Тернистый или легкий путь преодоления кризисов детей? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каверина, Е. М. Тернистый или легкий путь преодоления кризисов детей? / Е. М. Каверина, М. В. Неверова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7837/ (дата обращения: 21.11.2024).

Дайте детству созреть в детстве.

Жан-Жак Руссо

 

В китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов.

Один означает «опасность», а другой представляет собой «возможность».

Как же обойти опасность и суметь найти возможность легкого выхода из кризиса?

Во-первых, необходимо не только растить своего малыша, но и понимать его состояние души. Что радует ребенка, чем он интересуется, почему вдруг из спокойного малыша иногда вырывается «бунтарь», против чего он бунтует, с кем и как ребенок общается?

Во-вторых, понимать, что существуют кризисы развития ребенка. Во время кризиса происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа и начала следующего.

В периодизации Льва Семеновича Выготского представлены

следующие возрастные кризисы:

-        кризис новорожденности;

-        кризис 1 года;

-        кризис 3 лет;

-        кризис 7 лет;

-        кризис 13 лет;

-        кризис 17 лет.

Перестройка сознания ребенка к концу каждого периода меняет всю систему его отношений с другими и отношение к самому себе; ребенок чувствует себя изменившимся, изменяющимся. Это переживание своей динамичности, изменчивости, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни в периоды стабильные, и отличает, по мнению Л. С. Выготского, «нормального» человека. [1, с. 159].

В-третьих, искать пути преодоления кризиса. Родители должны помочь сыну или дочке перейти на следующую ступеньку развития, по окончании чего и завершится кризис. Мамам и папам необходимо повышать свою педагогическую грамотность и можно начать с прочтения книги Кэмпбелла «Как на самом деле любить своего ребенка». Кэмпбелл утверждает, что в большинстве случаев родители все-таки любят своего ребенка, причем иногда — очень даже сильно. А вот как раз выразить эту любовь может не каждый. [2, с. 73]. Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек). В выражении любви Кемпбелл выделяет три основных способа:

-        контакт глаз;

-        физический контакт;

-        пристальное внимание.

Значит, для легкого пути преодоления кризиса родителям необходимо уделять внимание ребенку, обнимать своего малыша и любящим взглядом показывать свою заботу и понимание его проблем.

В-четвертых, выбрать правильный стиль воспитания. Доктор педагогических наук, профессор Минияров Валерий Максимович, выделил часто встречаемые стили семейного воспитания:

-        контролирующий стиль;

-        доминирующий стиль;

-        предупредительный стиль.

В результате контролирующего стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, робость, застенчивость.

Доминирующий стиль воспитания развивает доминирующий тип личности.

Признаки доминирования:

это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.

Предупредительный стиль в науке называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

Признаки сензитивности:

ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.

На наш взгляд предупредительный стиль воспитания более подходящий во время кризиса.

Главная цель родителей — помочь справиться ребенку с его внутренними изменениями во время кризиса, а не добавить трудностей. Подумайте над стилем воспитания, постарайтесь договориться с детьми, а не кричать на них, злиться, бить или делать вид, что проблем ребенка не существует. Роль мам и пап — понять, что нужно ребенку на самом деле, и мягко направить его в эту сторону. Выбирайте легкий путь преодоления кризиса, а не тернистый, который очень ранит детскую психику.

 

Литература:

 

1.         Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков [Текст] / С. Г. Касвинов. — Харьков: Райдер, 2013. — 460 с.

2.         Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): кризис, ребенок, время кризиса, легкий путь преодоления кризиса, предупредительный стиль, самое дело.