В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная особенность проекта в том, что его реализация не требует больших финансовых затрат и специальной материально-технической базы, поэтому его внедрение возможно на базе любых дошкольных общеобразовательных учреждений. Проект направлен на работу с детьми дошкольного возраста с четырех лет.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, физкультура в детском саду, оздоровление дошкольников, оздоровительный бег в дошкольном учреждении
Если хочешь быть сильным — бегай,
хочешь быть красивым — бегай,
хочешь быть умным — бегай.
В системе дошкольного образования педагоги и медицинские работники большое значение придают здоровью детей. Регулярный мониторинг заболеваемости, комплекс санитарных норм и правил, оптимизированный двигательный режим и четко разработанная система питания, все это предполагает сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Но по данным дирекции по организации деятельности государственных учреждений здравоохранения ВАО г. Москвы [И. А. Кравченко «Заболеваемость детей дошкольного возраста, по данным выборочного исследования» № 02. 2013. Детская больница] «в период дошкольного возраста у детей сохраняется высокий уровень общей заболеваемости во всех возрастных группах». Максимальная частота заболеваний регистрируется у детей в возрасте 4 лет. В возрастном периоде от 3 до 6 лет у детей нарастает распространенность хронической патологии: болезней органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней глаза, психических расстройств и расстройств поведения».
Д. А. Медведев в своей национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отметил, что «сохранение и укрепление и физического, психического здоровья детей — дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека — важный показатель его личного успеха. Если у детей появится привычка к занятиям спортом — будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического, психического и нравственного здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из таких механизмов может служить реализация данного проекта в системе дошкольного образования.
Так как физическое воспитание является основой для развития личности в целом, мы решили искать пути совершенствования через физическое развитие и воспитание. Недостаточная осведомленность родителей, современные условия жизни, детская гиподинамия даже в период двигательной расточительности, с одной стороны и отсутствие систематической работы привели к выбору данной темы проекта. Проект основан на самой естественной физической активности — беге, а для ослабленных детей — спортивной ходьбе.
Объект проекта: воспитанники дошкольного учреждения среднего (4–5 лет), старшего (5–6 лет), подготовительного (6–7 лет) возраста; родители воспитанников; воспитатели групп.
Цель проекта: Сохранение и стимулирование физического, психического, духовного здоровья детей.
Задачи:
- Совместно с медицинским персоналом определить для детей максимально допустимую нагрузку по пульсу. Разграничить нагрузку по группам здоровья в каждом возрасте.
- Повысить педагогическую компетентность воспитателей групп в вопросах влияния аэробной физической нагрузки полученной во время легкоатлетических пробежек на органы и системы ребенка.
- Разработать и внедрить систему занятий и мероприятий и определить их место в образовательной деятельности и в режимных моментах в соответствии с возрастом.
- Разработать и провести цикл мероприятий по вовлечению родителей в процесс физического развития и закладывания основ физической культуры детей.
- Формировать у детей потребность к систематическим занятиям легкой атлетикой и физическими упражнениями
- Сделать достоянием каждого ребёнка элементарные знания о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
- Воспитывать у детей убеждение красоты спортивного, здорового человека; идею успешности и благополучия здорового образа жизни.
Научной базой проекта служит концепция Юрия Филипповича Змановского, (профессор, доктор медицинских наук, зав. лаборатории НИИ педиатрии РАМН), автора социально — оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник». Так же предполагается, что реализация проекта осуществляется, опираясь на концептуальные позиции ортобиотики (идея триединства здоровья — физического, психического и духовного).
Программное содержание:
- организация и проведение встреч детей с выдающимися спортсменами — легкоатлетами города Подольск;
- обогащение знаний детей о легкой атлетике;
- создание мотивации к ежедневным занятиям физической культурой и спортом;
- формирование начал физической культуры;
- приобщение детей дошкольного возраста к ценностям физической культуры;
- организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру легкой атлетики.
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями физической культуры и спорта), групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: 3 года.
Особенности проекта: Отличительной особенностью данного проекта является тот факт, что на него не запланировано специально отведенного времени. Предполагается, что он будет интегрирован в режимные моменты и образовательные блоки. Работа в рамках данного проекта предполагает более глубокое воздействие на функциональные системы организма ребенка, чем традиционные формы оздоровления принятые в системе дошкольного образования. Таким образом, проект является не только здоровьсберегающим, но и здоровьеформирующим.
Так же в реализацию проекта предусмотрено максимальное вовлечение семьи ребенка, расширяя границы воспитательного процесса.
Целевая направленность проекта ориентирована не на формирование определенных знаний и умений, а на формирование личности (здоровой физически, психически и нравственно). Основными мотивами участия детей в проекте, является не авторитет взрослого, а интерес и удивление ребенка.
Описание проекта: основными благополучателями проекта являются дети средних (4–5 лет), старших (5–6 лет) и подготовительных (6–7 лет) групп. Косвенными благополучателями проекта являются семьи воспитанников и педагоги ДОУ. (рис1):
Рис. 1.
Проект реализуется в три этапа:
I этап- Подготовительный этап: август -сентябрь каждого учебного года реализации проекта.
II этап — Практический этап: в течение календарного года (без приостановления на анализ информации и подготовку новых групп).
III этап — Аналитический этап: май август каждого года реализации проекта.
Содержание проекта
Таблица 1
Этап |
Сроки |
Мероприятие |
Задачи мероприятия |
Ответственный |
Подготовительный |
Июнь-август |
Подготовка материально-технической базы ДОУ. |
Создать условия для реализации Проекта. |
Заведующий МДОУ |
Июнь-август
|
Подбор нормативно-правовой основы для реализации Проекта |
Заключить договор о социальном партнерстве со Специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва по легкой атлетике |
Заведующий МДОУ | |
Июнь-август, далее по мере поступления новой информации |
Анализ научно-методической базы для формирования здоровья дошкольников через аэробную беговую нагрузку. |
Научно и методически обосновать работу в данном направлении. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. | |
Август — сентябрь |
Анализ медицинских карт. |
Изучение заключений педиатров. |
Медицинский персонал. | |
Август — сентябрь |
Оценка физического состояния детей |
Определить индивидуальную реакцию дошкольников на физическую нагрузку. Сформировать группы здоровья в каждом возрастном сегменте. |
Медицинский персонал; инструктор по физкультуре. | |
В течение учебного года согласно плану. |
Организация серии консультаций и круглых столов для педагогов с привлечением специалистов по теме «Легкая атлетика в дошкольном возрасте». |
Повысить педагогический профессионализм. |
Заведующий МДОУ; Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. | |
Июнь — август |
Совместная разработка педагогов плана работыпо обогащениюдетей системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии, на всестороннее развитие личности |
Разработать план работы на учебный год. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре; воспитатели групп. | |
Сентябрь |
Организация круглого стола для педагогов по теме «повышение родительской компетенции в вопросах физического воспитания детей». |
Разработать систему мероприятий по совместной деятельность детей и родителей в рамках проекта. |
Зам. Зав. по ВМР. | |
Практический |
В течение учебного года, согласно плана. |
Включение в НОД элементов формирования здорового образа жизни и спортивной жизненной позиции (в том числе с организацией встреч с лучшими спортсменами города). |
Обеспечить получение детьми элементарных знаний о собственном организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. |
В течение календарного года. |
Увеличение в НОД по физкультуре упражнений на развитие общей выносливости, согласно плана. |
Развивать общую выносливость. Повышать общий уровень сопротивляемости организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. | |
В течение календарного года. |
Включение в утреннюю гимнастику аэробных пробежек, согласно плана. |
Развивать общую выносливость. Повышать общий уровень сопротивляемости организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. | |
В теплое время года согласно плана. |
Включение в режимный момент «прогулка в первой половине дня» аэробных пробежек, согласно плана. |
Развивать общую выносливость. Повышать общий уровень сопротивляемости организма. |
Инструктор по физкультуре; воспитатели групп. | |
ОктябрьИюль |
Проведение спортивно-праздничных мероприятий по легкой атлетике (в том числе с приглашением лучших спортсменов города). - Осенний легкоатлетический кросс «Пробег дружбы»; - Летний спортивный праздник «Королева спорта». |
Повысить интерес к легкой атлетике. Создать атмосферу радости и успеха. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. | |
Апрель |
Проведение совместных соревнований с родителями «Быстрее. Выше. Сильнее». |
Привлечь родителей к физическому воспитанию детей Повысить интерес к легкой атлетике. Создать атмосферу радости и успеха. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. | |
Сентябрь, Декабрь, Март |
Цикл консультаций для родителей «Дети бегают!» |
Повысить родительскую компетенцию в вопросах физического развития дошкольников» |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. | |
Аналитический |
Май |
Оценка физического состояния детей. |
Зафиксировать наличие или отсутствие эффекта от проделанной работы. |
Медицинский персонал; инструктор по физкультуре. |
Последняя неделя мая |
Проведение заседания по итогам работы в течение года. |
Подвести промежуточные итоги. Внести коррективы в работу по проекту. Обсудить трудности и продумать пути их минимизации. |
Зам. Зав. по ВМР; инструктор по физкультуре. | |
Июнь — сентябрь |
Публикация опыта в электронных СМИ |
Обобщить, систематизировать и распространить опыт работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников в условиях ДОУ |
Зам. Зав. по ВМР. |
Реализация проекта происходит через интеграцию в режимные моменты и непосредственно образовательную деятельность детей
Проект интегрируется во все образовательные блоки.
(см. рис. 2).
Рис. 2.
В ходе проекта происходит более детальная оценка физического состояния детей два раза в год (сентябрь и май). После анализа медицинских карт и заключений педиатров все дети проходят индивидуальную пробу, позволяющую проанализировать сердечный ритм. В настоящее время наиболее информативным, неинвазивным методом изучения функционального состояния организма является метод вариационной пульсометрии — анализа сердечного ритма. Используя этот метод очень важно определить индивидуальную реакцию дошкольника на физическую нагрузку. Медицинский персонал проводит пробу в виде 15–20 приседаний в быстром темпе. При благоприятной реакции на нагрузку частота сердечных сокращений увеличивается на 20–30 ударов в минуту, но через 10 минут после нагрузки все показатели возвращаются к исходному уровню. Дети с таким ответом на физическую нагрузку могут получать аэробную физическую нагрузку в согласно разработанного плана. Дети, имеющие нарушения развития, заболевания сердечнососудистой системы в анамнезе, противопоказания по заключению врачей не исключаются из проекта, для них разрабатывается система мягкой и минимальной нагрузки через прогулки шагом. Для детей вышедших после болезни или долго не посещавших детский сад, а также часто болеющих детей формируется специальная группа, подводящая к нагрузкам. Переход детей в основную группу происходит по рекомендации медицинского персонала, но не ранее чем через одну неделю подводящих нагрузок.
По результатам оценки физического состояния формируются группы здоровья в каждом возрастном сегменте.
1 группа ОСНОВНАЯ — здоровые или почти здоровые дети, не имеющие противопоказаний к занятиям аэробными пробежками.
2группа ПОДВОДЯЩАЯ — практически здоровые дети, имеющие краткосрочные противопоказания к занятиям, ослабленные дети (в эту же группу попадают дети после длительного перерыва посещения детского сада и дети, вышедшие после болезни)
3 группа СПЕЦИАЛЬНАЯ — дети, имеющие противопоказания к физической нагрузке.
Прогнозируемые краткосрочные результаты:
- снижение уровня заболеваемости детей ДОУ;
- повышение уровня общей выносливости детей;
- активный интерес детей к легкой атлетике;
- активизация внимания родителей к физическому воспитанию детей;
- рост профессионализма педагогов ДОУ;
- установление социально-партнерских отношений со спортивными учреждениями города.
Прогнозируемые долгосрочные результаты:
- Разработка и апробирование инновационной технологии «Легкая атлетика в ДОУ — основа атлетизма дошкольников».
- Публикация опыта в профессиональных изданиях.
Оценка эффективности реализации проекта:
Оценка эффективности реализации проекта основывается на диагностических обследованиях детей дважды в год. Анализ результатов производиться путем сравнения показателей каждого ребенка в конце учебного года с его же показателями зафиксированными в начале года. За основу берется оценка физического состояния и развития ребенка; количество, продолжительность и характер больничных в течение учебного года.
Определение физического состояния происходит следующими методами(см приложение).:
- соматоскопия (наружный осмотр);
- антропометрия;
- Метод индексов (индекс Пинье);
- метод вариационной пульсометрии (анализ сердечного ритма).
Все данные фиксируются в карте физического развития ребенка:
Таблица 2
Фамилия Имя |
Возраст |
Группа ДОУ | ||
Дата обследования |
Начало уч.года |
Конец уч.года | ||
Группа здоровья |
Наблюдается у специалиста | |||
Данные обследования | ||||
Индекс Пинье |
|
| ||
ЧСС в покое (уд.в мин.) |
|
| ||
ЧСС после физической нагрузки |
|
| ||
Чсс через 7 минут |
|
| ||
Пульс после физической нагрузки |
|
| ||
Рост |
|
| ||
Вес |
|
| ||
Окружность гр.клетки |
|
| ||
Жизненная емкость легких |
|
| ||
Количество больничных за уч.год |
| |||
Из них |
Соматические |
Инфекционные |
Хронические | |
Количество пропущенных дней по болезни |
|
| ||
Из низ |
Соматические |
Инфекционные |
Хронические | |
Затем данные вносятся в сводную таблицу по группе:
1- ухудшение показателей
2- без изменений
3- улучшение показателей
Таблица 3
№ |
Фамилия Имя |
Стопа |
Осанка |
ЖЕЛ |
Индекс Пинье |
|
|
|
|
|
|
Итого:
- ухудшение показателей __-чел; ___- %;
- Без изменений __-чел; ___- %
- Улучшение показателей __-чел; ___- %
Материально-технические условия для реализации проекта.
К плюсам данного проекта относится то, что его реализация не требует специального дорогостоящего оснащения. В теплое время года используется спортивно-игровая площадка и дорожка по периметру территории детского сада. В холодное время года используется спортивный зал. Поэтому реализация данного проекта возможна многими ДОУ.
Литература:
1. Змановский Ю. Ф. К Здоровью без лекарств.-М.: Советский спорт,1991.
2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Авторы составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., Саулина Т. Ф.- М.:Аркти, 2000.
3. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник./Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., и др., 2001.
4. Ефименко Н. Н., Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».-М.:1999.
5. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.-М.,2005.
6. ГраевскаяН. Д. Т. И. ДолматоваСПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
7. Антропова М. В., М. М. Кольцова. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1983.
8. Аракелян О. Г.Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности //Матер. Всесоюзн. научн. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970.
9. Гильбо И. С., В. Я. Егоров, А. И. Кузнецов и др. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста г. Санкт-Петербурга. — СПб.: ЛГОУ, 1977
10. Сологуб Е. Б., Г. П. Виноградов, С. В. Никольская.Физическое развитие детей дошкольного возраста. — СПб.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1993.