Возможности оценки уровня сформированности личностных универсальных учебных действий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 27.03.2015

Статья просмотрена: 1144 раза

Библиографическое описание:

Ковылева, Ю. Э. Возможности оценки уровня сформированности личностных универсальных учебных действий / Ю. Э. Ковылева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7699/ (дата обращения: 24.04.2024).

В статье раскрывается возможность оценки уровня сформированности личностных УУД на основе компетентностного подхода с помощью методик, разделенных по аффективной («отношения», «чувства», «ценности») сфере.

Ключевые слова: универсальные УУД, личностные УУД, оценка уровня сформированности личностных УУД, компетентностный подход.

 

В основу современного образовательного процесса положены идеи развития личности школьника, ставящие перед современной школой непростую задачу: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Образовательные стандарты второго поколения устанавливают требования к созданию условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышение качества образования, достижения новых образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных. В современном понимании школа должна акцентировать внимание не только на передаче школьникам знаний, умений и навыков, но и формировать универсальные учебные действия для умелого использования и применения в любой жизненной ситуации. Термин «универсальные учебные действия» определяют как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [3]. В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

-          самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-          смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-          нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Новые требования к образовательным результатам требуют новых подходов к их проектированию и оценке. В настоящее время в школах широко используются балльные и критериальные системы, позволяющие оценить предметные и общеучебные знания и умения учащихся.

При подходе к проектированию и оценке метапредметных и личностных результатов каждого ученика требуются другие подходы, одним их которых является таксономический. В рамках образовательной области Б.Блумом еще в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей [1; 2]. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Первая таксономия охватывает когнитивную область и позволяет проектировать и оценивать метапредметные результаты образования.

Для проектирования и оценки личностных результатов образования может быть использована другая таксономия Блума — таксономия по аффективной («отношения», «чувства», «ценности») сфере. Эта сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: от базисного желания получать информацию до интеграции верований, идей и взглядов [4; 6]. Для описания эмоционального компонента наших действий Блум и его коллеги предложили пять основных категорий: восприятие, реагирование, ценностные ориентации, организация, распространение.

Таблица 1

Типы умений (способностей) в зависимости от уровня развития эмоциональных процессов.

Уровень развития

Умения, способности учащихся

Восприятие

·                    готовность получать информацию;

·                    признание необходимости учиться;

·                    умение активного слушания;

·                    восприимчивость к социальным проблемам и т. д.

Реагирование

·                    активное участие в собственном обучении;

·                    проявление интереса к учебным предметам;

·                    готовность сделать презентацию, проект;

·                    участие в обсуждениях различных проблем;

·                    добровольная помощь другим и т. д.

Ценностные ориентации

·                    уважение к индивидуальным и культурным различиям;

·                    толерантность;

·                    забота о благополучии других;

·                    вера в демократические процессы и т. д.

Организация

·                    соединение различных ценностных ориентаций

·                    разрешение противоречий,

·                    способность к эффективному взаимодействию,

·                    умение разрешать противоречия, находить компромисс

·                    понимание необходимости равновесия между свободой и ответственностью;

·                    принятие на себя ответственности за свое поведение и т. д.

Распространение

·                    обладание некоторой системой ценностей с точки зрения своих убеждений, идей и взглядов, которые устойчиво и предсказуемо определяют его поведение;

·                    уверенность при самостоятельной работе;

·                    умение выполнять различные роли при работе в команде;

·                    хорошая личная, социальная и психологическая адаптируемость и т. д.

 

Вторую группу педагогических целей, таким образом, составляют цели формирования эмоционально-личностного отношения к окружающему миру. Они выражаются через восприятие, интерес, склонности, способности, переживания чувств, формирование отношения, его осмысление и проявление в деятельности.

Первая категория (восприятие) обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Вторая категория (реагирование) обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Третья категория (ценностные ориентации) обозначает различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть, отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности).

Четвертая категория (организация) охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.

Пятая категория (распространение) обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.

С таксономией Блума перекликается и таксономия, отраженная в современных российских исследованиях.

Компетентностный подход, являясь одним из доминирующих факторов модернизации российского образования, выделяет личностную компетентность учащихся [5], под которой понимается интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:

-          индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);

-          мотивационно-ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки);

-          деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);

-          коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе)

Выделенные компоненты позволяют произвести оценку личностных результатов образования с помощью психологических и психодиагностических методик, примеры которых представлены в таблице 2.

Таблица 2

Примеры методик, позволяющих произвести оценку сформированности личностных универсальных учебных действий

Компонент характеристики

Примеры диагностических методик

Индивидуально-психологический

·                    определение уровня умственного развития учащихся (методика Ясюковой Л. А, ГИТ, ШТУР);

·                    нейропсихологическая диагностика определения доминирующего полушария головного мозга (тест Павлова И. П.);

·                    тест Д.Голланда на определение типа личности;

·                    методика «Определение склонностей» (Л. А. Йовайши);

·                    тест «Способности школьника» (Гаврилина А. В., Новикова Л. И.)

мотивационно-ценностный

·                    диагностика уровня воспитанности (методика Шиловой М. И.);

·                    определение уровня сформированности ценностных ориентаций (методика Рокич М. Н.);

·                    методика выявления уровня социальной зрелости выпускников (Кожевникова Т. Н.)

деятельностный

·                    определение ведущей деятельности, мотивации (Лусканова Н. А.);

·                    методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;

·                    статистический анализ успеваемости

·                    методика измерения мотивации достижения и избегания неудач (Р. С. Немов)

·                    методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс)

коммуникативный

·                    тест «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (К. Томас):

·                    тест «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Ясюкевич Н. В.)

·                    тест уровня сотрудничества в классе (Евсеева О. Л.)

·                    социометрия;

·                    самооценка лидерских качеств (Тихомирова Е.)

 

Бесспорно, внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при эффективном взаимодействии педагогов и психологов, которые становятся активными участниками формирования и оценки личностной компетентности школьников на всех этапах общего образования.

Оценка личностной компетентности школьника позволяет своевременно вносить коррективы в образовательный процесс, что в итоге позволит решить одну из основных проблем реализации новых образовательных стандартов.

 

Литература:

 

1.                  Anderson, L. W. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives / L. W. Anderson, D. R. Krathwohl. — 2001. –http://www.businessballs.com/bloomstaxonomyoflearningdomains.htm

2.                  Bloom B. S. Taxonomy of education objectives: The classification of education goals: Handbook I, cognitive domain / B. S. Bloom. — New York: Longman, 1956.

3.                  Бурменская Г. В., Володарская И. А., Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Г. В. Бруменская, И. А. Володарская, А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение. — 2014. — 159 с.

4.                  Кеннеди Д. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Университет Корк (Ирландия), пер. Карачаровой Е. Н., 2007 г.

5.                  Леонова Е. В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки / Е. В. Леонова //Начальная школа плюс До и После. — 2012. — № 4. — С. 1–6

6.                  Уолш А., Вебб М. Пособие по написанию результатов обучения Кингстонского университета (пер. Тарасюк Л. Н.), 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, оценка, умение, действие, категория, личностный результат образования, методика, образовательный процесс, окружающий мир, отношение, подход, российское образование, таксономия, уровень развития, учебная деятельность.

Ключевые слова

компетентностный подход, Компетентностный подход., компетентностный подход., универсальные УУД, личностные УУД, оценка уровня сформированности личностных УУД

Похожие статьи

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Определение критериев и показателей сформированности...

Несмотря на то, что личностные результаты не могут подвергаться оценке, допускается проведение мониторинга эффективности воспитательной работы образовательного учреждения в целом (поскольку в документах образования обозначены воспитательные...

Формирование личностных результатов школьников в процессе...

В своей практике я использую оценку личностных результатов в процессе систематического наблюдения за ходом развития ребёнка. Стараюсь выбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим...

Использование таксономии целей и задач для разработки...

Ключевые слова: универсальные учебные действия, таксономия задач, таксономия целей, кодификатор УУД. Внедрение инновационных процессов в образовательных учреждениях можно обобщить одной ёмкой цитатой: «Целью образования является подготовка человека к...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

К таким личностным образованиям, в первую очередь

Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. Для исследования исходного уровня развития самооценки нами был применён метод тестирования.

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, учащийся, повышение эффективности освоения, учебная деятельность, иностранный язык, действие, образовательная деятельность, личностный моральный выбор, общее образование...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.

Похожие статьи

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Определение критериев и показателей сформированности...

Несмотря на то, что личностные результаты не могут подвергаться оценке, допускается проведение мониторинга эффективности воспитательной работы образовательного учреждения в целом (поскольку в документах образования обозначены воспитательные...

Формирование личностных результатов школьников в процессе...

В своей практике я использую оценку личностных результатов в процессе систематического наблюдения за ходом развития ребёнка. Стараюсь выбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим...

Использование таксономии целей и задач для разработки...

Ключевые слова: универсальные учебные действия, таксономия задач, таксономия целей, кодификатор УУД. Внедрение инновационных процессов в образовательных учреждениях можно обобщить одной ёмкой цитатой: «Целью образования является подготовка человека к...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

К таким личностным образованиям, в первую очередь

Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. Для исследования исходного уровня развития самооценки нами был применён метод тестирования.

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, учащийся, повышение эффективности освоения, учебная деятельность, иностранный язык, действие, образовательная деятельность, личностный моральный выбор, общее образование...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.