Тернистый или легкий путь преодоления кризисов детей?
Авторы: Каверина Екатерина Михайловна, Неверова Марина Васильевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.04.2015
Статья просмотрена: 418 раз
Библиографическое описание:
Каверина, Е. М. Тернистый или легкий путь преодоления кризисов детей? / Е. М. Каверина, М. В. Неверова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7837/ (дата обращения: 21.11.2024).
Дайте детству созреть в детстве.
Жан-Жак Руссо
В китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов.
Один означает «опасность», а другой представляет собой «возможность».
Как же обойти опасность и суметь найти возможность легкого выхода из кризиса?
Во-первых, необходимо не только растить своего малыша, но и понимать его состояние души. Что радует ребенка, чем он интересуется, почему вдруг из спокойного малыша иногда вырывается «бунтарь», против чего он бунтует, с кем и как ребенок общается?
Во-вторых, понимать, что существуют кризисы развития ребенка. Во время кризиса происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа и начала следующего.
В периодизации Льва Семеновича Выготского представлены
следующие возрастные кризисы:
- кризис новорожденности;
- кризис 1 года;
- кризис 3 лет;
- кризис 7 лет;
- кризис 13 лет;
- кризис 17 лет.
Перестройка сознания ребенка к концу каждого периода меняет всю систему его отношений с другими и отношение к самому себе; ребенок чувствует себя изменившимся, изменяющимся. Это переживание своей динамичности, изменчивости, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни в периоды стабильные, и отличает, по мнению Л. С. Выготского, «нормального» человека. [1, с. 159].
В-третьих, искать пути преодоления кризиса. Родители должны помочь сыну или дочке перейти на следующую ступеньку развития, по окончании чего и завершится кризис. Мамам и папам необходимо повышать свою педагогическую грамотность и можно начать с прочтения книги Кэмпбелла «Как на самом деле любить своего ребенка». Кэмпбелл утверждает, что в большинстве случаев родители все-таки любят своего ребенка, причем иногда — очень даже сильно. А вот как раз выразить эту любовь может не каждый. [2, с. 73]. Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек). В выражении любви Кемпбелл выделяет три основных способа:
- контакт глаз;
- физический контакт;
- пристальное внимание.
Значит, для легкого пути преодоления кризиса родителям необходимо уделять внимание ребенку, обнимать своего малыша и любящим взглядом показывать свою заботу и понимание его проблем.
В-четвертых, выбрать правильный стиль воспитания. Доктор педагогических наук, профессор Минияров Валерий Максимович, выделил часто встречаемые стили семейного воспитания:
- контролирующий стиль;
- доминирующий стиль;
- предупредительный стиль.
В результате контролирующего стиля воспитания формируется тревожный тип личности.
Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:
вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, робость, застенчивость.
Доминирующий стиль воспитания развивает доминирующий тип личности.
Признаки доминирования:
это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.
Предупредительный стиль в науке называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.
Признаки сензитивности:
ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.
На наш взгляд предупредительный стиль воспитания более подходящий во время кризиса.
Главная цель родителей — помочь справиться ребенку с его внутренними изменениями во время кризиса, а не добавить трудностей. Подумайте над стилем воспитания, постарайтесь договориться с детьми, а не кричать на них, злиться, бить или делать вид, что проблем ребенка не существует. Роль мам и пап — понять, что нужно ребенку на самом деле, и мягко направить его в эту сторону. Выбирайте легкий путь преодоления кризиса, а не тернистый, который очень ранит детскую психику.
Литература:
1. Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков [Текст] / С. Г. Касвинов. — Харьков: Райдер, 2013. — 460 с.
2. Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. — 240 с.