Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»
Автор: Сенченко Оксана Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 12.03.2015
Статья просмотрена: 1160 раз
Библиографическое описание:
Сенченко, О. В. Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту» / О. В. Сенченко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 116-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7578/ (дата обращения: 21.11.2024).
В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная особенность проекта в том, что его реализация не требует больших финансовых затрат и специальной материально-технической базы, поэтому его внедрение возможно на базе любых дошкольных общеобразовательных учреждений. Проект направлен на работу с детьми дошкольного возраста с четырех лет.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, физкультура в детском саду, оздоровление дошкольников, оздоровительный бег в дошкольном учреждении
Если хочешь быть сильным — бегай,
хочешь быть красивым — бегай,
хочешь быть умным — бегай.
В системе дошкольного образования педагоги и медицинские работники большое значение придают здоровью детей. Регулярный мониторинг заболеваемости, комплекс санитарных норм и правил, оптимизированный двигательный режим и четко разработанная система питания, все это предполагает сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Но по данным дирекции по организации деятельности государственных учреждений здравоохранения ВАО г. Москвы [И. А. Кравченко «Заболеваемость детей дошкольного возраста, по данным выборочного исследования» № 02. 2013. Детская больница] «в период дошкольного возраста у детей сохраняется высокий уровень общей заболеваемости во всех возрастных группах». Максимальная частота заболеваний регистрируется у детей в возрасте 4 лет. В возрастном периоде от 3 до 6 лет у детей нарастает распространенность хронической патологии: болезней органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней глаза, психических расстройств и расстройств поведения».
Д. А. Медведев в своей национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отметил, что «сохранение и укрепление и физического, психического здоровья детей — дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека — важный показатель его личного успеха. Если у детей появится привычка к занятиям спортом — будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического, психического и нравственного здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из таких механизмов может служить реализация данного проекта в системе дошкольного образования.
Так как физическое воспитание является основой для развития личности в целом, мы решили искать пути совершенствования через физическое развитие и воспитание. Недостаточная осведомленность родителей, современные условия жизни, детская гиподинамия даже в период двигательной расточительности, с одной стороны и отсутствие систематической работы привели к выбору данной темы проекта. Проект основан на самой естественной физической активности — беге, а для ослабленных детей — спортивной ходьбе.
Объект проекта: воспитанники дошкольного учреждения среднего (4–5 лет), старшего (5–6 лет), подготовительного (6–7 лет) возраста; родители воспитанников; воспитатели групп.
Цель проекта: Сохранение и стимулирование физического, психического, духовного здоровья детей.
Задачи:
- Совместно с медицинским персоналом определить для детей максимально допустимую нагрузку по пульсу. Разграничить нагрузку по группам здоровья в каждом возрасте.
- Повысить педагогическую компетентность воспитателей групп в вопросах влияния аэробной физической нагрузки полученной во время легкоатлетических пробежек на органы и системы ребенка.
- Разработать и внедрить систему занятий и мероприятий и определить их место в образовательной деятельности и в режимных моментах в соответствии с возрастом.
- Разработать и провести цикл мероприятий по вовлечению родителей в процесс физического развития и закладывания основ физической культуры детей.
- Формировать у детей потребность к систематическим занятиям легкой атлетикой и физическими упражнениями
- Сделать достоянием каждого ребёнка элементарные знания о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
- Воспитывать у детей убеждение красоты спортивного, здорового человека; идею успешности и благополучия здорового образа жизни.
Научной базой проекта служит концепция Юрия Филипповича Змановского, (профессор, доктор медицинских наук, зав. лаборатории НИИ педиатрии РАМН), автора социально — оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник». Так же предполагается, что реализация проекта осуществляется, опираясь на концептуальные позиции ортобиотики (идея триединства здоровья — физического, психического и духовного).
Программное содержание:
- организация и проведение встреч детей с выдающимися спортсменами — легкоатлетами города Подольск;
- обогащение знаний детей о легкой атлетике;
- создание мотивации к ежедневным занятиям физической культурой и спортом;
- формирование начал физической культуры;
- приобщение детей дошкольного возраста к ценностям физической культуры;
- организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру легкой атлетики.
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями физической культуры и спорта), групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: 3 года.
Особенности проекта: Отличительной особенностью данного проекта является тот факт, что на него не запланировано специально отведенного времени. Предполагается, что он будет интегрирован в режимные моменты и образовательные блоки. Работа в рамках данного проекта предполагает более глубокое воздействие на функциональные системы организма ребенка, чем традиционные формы оздоровления принятые в системе дошкольного образования. Таким образом, проект является не только здоровьсберегающим, но и здоровьеформирующим.
Так же в реализацию проекта предусмотрено максимальное вовлечение семьи ребенка, расширяя границы воспитательного процесса.
Целевая направленность проекта ориентирована не на формирование определенных знаний и умений, а на формирование личности (здоровой физически, психически и нравственно). Основными мотивами участия детей в проекте, является не авторитет взрослого, а интерес и удивление ребенка.
Описание проекта: основными благополучателями проекта являются дети средних (4–5 лет), старших (5–6 лет) и подготовительных (6–7 лет) групп. Косвенными благополучателями проекта являются семьи воспитанников и педагоги ДОУ. (рис1):
Рис. 1.
Проект реализуется в три этапа:
I этап- Подготовительный этап: август -сентябрь каждого учебного года реализации проекта.
II этап — Практический этап: в течение календарного года (без приостановления на анализ информации и подготовку новых групп).
III этап — Аналитический этап: май август каждого года реализации проекта.
Содержание проекта
Таблица 1
Этап |
Сроки |
Мероприятие |
Задачи мероприятия |
Ответственный |
Подготовительный |
Июнь-август |
Подготовка материально-технической базы ДОУ. |
Создать условия для реализации Проекта. |
Заведующий МДОУ |
Июнь-август
|
Подбор нормативно-правовой основы для реализации Проекта |
Заключить договор о социальном партнерстве со Специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва по легкой атлетике |
Заведующий МДОУ |
|
Июнь-август, далее по мере поступления новой информации |
Анализ научно-методической базы для формирования здоровья дошкольников через аэробную беговую нагрузку. |
Научно и методически обосновать работу в данном направлении. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. |
|
Август — сентябрь |
Анализ медицинских карт. |
Изучение заключений педиатров. |
Медицинский персонал. |
|
Август — сентябрь |
Оценка физического состояния детей |
Определить индивидуальную реакцию дошкольников на физическую нагрузку. Сформировать группы здоровья в каждом возрастном сегменте. |
Медицинский персонал; инструктор по физкультуре. |
|
В течение учебного года согласно плану. |
Организация серии консультаций и круглых столов для педагогов с привлечением специалистов по теме «Легкая атлетика в дошкольном возрасте». |
Повысить педагогический профессионализм. |
Заведующий МДОУ; Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. |
|
Июнь — август |
Совместная разработка педагогов плана работыпо обогащениюдетей системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии, на всестороннее развитие личности |
Разработать план работы на учебный год. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре; воспитатели групп. |
|
Сентябрь |
Организация круглого стола для педагогов по теме «повышение родительской компетенции в вопросах физического воспитания детей». |
Разработать систему мероприятий по совместной деятельность детей и родителей в рамках проекта. |
Зам. Зав. по ВМР. |
|
Практический |
В течение учебного года, согласно плана. |
Включение в НОД элементов формирования здорового образа жизни и спортивной жизненной позиции (в том числе с организацией встреч с лучшими спортсменами города). |
Обеспечить получение детьми элементарных знаний о собственном организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. |
В течение календарного года. |
Увеличение в НОД по физкультуре упражнений на развитие общей выносливости, согласно плана. |
Развивать общую выносливость. Повышать общий уровень сопротивляемости организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. |
|
В течение календарного года. |
Включение в утреннюю гимнастику аэробных пробежек, согласно плана. |
Развивать общую выносливость. Повышать общий уровень сопротивляемости организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. |
|
В теплое время года согласно плана. |
Включение в режимный момент «прогулка в первой половине дня» аэробных пробежек, согласно плана. |
Развивать общую выносливость. Повышать общий уровень сопротивляемости организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. |
|
ОктябрьИюль |
Проведение спортивно-праздничных мероприятий по легкой атлетике (в том числе с приглашением лучших спортсменов города). - Осенний легкоатлетический кросс «Пробег дружбы»; - Летний спортивный праздник «Королева спорта». |
Повысить интерес к легкой атлетике. Создать атмосферу радости и успеха. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. |
|
Апрель |
Проведение совместных соревнований с родителями «Быстрее. Выше. Сильнее». |
Привлечь родителей к физическому воспитанию детей Повысить интерес к легкой атлетике. Создать атмосферу радости и успеха. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. |
|
Сентябрь, Декабрь, Март |
Цикл консультаций для родителей «Дети бегают!» |
Повысить родительскую компетенцию в вопросах физического развития дошкольников» |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. |
|
Аналитический |
Май |
Оценка физического состояния детей. |
Зафиксировать наличие или отсутствие эффекта от проделанной работы. |
Медицинский персонал; инструктор по физкультуре. |
Последняя неделя мая |
Проведение заседания по итогам работы в течение года. |
Подвести промежуточные итоги. Внести коррективы в работу по проекту. Обсудить трудности и продумать пути их минимизации. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. |
|
Июнь — сентябрь |
Публикация опыта в электронных СМИ |
Обобщить, систематизировать и распространить опыт работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников в условиях ДОУ |
Зам. Зав. по ВМР. |
Реализация проекта происходит через интеграцию в режимные моменты и непосредственно образовательную деятельность детей
Проект интегрируется во все образовательные блоки.
(см. рис. 2).
Рис. 2.
В ходе проекта происходит более детальная оценка физического состояния детей два раза в год (сентябрь и май). После анализа медицинских карт и заключений педиатров все дети проходят индивидуальную пробу, позволяющую проанализировать сердечный ритм. В настоящее время наиболее информативным, неинвазивным методом изучения функционального состояния организма является метод вариационной пульсометрии — анализа сердечного ритма. Используя этот метод очень важно определить индивидуальную реакцию дошкольника на физическую нагрузку. Медицинский персонал проводит пробу в виде 15–20 приседаний в быстром темпе. При благоприятной реакции на нагрузку частота сердечных сокращений увеличивается на 20–30 ударов в минуту, но через 10 минут после нагрузки все показатели возвращаются к исходному уровню. Дети с таким ответом на физическую нагрузку могут получать аэробную физическую нагрузку в согласно разработанного плана. Дети, имеющие нарушения развития, заболевания сердечнососудистой системы в анамнезе, противопоказания по заключению врачей не исключаются из проекта, для них разрабатывается система мягкой и минимальной нагрузки через прогулки шагом. Для детей вышедших после болезни или долго не посещавших детский сад, а также часто болеющих детей формируется специальная группа, подводящая к нагрузкам. Переход детей в основную группу происходит по рекомендации медицинского персонала, но не ранее чем через одну неделю подводящих нагрузок.
По результатам оценки физического состояния формируются группы здоровья в каждом возрастном сегменте.
1 группа ОСНОВНАЯ — здоровые или почти здоровые дети, не имеющие противопоказаний к занятиям аэробными пробежками.
2группа ПОДВОДЯЩАЯ — практически здоровые дети, имеющие краткосрочные противопоказания к занятиям, ослабленные дети (в эту же группу попадают дети после длительного перерыва посещения детского сада и дети, вышедшие после болезни)
3 группа СПЕЦИАЛЬНАЯ — дети, имеющие противопоказания к физической нагрузке.
Прогнозируемые краткосрочные результаты:
- снижение уровня заболеваемости детей ДОУ;
- повышение уровня общей выносливости детей;
- активный интерес детей к легкой атлетике;
- активизация внимания родителей к физическому воспитанию детей;
- рост профессионализма педагогов ДОУ;
- установление социально-партнерских отношений со спортивными учреждениями города.
Прогнозируемые долгосрочные результаты:
- Разработка и апробирование инновационной технологии «Легкая атлетика в ДОУ — основа атлетизма дошкольников».
- Публикация опыта в профессиональных изданиях.
Оценка эффективности реализации проекта:
Оценка эффективности реализации проекта основывается на диагностических обследованиях детей дважды в год. Анализ результатов производиться путем сравнения показателей каждого ребенка в конце учебного года с его же показателями зафиксированными в начале года. За основу берется оценка физического состояния и развития ребенка; количество, продолжительность и характер больничных в течение учебного года.
Определение физического состояния происходит следующими методами(см приложение).:
- соматоскопия (наружный осмотр);
- антропометрия;
- Метод индексов (индекс Пинье);
- метод вариационной пульсометрии (анализ сердечного ритма).
Все данные фиксируются в карте физического развития ребенка:
Таблица 2
Фамилия Имя |
Возраст |
Группа ДОУ |
||
Дата обследования |
Начало уч.года |
Конец уч.года |
||
Группа здоровья |
Наблюдается у специалиста |
|||
Данные обследования |
||||
Индекс Пинье |
|
|
||
ЧСС в покое (уд.в мин.) |
|
|
||
ЧСС после физической нагрузки |
|
|
||
Чсс через 7 минут |
|
|
||
Пульс после физической нагрузки |
|
|
||
Рост |
|
|
||
Вес |
|
|
||
Окружность гр.клетки |
|
|
||
Жизненная емкость легких |
|
|
||
Количество больничных за уч.год |
|
|||
Из них |
Соматические |
Инфекционные |
Хронические |
|
Количество пропущенных дней по болезни |
|
|
||
Из низ |
Соматические |
Инфекционные |
Хронические |
|
Затем данные вносятся в сводную таблицу по группе:
1- ухудшение показателей
2- без изменений
3- улучшение показателей
Таблица 3
№ |
Фамилия Имя |
Стопа |
Осанка |
ЖЕЛ |
Индекс Пинье |
|
|
|
|
|
|
Итого:
- ухудшение показателей __-чел; ___- %;
- Без изменений __-чел; ___- %
- Улучшение показателей __-чел; ___- %
Материально-технические условия для реализации проекта.
К плюсам данного проекта относится то, что его реализация не требует специального дорогостоящего оснащения. В теплое время года используется спортивно-игровая площадка и дорожка по периметру территории детского сада. В холодное время года используется спортивный зал. Поэтому реализация данного проекта возможна многими ДОУ.
Литература:
1. Змановский Ю. Ф. К Здоровью без лекарств.-М.: Советский спорт,1991.
2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Авторы составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., Саулина Т. Ф.- М.:Аркти, 2000.
3. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник./Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., и др., 2001.
4. Ефименко Н. Н., Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».-М.:1999.
5. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.-М.,2005.
6. ГраевскаяН. Д. Т. И. ДолматоваСПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
7. Антропова М. В., М. М. Кольцова. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1983.
8. Аракелян О. Г.Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности //Матер. Всесоюзн. научн. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970.
9. Гильбо И. С., В. Я. Егоров, А. И. Кузнецов и др. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста г. Санкт-Петербурга. — СПб.: ЛГОУ, 1977
10. Сологуб Е. Б., Г. П. Виноградов, С. В. Никольская.Физическое развитие детей дошкольного возраста. — СПб.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1993.
Ключевые слова
дошкольное воспитание, физкультура в детском саду, оздоровление дошкольников, оздоровительный бег в дошкольном учрежденииПохожие статьи
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...
Программа по лазертагу «Маленькими шагами к большой победе» для воспитанников социальных учреждений в возрасте от 7 до 17 лет
В статье рассмотрены вопросы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни через организацию активного досуга детей средствами лазертага. Статья содержит выдержки из программы по лазертагу для детей-сирот, детей, оставшихся бе...
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»
В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)
Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...
Похожие статьи
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...
Программа по лазертагу «Маленькими шагами к большой победе» для воспитанников социальных учреждений в возрасте от 7 до 17 лет
В статье рассмотрены вопросы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни через организацию активного досуга детей средствами лазертага. Статья содержит выдержки из программы по лазертагу для детей-сирот, детей, оставшихся бе...
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»
В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)
Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...