Создание здоровьесберегающего пространства на уроках русского языка
Автор: Хорубко Елена Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 08.04.2015
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Хорубко, Е. А. Создание здоровьесберегающего пространства на уроках русского языка / Е. А. Хорубко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7820/ (дата обращения: 16.12.2024).
Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.
Г. Гейне
Здоровье человека — тема достаточно актуальная во все времена. Сейчас, в веке высоких технологий, она приобрела первостепенную важность.
Здоровьесберегающие технологии — это система, создающая условия не только для физического, но и для эмоционального, интеллектуального и духовного здоровья детей.
Русский язык — серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание созданию здоровьесберегающего пространства. Максимально большая загруженность школьников заставляет нас, педагогов, обращаться к этой теме, ведь известно, что 70 % времени бодрствования дети проводят в школе.
Здоровьесберегающее пространство складывается из компонентов:
- Соответствие физической и умственной нагрузки возрастным особенностям детей;
- Достаточный двигательный режим;
- Рациональная организация учебного процесса.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания — необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2–3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2–3 минуты).
С целью организации эффективной работы на уроке использую:
1. Смену видов учебной деятельности (4–7 за урок: чтение. слушание, говорение, просмотр, вопрос — ответ, решение задач).
2. Смену видов преподавания (словесно-наглядные, аудио-визуальные, самостоятельная работа).
3. Различные формы учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная. групповая).
4. Физкультминутки, зрительную гимнастику. Наблюдение за правильностью осанки учащихся.
5. Создание у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
Идеально использовать такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).
В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:
обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;
школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.
Обучающимся со средним интеллектуальным. уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.
Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности.Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).
К примеру, на уроках литературы можно предложить учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его).
Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности — целостное восприятие произведения — в единстве формы и содержания (например, определить композиционную. роль того или иного эпизода).
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.).
На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию:
выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», «В чем оказалось неудачным?».
Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой.
Главное условие сохранения здорового климата на уроке — это спокойная беседа, тактичное исправление ошибок, внимание к каждому высказыванию, поощрение самостоятельности.
Своё выступление хочется закончить словами арабской пословицы: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть всё».