Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Виноградова И. И. Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7615/ (дата обращения: 19.10.2018).

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность. Следовательно задача педагога заключается в развитии ребенка, чтобы он: мог и хотел добывать, а не получать знания, мог приобрести умения и навыки, раскрыл и развил свои природные задатки и способности, нашел поддержку и понимание у сверстников и взрослых, стремился к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

— Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

— Как помочь его самоопределению?

Только при помощи действия.

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой. Всякая деятельность человека, даже если она индивидуальна по своим внешним формам и проявлениям, по своей сущности всегда коллективна, социальна. Об этом говорил еще К. Маркс: «Даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью, даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятельность... Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность» [1].

Г. И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя.

Исследования, проведённые Г. И. Щукиной, позволили выделить приёмы, которые содействуют активизации познавательной деятельности учащихся, в которых ученик должен: защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;

делиться своими знаниями с другими;

помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

выполнять задання-максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения (роста растений, повадок животных, выращивания кристаллов и др.);

побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;

практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;

создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;

разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;

создавать заинтересованность коллективной деятельностью, па основе которой и происходит формирование активной позиции

членов коллектива.

Формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции включает в себя следующие этапы:

1)      мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

2)      актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

3)      выявление места и причины затруднения;

4)      построение проекта выхода из затруднения;

5)      реализация построенного проекта;

6)      первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7)      самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8)      включение в систему знаний и повторение;

9)      рефлексия учебной деятельности.

Надпредметные умения обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса и обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка. Межпредметные связи способствуют формированию надпредметных понятий.

Учащиеся получают умения, которые могут использовать в любой сфере своей жизни, а именно:

находить информацию

выделять главное

создавать алгоритм

анализировать, сравнивать, обобщать

выражать свои мысли

давать адекватную самооценку

устанавливать и решать проблему

быть ответственным

уметь творить

уметь сотрудничать

отстаивать свою точку зрения

Для формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции используются формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:

-          «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).

-          Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).

-          Работа в паре — «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

-          Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи). Активная работа в малых и больших группах — важнейшее надпредметное умение

Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).

-          «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).

Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр, так ка игра у детей вызывает только положительные эмоции.

Интегрированные уроки помогают учащемся переносить, полученные знания с одного предмета на другие

Внеурочная деятельность также способствует формированию активной деятельностной позиции у младших школьников –это посещение кружков, участие в проведении тематических классных часов, в конкурсах, олимпиадах, в творческих и исследовательских проектах.

Особое место занимает проектная и исследовательская деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Творческая деятельностьформирует у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией. Учащиеся учатся размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде.

Ребенок включен в активный познавательный процесс, осуществляет сбор необходимой информации, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Данная работа адаптируется к особенностям каждого учебного предмета, охватывает несколько сфер знаний и может быть представлена как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей темой.

В рамках духовно-нравственного воспитания используются различные формы и методы, которые включают:

-          Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки — это наиболее простые формы работы, которые используются на протяжении всех четырех лет обучения в школе. В этих мероприятиях активно участвуют родители, вместе с детьми они с удовольствием посещают экскурсии и особенно выезжают загород.

-          Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Например выставка поделок из природного материала «Краски осени», выставка новогодних игрушек, выставка рисунков.

-          Организация праздников.

Одна из задач духовно-нравственного воспитания — воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции.

Развитие гражданской активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования гражданской активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

Приоритетным в системе формирования гражданской активности во внеклассной деятельности выступают занятия, праздники, утренники, посвященные знаменательным датам, мероприятия по народному творчеству, коллективные творческие дела, которые сплачивают детей и взрослых. У детей идёт активное развитие речи, а именно умение выражать свои мысли, слушать собеседника, пользоваться знаками. Всё это является важнейшими надпредметными умениями. Формируется семантическая способность.

Для получения социальной практики, необходимо приобщить детей к общественно-полезной социально-значимой деятельности. Важно, чтобы она осуществлялась при условии тесного взаимодействия и делового сотрудничества со взрослыми. Примерами такого сотрудничества являются совместные акции социальной направленности, в частности помощь пожилым людям, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, ветеранам труда.

Один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем — социальный проект. В основе социального проекта лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме.

При этих условиях формируются коммуникативные способности, а именно умение вступать в диалог, раскованность, вопросы о смысле проделываемой работы, персонификация себя, как знающего, умеющего, способного к решению непростых заданий и успешно с ними справляющегося.

 

Литература:

 

1.                  Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956, с. 590.

2.                  Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, умение, гражданская активность учащихся, учебный процесс, социальный проект, ребенок, общественная деятельность, образовательный процесс, духовно-нравственное воспитание, формирование.

Похожие статьи

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах...

Проектная деятельность как средство формирования...

Повышение воспитательного процесса учебной деятельности.

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся.

Идея применения проектной деятельности в образовательном процессе не нова.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок, родитель, начальная школа, классный...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

- Организация учебно-воспитательного процесса.

Особую роль в формировании гражданских качеств учащихся играют дискуссии и диспуты. Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении. Автор: Подосичная Анна Валерьевна.

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие, нравственное поведение, норма.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Урочная деятельность (содержание учебных предметов носит воспитательный характер)

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение...

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся...

Обучение учащихся проектной деятельности при... практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа, выбор методов обучения, изделие, учащийся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах...

Проектная деятельность как средство формирования...

Повышение воспитательного процесса учебной деятельности.

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся.

Идея применения проектной деятельности в образовательном процессе не нова.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок, родитель, начальная школа, классный...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

- Организация учебно-воспитательного процесса.

Особую роль в формировании гражданских качеств учащихся играют дискуссии и диспуты. Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении. Автор: Подосичная Анна Валерьевна.

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие, нравственное поведение, норма.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Урочная деятельность (содержание учебных предметов носит воспитательный характер)

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение...

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся...

Обучение учащихся проектной деятельности при... практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа, выбор методов обучения, изделие, учащийся.

Задать вопрос