворительного усвоения всего материала учебных дисциплин кафедры первокурсникам необходима довольно серьезная предвузовская физико-математическая подготовка. Однако результаты проверки, проводимой в последние годы на кафедре на первом занятии, исходного уровня знаний по математике и физике показывают, что около 60 % первокурсников не владеют элементарными вычислительными умениями, не знают ни определений физических величин и единиц их измерений, ни формул основных законов физики. На низком уровне у большинства первокурсников умения и навыки учебного труда. Около 58 % первокурсников не могут выявлять главные мысли прочитанного учебного текста, составлять план ответа, а также находить в тексте ответы на вопросы, выставленные для самоподготовки в самом начале изучаемого текста. Характерными для их устных и письменных ответов является зубрежка и воспроизведение наизусть первых предложений и абзацев без понимания сущности учебных теоретических знаний, физических, биофизических явлений и др.

Между тем, учебники и другая учебно-методическая литература по медицинской и биологической физике, высшей математике и информатике, получаемые централизовано, отличаются не только высокой теоретичностью и абстрактностью, но и большим объемом учебного материала. Так, например, они содержат большее количество новых занятий, фактов и законов, которые студенты не в состоянии осмыслить и понять за время, отведенное учебным планом на их изучение. Большинство из них не имеют большого значения ни для понимания существа биофизических явлений и процессов в организме, ни для профессиональной деятельности врача.

Таким образом, создается большой разрыв между реальным уровнем знаний и умений первокурсников по названным дисциплинам и теми знаниями и умениями, что им необходимы для усвоения учебных программ первого курса медицинских вузов. По нашим наблюдениям этот разрыв с каждым годом медленно, но неуклонно растет. Причины, приведшие к сложившейся ситуации по вопросу о знаниях первокурсников по физике и математике, лежат на поверхности. В последние оды произошло резкое сокращение числа часов, отведенных в общеобразовательных школах на преподавание физики. К ухудшению ситуации привела нехватка в дагестанских школах квалифицированных преподавателей физики. Наконец, физика исключена из круга дисциплин, обязательных для сдачи ЕГЭ выпускниками школ, ориентирующихся в медицинские вузы России.

Одной из самых частных проблем является снабжение кафедры учебно-лабораторным оборудованием, измерительными приборами и медицинской аппаратурой, компьютерной техникой. Резкое уменьшение финансирования вуза в годы реформ привело к падению уровня материально-технического снабжения кафедры и она по уровню оснащенности необходимым учебно-техническим оборудованием далека от требований учебного процесса.

По стандартам третьего поколения резко уменьшено число часов, отведенных на преподавание физики и математики в медицинских вузах практически в два раза. Так, что осуществление этих действий может быть оценено как направленное с целью исключения физико-математических дисциплин «из стен медицинских вузов».

В связи с выше сказанным, на кафедре проводится большая учебно-методического содержания работа по перестройке всего учебно-воспитательного процесса. В первую очередь это относится к организации и проведению учебного процесса адекватного нынешним реалиям, а также к созданию собственной базы учебно-методической литературы, адаптированной к уровню подготовки среднестатистического студента.

В руководствах и методических разработках произведено значительное упрощение учебного материала с целью уменьшения степени теоретичности, абстрактности и использования математического аппарата, уменьшено количество новых понятий, законов, математических выражений и формул за счет исключения из учебного материала наименее значимых для понимания биофизических и специально профессиональных знаний. Вместе с тем в них усилена роль качественного объяснения сущности биофизических явлений и процессов в организме и образно-наглядного мышления, характерного для студентов медико-биологической направленности.

С целью оказания помощи студентам в формировании умений в выделении главных мыслей учебного текста каждое описание учебной темы снабжено контрольными вопросами, направленными на выявление наиболее существенных элементов изучаемого текста. В ходе лекционных занятий эта задача решается путем предъявления аудитории перед ее началом плана изложения темы лекции. Само изложение лекции строиться таким образом, что в ней неоднократно повторяются наиболее важные положения, что дает возможность студентам осмыслить полностью и их конспектировать.

Повышение познавательного интереса студентов к учебному материалу курса достигается профилизацией его содержания в соответствии со специальностью, выбранной студентами. Задачи и примеры, выносимые для доля решения на практических занятиях, подобраны из области будущей профессиональной деятельности врача.

В плане дальнейшего совершенствования учебного процесса на кафедре поставлена задача расширения применения на практических занятиях и в лекционном изложении методов проблемного и программированного обучения. Имеющийся опыт проблемного изложения лекций уже показал, что путем выделения одной и двух основных проблем и системы частных проблемных вопросов по отдельным темам можно значительно активизировать мыслительную деятельности улучшить качество усвоения студентами учебного материала.

В круг предпринимаемых на кафедре мер по ликвидации пробелов в довузовской подготовке студентов включается и требования к преподавателям, ведущих как практические, так и лекционные занятия, совершать в ходе этих занятий и по возможности в ходе дополнительных учебных мероприятий занятий экскурсию в «школьное прошлое», для повторения и систематизации базовых знаний, без которых усвоение вузовского учебного материала не представляется возможным.

Примерно 25 % первокурсников имеют высокий уровень физико-математической подготовки. В ходе учебного процесса на кафедре видно, что они отличаются систематической подготовкой к занятиям, повышенной познавательной активностью и удовлетворенностью в выборе профессии врача. На кафедре уже сложилась традиция привлекать таких студентов к научно- исследовательской работе.

В целях дальнейшего совершенствования учебных пособий, руководств и методических разработок на кафедре проводятся ежемесячные методические совещания, на которых обсуждаются качество учебных занятий и учебно-методической литературы в отношении полноты и доступности их содержания для студентов.

Учебные занятия построены по принципу воспитывающего обучения. Добиться при нынешнем уровне подготовленности студентов и сложности вузовского учебного материала сохранение внимания учащихся во время лекции (новой формы обучения для первокурсников) является архисложной задачей. В качестве одного из педагогических приемов для выхода из этой не простой ситуации и психологической разгрузки студентов в лекционные занятия включаются небольшие по длительности (1–2 мин) аудио, видео вставки по таким вопросам, как права и обязанности студентов, поведение студентов и нормы общечеловеческой культуры, отношение студента, будущего врача в статусе верующего, к учебному процессу и т. д.

Важной проблемой, с которой сталкивается кафедра ежегодно в учебном процессе, является полное отсутствие у студентов мотивации изучения физики и математики в медицинском вузе. На наш прямой вопрос студентам, а также некоторой категории практикующих врачей, в основном, хирургам: «Нужны ли физика и математика врачу?», около 80 % ответов были полностью отрицательными, что свидетельствовало о непонимании ими значения физики и математики для профессиональной деятельности врача. Многие из нынешних студентов заявляют, что они не были информированы о преподавании этих дисциплин в медицинских вузах.

В заключении отметим, что одни учебно-методические усилия, предпринимаемые на соответствующих кафедрах медицинских вузов, не приведет к существенным изменениям в подготовке будущего врача по физико-техническим дисциплинам. Коренное устранение сложившейся недостатков требует не только увеличения числа часов, отводимых на преподавание этих дисциплин в школе и в стенах медицинских вузов, как базовых дисциплин для освоения не только биофизических, но и биохимических, физиологических явлений, для овладения основами методов физиографии, физиотерапии, внутривидения и т. д. В биофизике накопилась большая группа явлений (физика мембран, физика сердечнососудистой системы, нервной системы, физика слуха, зрения и т. д.) хорошо обследованные на теоретически-экспериментальном уровне. Существует неотложная необходимость их включения в школьные программы с целью освоения и демонстрации роли физики, как базовой дисциплины для таких прикладных направлений типа биотехнология, медицина. Другой шаг обязательный для усиления уровня знаний по физико-математическим дисциплинам учащихся связан с включением физики в круг дисциплин, по которым сдают ЕГЭ выпускники, ориентирующие на поступление в медицинские вузы.

 

Литература:

 

1.                  Муталипов М. М., Ризаханов М. А. О проблемах преподавания медицинской и биологической физики, высшей математики и информатики. // Материалы Юбилейной учебно-методической конференции «Проблема повышения качества учебного процесса в медицинском вузе», Махачкала, — 2002, — С. 229–232.

2.                  Ризаханов М. А., Магомедов М. А. Исходный низкий уровень школьных знаний у первокурсников и требования к лекционным и практическим занятиям. // Лекционный процесс в медицинском вузе (материалы учебно-методической конференции).- Махачкала: ИПЦ ДГМА, — 2010.- С.82–83.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, студент, занятие, дисциплина, учебный материал, учебно-методическая литература, вуз, кафедра, математик, физик.

Похожие статьи

Опыт преподавания математики студентам гуманитарных...

С помощью данного учебного пособия студенты могли разобраться с конкретными непонятными моментами и наиболее сложными

Разобранные примеры взяты из различных задачников по высшей математике, которые используются на занятиях на кафедре...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

- учебные программы дисциплин; - учебный материал

– содержание учебной дисциплины; – технологическую (учебно-методическую) и материально-техническую базы вуза.

Рассматривая учебный процесс вуза как систему, состоящую из множества дисциплин...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения.

Заочное обучение — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с...

Разработка методических материалов по физике для курсантов...

учебно-методические материалы для подготовки к входному контролю

учебно-методические пособия, необходимые для подготовки к занятиям

Литература: 1. Сычев, И. В. Прикладные аспекты преподавания курса общей физики в Воронежском...

Методы преподавания лекции в университете | Статья в журнале...

педагогический процесс, учебный материал, лекционная форма преподавания, лекция, знание, приобретение умений, учебный процесс, учебная дисциплина, лекционный материал, высшая школа, студент.

Формирование познавательной активности студентов технических...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Качественное информационное обеспечение учебного процесса ведет к изменению позиции преподавателя и студента.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

В условиях высшего учебного заведения массовые физкультурно-спортивные мероприятия занимают важное место.

Литература

М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление...»

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление материалов» для иностранных студентов, изучающих железнодорожный транспорт и его эксплуатацию.

Курс лекций и /или учебное пособие, адаптированное для иностранных студентов должен иметься на кафедре.

Современный подход к преподаванию математики в вузе

Основные задачи и проблемы методики преподавания математики в техническом вузе изучены методистами в различных аспектах

С помощью такого метода студенты приобретают навыки планирования, организации своего учебного плана, это дает возможность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опыт преподавания математики студентам гуманитарных...

С помощью данного учебного пособия студенты могли разобраться с конкретными непонятными моментами и наиболее сложными

Разобранные примеры взяты из различных задачников по высшей математике, которые используются на занятиях на кафедре...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

- учебные программы дисциплин; - учебный материал

– содержание учебной дисциплины; – технологическую (учебно-методическую) и материально-техническую базы вуза.

Рассматривая учебный процесс вуза как систему, состоящую из множества дисциплин...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения.

Заочное обучение — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с...

Разработка методических материалов по физике для курсантов...

учебно-методические материалы для подготовки к входному контролю

учебно-методические пособия, необходимые для подготовки к занятиям

Литература: 1. Сычев, И. В. Прикладные аспекты преподавания курса общей физики в Воронежском...

Методы преподавания лекции в университете | Статья в журнале...

педагогический процесс, учебный материал, лекционная форма преподавания, лекция, знание, приобретение умений, учебный процесс, учебная дисциплина, лекционный материал, высшая школа, студент.

Формирование познавательной активности студентов технических...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Качественное информационное обеспечение учебного процесса ведет к изменению позиции преподавателя и студента.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

В условиях высшего учебного заведения массовые физкультурно-спортивные мероприятия занимают важное место.

Литература

М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление...»

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление материалов» для иностранных студентов, изучающих железнодорожный транспорт и его эксплуатацию.

Курс лекций и /или учебное пособие, адаптированное для иностранных студентов должен иметься на кафедре.

Современный подход к преподаванию математики в вузе

Основные задачи и проблемы методики преподавания математики в техническом вузе изучены методистами в различных аспектах

С помощью такого метода студенты приобретают навыки планирования, организации своего учебного плана, это дает возможность...

Задать вопрос