Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Тернистый или легкий путь преодоления кризисов детей?

11. Семейная педагогика
10.04.2015
421
Поделиться
Библиографическое описание
Каверина, Е. М. Тернистый или легкий путь преодоления кризисов детей? / Е. М. Каверина, М. В. Неверова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7837/.

Дайте детству созреть в детстве.

Жан-Жак Руссо

 

В китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов.

Один означает «опасность», а другой представляет собой «возможность».

Как же обойти опасность и суметь найти возможность легкого выхода из кризиса?

Во-первых, необходимо не только растить своего малыша, но и понимать его состояние души. Что радует ребенка, чем он интересуется, почему вдруг из спокойного малыша иногда вырывается «бунтарь», против чего он бунтует, с кем и как ребенок общается?

Во-вторых, понимать, что существуют кризисы развития ребенка. Во время кризиса происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа и начала следующего.

В периодизации Льва Семеновича Выготского представлены

следующие возрастные кризисы:

-        кризис новорожденности;

-        кризис 1 года;

-        кризис 3 лет;

-        кризис 7 лет;

-        кризис 13 лет;

-        кризис 17 лет.

Перестройка сознания ребенка к концу каждого периода меняет всю систему его отношений с другими и отношение к самому себе; ребенок чувствует себя изменившимся, изменяющимся. Это переживание своей динамичности, изменчивости, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни в периоды стабильные, и отличает, по мнению Л. С. Выготского, «нормального» человека. [1, с. 159].

В-третьих, искать пути преодоления кризиса. Родители должны помочь сыну или дочке перейти на следующую ступеньку развития, по окончании чего и завершится кризис. Мамам и папам необходимо повышать свою педагогическую грамотность и можно начать с прочтения книги Кэмпбелла «Как на самом деле любить своего ребенка». Кэмпбелл утверждает, что в большинстве случаев родители все-таки любят своего ребенка, причем иногда — очень даже сильно. А вот как раз выразить эту любовь может не каждый. [2, с. 73]. Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек). В выражении любви Кемпбелл выделяет три основных способа:

-        контакт глаз;

-        физический контакт;

-        пристальное внимание.

Значит, для легкого пути преодоления кризиса родителям необходимо уделять внимание ребенку, обнимать своего малыша и любящим взглядом показывать свою заботу и понимание его проблем.

В-четвертых, выбрать правильный стиль воспитания. Доктор педагогических наук, профессор Минияров Валерий Максимович, выделил часто встречаемые стили семейного воспитания:

-        контролирующий стиль;

-        доминирующий стиль;

-        предупредительный стиль.

В результате контролирующего стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, робость, застенчивость.

Доминирующий стиль воспитания развивает доминирующий тип личности.

Признаки доминирования:

это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.

Предупредительный стиль в науке называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

Признаки сензитивности:

ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.

На наш взгляд предупредительный стиль воспитания более подходящий во время кризиса.

Главная цель родителей — помочь справиться ребенку с его внутренними изменениями во время кризиса, а не добавить трудностей. Подумайте над стилем воспитания, постарайтесь договориться с детьми, а не кричать на них, злиться, бить или делать вид, что проблем ребенка не существует. Роль мам и пап — понять, что нужно ребенку на самом деле, и мягко направить его в эту сторону. Выбирайте легкий путь преодоления кризиса, а не тернистый, который очень ранит детскую психику.

 

Литература:

 

1.         Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков [Текст] / С. Г. Касвинов. — Харьков: Райдер, 2013. — 460 с.

2.         Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. — 240 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный