Возможности использования электронного портфолио как средства обучения и оценивания в сочетании с традиционным подходом к процессу обучения
Автор: Сапрыкина Анастасия Олеговна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 02.04.2015
Статья просмотрена: 711 раз
Библиографическое описание:
Сапрыкина, А. О. Возможности использования электронного портфолио как средства обучения и оценивания в сочетании с традиционным подходом к процессу обучения / А. О. Сапрыкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7687/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данная статья рассматривает возможности электронного портфолио как многофункционального средства обучения и оценивания, его достоинства и недостатки, а также возможности по его эффективному использованию вместе с традиционными средствами обучения.
Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, процесс обучения, высшая школа.
Увеличение интереса педагогического сообщества к возможностям комбинирования традиционных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к появлению различных методик использования электронного портфолио в процессе обучения, в том числе как средства обучения и оценивания образовательных достижений студентов высших учебных заведений. Электронное портфолио в высшей школе является рационально отобранным собранием работ студентов, которое отображает усилия, приложенные ими для выполнения конкретных образовательных задач, процесс постепенного развития их знаний, умений и навыков (ЗУН), а также наглядно демонстрирует их учебные достижения [1]. Эффективность использования электронного портфолио была уже неоднократно отмечена, например, в 2001 году в Образовательной программе Квебека (QEP) были приведены следующие преимущества [2]:
1. основные:
1.1) возможность более активного включения студентов в образовательную деятельность с помощью рефлексии;
1.2) развитие самооценки и умения концентрироваться на своих сильных сторонах (осуществление индивидуально-личностного подхода);
1.3) развитие умения выбирать и принимать решения самостоятельно;
1.4) активизация процесса обратной связи (рефлексия, основанная на комментировании работ другими студентами) и поиска путей самосовершенствования;
1.5) развитие умения выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
2. интеллектуальные или развивающие (поощрение студентов к нестандартному решению проблемных задач, проявлению креативности и объективному оцениванию);
3. методические (поощрение анализа всех средств обучения и демонстрации работ и достижений с точки зрения их эффективности в каждой отдельно взятой ситуации и их индивидуального отбора, рационально-критического подхода к оцениванию используемых подходов и методик);
4. индивидуальные и социальные (поощрение обмена опытом и мнением с другими студентами, развитие умения социальной адаптации и повышение уровня толерантности).
Однако при всех потенциальных преимуществах использования электронного портфолио стоит также отметить и возможные трудности внедрения его в процесс обучения. Условно разделив подходы к осуществлению данного процесса на традиционный (с использованием бумажных носителей, классической формой преподнесения нового материала, практических упражнений на занятии и домашнего задания) и инновационный (с использованием электронного портфолио), следует определить в каком соотношении данные они будут представлены в каждом отдельно взятом случае [4]. На данное решение может повлиять большое количество разных факторов, таких как специфика дисциплины (например, студенты математических специальностей в силу обилия формул и уравнений могут более эффективно использовать демонстрационные возможности электронного портфолио, в то время как студенты-филологи получат большее преимущество от электронного портфолио как от средства хранения их работ и достижений), уровень технической оснащенности студентов и учебных заведений (т. е. возможность получать доступ к своему электронному портфолио как дома, так и на занятии), сформированность методологии по внедрению технологии электронного портфолио как средства обучения и оценивания, психологическая готовность студентов к расширению их ИКТ-инструментария и прочее. Полная замена традиционного процесса обучения инновационным представляется невозможной в краткосрочной перспективе, в то время как и полное отрицание новых технологий в наше время инноваций нерационально. В попытке балансировать между этими двумя крайностями следует быть особенно осторожными, так как при комбинировании традиций и инноваций студенты могут оказаться в ситуации, когда при неизменных традиционных видах контроля (самостоятельных и контрольных работах, выполняемых в классе, зачетах и экзаменах) на них ляжет дополнительная нагрузка по заполнению своего электронного портфолио, и вместо того, чтобы данные подходы дополняли друг друга, они скорее будут неразумно увеличивать нагрузку на студентов и заставлять их выбирать один вид обучения, пренебрегая другим [4]. В таком случае процесс обучения станет неэффективным.
Известный американский психолог Ли Шульман, занимающийся проблемами психологии образования, отмечал пять основных видов опасностей, связанных с использованием портфолио в процессе обучения [3: 23–34]:
1. «ламинирование» — портфолио становится лишь средством демонстрации и саморекламы, теряя свою образовательную ценность;
2. «неподъемный труд» — качественное и эффективное портфолио требует большой затраты сил и времени;
3. «тривиализация» — в портфолио накапливаются документы и работы, не несущие образовательной ценности и не представляющие собой потенциальные предметы рефлексии;
4. «искажение» — попытки стандартизировать оценивание студентов по их портфолио может привести к тому, что основная идея портфолио будет утрачена, превращая данную технологию в усложненную версию обычного тестирования;
5. «ложная интерпретация» — акцент учителя на избранных лучших работах некоторых студентов превращается в рекомендацию для создания другими студентами аналогичных по структуре и содержанию работ, что уничтожает индивидуально-личностный подход.
В противовес данным опасностям Шульман приводит и пять положительных моментов использования портфолио [3: 35–37]:
1. возможность хранения, расположения в хронологическом порядке и обращения к документам за более долгий срок, чем при традиционном процессе обучения;
2. наличие выраженной связи между процессом обучения и его результатами, что позволяет студентам полностью осознавать цели и эффективность образовательного процесса;
3. широкие возможности для сотрудничества между студентами и рефлексии;
4. функциональность портфолио как портативного хранилища данных с возможностью индивидуальной структуризации;
5. возможности портфолио по расширению взаимодействия между студентами, создающими наполнение, и преподавателями, организующими весь процесс и определяющими примерную структуру и содержание портфолио.
Как мы видим, использование электронного портфолио в образовательном процессе требует тщательно разработанной методологии, которая позволила бы сбалансировать его слабые и сильные стороны, обеспечивая постепенный переход от чисто традиционного процесса обучения к обучению с большой долей использования ИКТ. Такой подход к процессу обучения позволил бы сочетать сильные стороны обоих систем, минимизировав при этом их недостатки. Для подтверждения данной точки зрения обратимся к Рис. 1, на котором приведено распределение некоторых видов учебной деятельности по принципу наибольшей эффективности.
Данная диаграмма представляет собой пример сочетания в процессе обучения как традиционного, так и инновационного подходов. Практически все виды контроля, а именно текущий, промежуточный (в виде контрольных и самостоятельных работ) и итоговый контроль эффективны при традиционном подходе к процессу обучения. Однако некоторые виды работ, например, презентации и доклады, наиболее эффективно могут быть представлены с использование ИКТ и, в частности, электронного портфолио. Существуют также и такие виды работ, которые одинаково эффективно могут быть представлены и в той, и в другой форме (например, тестирование и творческие работы, которые не обязательно должны быть рукописными или обязательно электронными). Именно этим видам работ следует уделить особое внимание в силу того, что именно с ними на студентов и может лечь двойная нагрузка, например, в ситуации, когда сочинение нужно сдать в рукописной форме, но при этом сохранить его в хранилище документов электронного портфолио и там же обсудить с другими студентами.
Рис. 1. Пример эффективного комбинирования традиционного подхода к обучению и обучения с использованием электронного портфолио
Таким образом, мы видим, что электронное портфолио является многофункциональным и гибким инструментом обучения в широком смысле (подача материала, контроль над усваиванием, рефлексия и оценивание), но также не стоит отказываться и от преимуществ традиционного подхода к процессу обучения. В силу того, что рассмотренные подходы могут быть использованы параллельно и с большей эффективностью, чем по отдельности, необходимой представляется разработка методологии их комбинированного использования в процессе обучения студентов высших учебных заведений и исследование возможностей применения данной технологии и на других ступенях образования.
Литература:
1. MacIsaac, D., & Jackson, L. Assessment processes and outcomes: Portfolio construction. / New Directions for Adult and Continuing Education. — 1994. P. 62–72.
2. Québec Education Program: New directions for success together (Approved ver.). / Québec, QC: MEQ. — 2001. P. 13, 26, 35
3. Shulman, L. Teacher Portfolios: A Theoretical Activity. / With Portfolio in Hand. Lyons N. (ed.), New York: Teachers College Press. — 1998. P. 23–34.
4. Wade, A., Abrami, P., Sclater, J. An electronic portfolio to support learning. / Canadian Journal of Learning and Technology, 31 (3). — 2005.
Похожие статьи
Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования
В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...
Использование аутентичных видеоматериалов на занятиях по профессиональному иностранному языку
В статье рассматриваются возможности использования аутентичных видеоматериалов при обучении профессиональному иностранному языку и особенности организации работы с ними.
Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам
В статье рассматриваются компьютерные технологии как способ более успешного обучения иностранным языкам и их недостатки и преимущества. В ней также исследуются эффективность обучающих программ и интернет-ресурсов.
Эффективная форма дистанционного обучения
В связи с развитием дистанционного обучения и увеличением числа его участников организация эффективного обучения в данных условиях становится важной задачей. В работе рассматриваются существующие типы обучения и их классификация по таким признакам, к...
Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста
В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...
Портфолио как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента
В данной статье рассматриваются возможности использования портфолио в профессиональном образовании. Излагаются теоретические подходы ученых к определению «Портфолио». Подчеркивается, что портфолио не только является средством оценивания и самооценива...
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры
В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.
Применение моделей смешанного обучения как условие дифференциации обучения грамматике французского языка в общеобразовательных организациях
В данной статье предложены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения, основанного на базе общеобразовательного учреждения. Данный вид обучения предоставляет возможность обучающимся усилить мотивацию к изучению французского языка, так ка...
Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования
В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.
Похожие статьи
Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования
В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...
Использование аутентичных видеоматериалов на занятиях по профессиональному иностранному языку
В статье рассматриваются возможности использования аутентичных видеоматериалов при обучении профессиональному иностранному языку и особенности организации работы с ними.
Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам
В статье рассматриваются компьютерные технологии как способ более успешного обучения иностранным языкам и их недостатки и преимущества. В ней также исследуются эффективность обучающих программ и интернет-ресурсов.
Эффективная форма дистанционного обучения
В связи с развитием дистанционного обучения и увеличением числа его участников организация эффективного обучения в данных условиях становится важной задачей. В работе рассматриваются существующие типы обучения и их классификация по таким признакам, к...
Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста
В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...
Портфолио как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента
В данной статье рассматриваются возможности использования портфолио в профессиональном образовании. Излагаются теоретические подходы ученых к определению «Портфолио». Подчеркивается, что портфолио не только является средством оценивания и самооценива...
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры
В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.
Применение моделей смешанного обучения как условие дифференциации обучения грамматике французского языка в общеобразовательных организациях
В данной статье предложены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения, основанного на базе общеобразовательного учреждения. Данный вид обучения предоставляет возможность обучающимся усилить мотивацию к изучению французского языка, так ка...
Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования
В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.