Создание здоровьесберегающего пространства на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 08.04.2015

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Хорубко, Е. А. Создание здоровьесберегающего пространства на уроках русского языка / Е. А. Хорубко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7820/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.

Г. Гейне

 

Здоровье человека — тема достаточно актуальная во все времена. Сейчас, в веке высоких технологий, она приобрела первостепенную важность.

Здоровьесберегающие технологии — это система, создающая условия не только для физического, но и для эмоционального, интеллектуального и духовного здоровья детей.

Русский язык — серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание созданию здоровьесберегающего пространства. Максимально большая загруженность школьников заставляет нас, педагогов, обращаться к этой теме, ведь известно, что 70 % времени бодрствования дети проводят в школе.

Здоровьесберегающее пространство складывается из компонентов:

-          Соответствие физической и умственной нагрузки возрастным особенностям детей;

-          Достаточный двигательный режим;

-          Рациональная организация учебного процесса.

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания — необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2–3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2–3 минуты).

С целью организации эффективной работы на уроке использую:

1.             Смену видов учебной деятельности (4–7 за урок: чтение. слушание, говорение, просмотр, вопрос — ответ, решение задач).

2.             Смену видов преподавания (словесно-наглядные, аудио-визуальные, самостоятельная работа).

3.             Различные формы учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная. групповая).

4.             Физкультминутки, зрительную гимнастику. Наблюдение за правильностью осанки учащихся.

5.             Создание у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Идеально использовать такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).

В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:

обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;

школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.

Обучающимся со средним интеллектуальным. уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности.Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).

К примеру, на уроках литературы можно предложить учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его).

Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности — целостное восприятие произведения — в единстве формы и содержания (например, определить композиционную. роль того или иного эпизода).

Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.).

На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию:

выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», «В чем оказалось неудачным?».

Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой.

Главное условие сохранения здорового климата на уроке — это спокойная беседа, тактичное исправление ошибок, внимание к каждому высказыванию, поощрение самостоятельности.

Своё выступление хочется закончить словами арабской пословицы: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть всё».

Основные термины (генерируются автоматически): нервная система, урок, учебная деятельность, вид деятельности, вид работ, задание, зрительная гимнастика, самостоятельная работа, слабый тип, уровень сложности.

Похожие статьи

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой.

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка...

учебная деятельность, урок, нервная система, уровень сложности, слабый тип, самостоятельная работа, зрительная гимнастика, задание, вид работ, вид деятельности.

Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся

С педагогической и дидактической точки зрения можно выделить три типа самостоятельных работ: а) выполнение заданий в рамках изученного учебного материала. Такие задания содержат самые необходимые сведения.

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

Не установив четких различий между этими двумя видами упражнений, невозможно изложитъ свои суждения по вопросу о работе над алгоритмическими

Ученый высказывает мысль о том, что учебные задания связаны с реальными условиями деятельности ученика.

Содержание работы учителя-логопеда по развитию...

Выбор сложности задания, вид выполнения (устно или письменно), подробность или сжатость инструкции определяется возрастными особенностями, способностями учащихся группы и

Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Как дидактическое явление, самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

 интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.

Включение игровых приемов в систему работы с младшими школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в...

Организация домашней учебной работы младших школьников

В чем особенности организации домашней работы младших школьников как вида самостоятельной познавательной деятельности? В I-м классе в I полугодии домашние задания во многих школах не задаются...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Анализ работ этих ученых показал, что в педагогической науке самостоятельная учебная деятельность трактуется как целенаправленная деятельность, ориентированная на усвоение знаний и умений.

Похожие статьи

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой.

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка...

учебная деятельность, урок, нервная система, уровень сложности, слабый тип, самостоятельная работа, зрительная гимнастика, задание, вид работ, вид деятельности.

Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся

С педагогической и дидактической точки зрения можно выделить три типа самостоятельных работ: а) выполнение заданий в рамках изученного учебного материала. Такие задания содержат самые необходимые сведения.

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

Не установив четких различий между этими двумя видами упражнений, невозможно изложитъ свои суждения по вопросу о работе над алгоритмическими

Ученый высказывает мысль о том, что учебные задания связаны с реальными условиями деятельности ученика.

Содержание работы учителя-логопеда по развитию...

Выбор сложности задания, вид выполнения (устно или письменно), подробность или сжатость инструкции определяется возрастными особенностями, способностями учащихся группы и

Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Как дидактическое явление, самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

 интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.

Включение игровых приемов в систему работы с младшими школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в...

Организация домашней учебной работы младших школьников

В чем особенности организации домашней работы младших школьников как вида самостоятельной познавательной деятельности? В I-м классе в I полугодии домашние задания во многих школах не задаются...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Анализ работ этих ученых показал, что в педагогической науке самостоятельная учебная деятельность трактуется как целенаправленная деятельность, ориентированная на усвоение знаний и умений.