ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 06.04.2015

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Коконова, Е. А. ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми / Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/5853/ (дата обращения: 19.04.2024).

В современное время, время глобальной модернизации, сложно представить нашу жизнь без использования информационно — коммуникативных технологий в бытовой среде, в профессиональной деятельности. Телефоны, телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры, компьютеры, планшеты стали необходимыми вещами в жизни каждого из нас.

Овладение ИКТ не вызывает трудностей у детей, подростков, взрослых. Все с удовольствием принимают новые информационно — коммуникативные технологии и пользуются ими, но есть категория людей, которой мне бы хотелось уделить особое внимание, это люди «третьего» возраста — пожилые.

Данная категория людей очень интересна и своеобразна. Вступая в пенсионный возраст, многие заканчивают свою профессиональную деятельность. У них появляется достаточно много свободного времени для творчества, самообразования, путешествий, увлечений, но при этом значительно сужается круг общения, появляется чувство одиночества, ненужности, потому что человек не знает, каким образом и где можно поделиться своим опытом, пообщаться, познакомиться с новыми людьми и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Вот для решения таких проблем и существуют комплексные центры социального обслуживания населения.

В одном из таких центров г. Красноярска я работаю в должности социальный педагог. Информационно — коммуникативные технологии в моей деятельности — это просто неотъемлемая часть. Оформление документации, поиск всевозможных вспомогательных материалов в интернете для занятий, консультации моих коллег в режиме онлайн, составление презентаций, фотоматериалов, видеороликов — без этого я уже не представляю свою работу.

Я не только сама стараюсь овладеть и активно использовать эти современные технологии в своей деятельности, но и работаю над тем, чтобы люди, которые посещают наш центр, знали, что такое ИКТ, освоили их и, самое главное, пользовались ими.

Отмечаю, что у клиентов есть огромное желание освоить ИКТ. Но с учетом возрастных данных возникают сложности: боязнь техники, страшно сломать ПК, нажать не на ту клавишу, показаться глупым, неуверенным. У пожилых людей возникает комплекс неполноценности, неуверенность в себе из-за рассеянности внимания, памяти. Все это очень мешает клиентам, и мне, как специалисту, приходится приободрять, уговаривать, помогать и объяснять один и тот же материал несколько раз.

Каким же образом мы работаем над проблемой освоения ИКТ людьми «третьего» возраста?

На занятиях я активно практикую метод виртуальной экскурсии. Мы «путешествуем», не выходя из стен центра, совершаем видеоэкскурсии, используя телевизор, музыкальное сопровождение, а также подбор фотоматериала, который приготовили я и мои подопечные самостоятельно.

Отсюда вытекают новые задачи работы: освоение цифрового фотоаппарата, режимы фото и видеосъемки, ракурс для съемки фотографии, редактирование фотографий, оформление их в коллаж. Вместе с клиентами мы гуляем по улицам г. Красноярска, посещаем различные мероприятия, рассматриваем достопримечательности города. В непринужденной беседе, с помощью советов создаются фотоснимки, которые потом с гордостью показываются родным и близким. После того, как нами был собран фото и видеоматериал, мы оформляем его. Кто-то оставляет фотографии и печатает их, а кто-то желает сделать фото наиболее интересным. Тут мы начинаем работать с самым простым программным обеспечением Microsoft Office Picture Manager. Перед началом работы мною даются пошаговые инструкции по её выполнению. С помощью программы Pinnacle Studio мы монтируем видеоролики. Тут возникает много сложностей: обрезка видео, работа со звуком, наложение титров, эффектов. Это занимает не один день работы. Также раздаются пошаговые инструкции, проводятся индивидуальные консультации, оказывается помощь.

Ценность моей деятельности в овладении ИКТ — то, что многие люди нашли в этом свое хобби, увлечение, материалами которого делятся со мной для проведения виртуальных экскурсий. Они не боятся фотоаппарата. После освоения простейшей модели камеры, у них возникает желание взять в руки профессиональный фотоаппарат. В путешествии, на культурных и спортивных мероприятиях, на отдыхе они берут камеру с собой, снимают яркие моменты, делятся ими в социальных сетях, с родными, друзьями, участвуют в фотоконкурсах, фотовыставках, что дает некое самоутверждение, повышает жизненный тонус клиента и его эмоциональный фон. А для меня, как для специалиста, это важно.

Самым актуальным запросом от клиентов является овладение компьютером, работа со съемными носителями и программным обеспечением: интернет, Office, скайп, программы для создания фотоколлажа, видеороликов, 2ГИС и т. д. Для этого у нас в центре есть необходимое оборудование (компьютерный кабинет, ноутбуки, программное обеспечение) Всех желающих освоить ПК мы диагностируем для выявления уровеня знаний в области компьютерной грамотности. По итогам диагностики создаются группы: «Компьютер с нуля» и «Уверенный пользователь».

«Компьютер с нуля». В данной группе освоение компьютера идет с самого начала. Рассказывается строение, возможности компьютера и ноутбука, разучивается раскладка клавиатуры, строение и разновидности компьютерной мыши, работа с ней. Осваивается Microsoft Office Word: набирание текста, его форматирование и редактирование. Оформление страниц с текстом, работа в таблице, создание презентаций с использованием изображения. На базовом этапе навыки работы с компьютером отрабатываются до автоматизма. Далее мы переходим к освоению программы — справочника с картой города (2 ГИС). На мой взгляд, для пожилых людей, эта программа очень нужна, т. к. город быстро строится, меняются названия остановок, маршруты и т. д. В данном справочнике можно найти интересующий пункт или маршрут автобуса в городе, не выходя из дома. Для клиентов эта программа была настоящим открытием и вызвала массу положительных откликов, и проблем в ее освоении особо не возникало. Далее мы работаем с интернетом. Рассказываю о разновидностях браузеров, о сайтах, о ссылках. Практикуем выходы на значимые сайты для пенсионеров: веб-регистратура (запись в поликлинику), оплата коммунальных платежей, сайты социальных служб. Клиенты создают свой почтовый ящик, и я уже могу их консультировать в режиме переписки по интернет — почте, чем мы активно и пользуемся, если возникают трудности или вопросы. Для общения с родными, друзьями и близкими осваивается социальная сеть «Одноклассники».

На начальном этапе в освоении компьютера клиенты сталкиваются с трудностями: страх перед техникой, о котором я говорила выше, отличие программного обеспечения компьютера центра от личного ПК, сложность в усвоении новой информации. Для устранения данных трудностей даются домашние задания, где клиент самостоятельно отрабатывает навык работы с компьютером. Если возникает трудность или вопрос на каком-то этапе, то мы разбираем его уже на занятиях в группе. Иногда на занятия для группы «Компьютер с нуля» привлекаю клиентов из группы «Уверенный пользователь». Это дает дополнительный стимул для новичков, в том, что освоить компьютер возможно.

«Уверенный пользователь». В данной группе мы осваиваем программы посложнее: Мicrosoft Excel, фотошоп, Pinnacle Studio, а также онлайн-программы для нарезки музыки, для скачивания фильмов и музыки, для создания коллажей. Учимся изменять формат изображений, документов. Активно осваиваем скайп. Участники данной группы смело участвуют в городских конкурсах и олимпиадах по компьютерной грамотности, свободно «гуляют» по просторам интернета.

Для повышения уровня знаний ИКТ клиентами наш центр участвует в реализации проекта Красноярского городского совета ветеранов войны и труда «Компьютер для ветеранов».

В заключение добавлю, что пожилые люди довольно успешно осваивают ИКТ. Это происходит медленно, но, самое главное, что, уходя с занятий, клиенты в повседневной жизни применяют знания и навыки, полученные в центре. И, не побоюсь сказать, шагают наравне со временем. ИКТ для пожилых людей — это способ общения, получения информации, досуга и хобби.

Основные термины (генерируются автоматически): клиент, Компьютер, группа, занятие, ИКТ, категория людей, компьютерная грамотность, красноярск, моя деятельность, освоение компьютера, пожилое, программное обеспечение, профессиональная деятельность, работа, центр.

Похожие статьи

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Компьютер, клиент, работа, пожилое, занятие, группа, ИКТ, освоение компьютера, категория людей, красноярск, профессиональная деятельность, программное обеспечение, моя деятельность, компьютерная грамотность...

Особенности обучения компьютерной грамотности людей...

Специфика деятельности социального работника при обучении... Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество» (2011–2020.

Компьютерная грамотность как составляющая... | Молодой ученый

компьютерная грамотность, умение, будущий учитель технологий, баз данных, профессиональная деятельность, компьютер, информация, вычислительная техника, Борисов, учебный процесс.

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

Курс предназначен для обучения работе с компьютером как пользователей с «нулевым» уровнем знаний в области ИКТ.

Во время работы с пожилыми людьми ведущему преподавателю помогают студенты отделения «Программирование», которые индивидуально...

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду...

Задачи по освоению компьютерной грамотности старшего дошкольника

Структура компьютерного занятия: 1. Работа без компьютера (в игровой зоне): - объявление темы занятия

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога...

Между необходимостью формирования правильного отношения детей к работе с компьютером и низким уровнем ИКТ компетентности у педагогов.

Компьютерная грамотность как составляющая профессиональной подготовки будущих.

Программа предпрофильного курса по информатике и ИКТ...

Поэтому важной становится профессиональная грамотность дизайнера, складывающаяся из.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Использование ИКТ-технологий в детском саду | Статья в журнале...

Решать практические задачи человеку помогает компьютер.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности...

Возможности использования технологий социальной работы при...

Специфика деятельности социального работника при обучении... Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации.

Похожие статьи

Специфика деятельности социального работника при обучении...

Компьютер, клиент, работа, пожилое, занятие, группа, ИКТ, освоение компьютера, категория людей, красноярск, профессиональная деятельность, программное обеспечение, моя деятельность, компьютерная грамотность...

Особенности обучения компьютерной грамотности людей...

Специфика деятельности социального работника при обучении... Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество» (2011–2020.

Компьютерная грамотность как составляющая... | Молодой ученый

компьютерная грамотность, умение, будущий учитель технологий, баз данных, профессиональная деятельность, компьютер, информация, вычислительная техника, Борисов, учебный процесс.

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

Курс предназначен для обучения работе с компьютером как пользователей с «нулевым» уровнем знаний в области ИКТ.

Во время работы с пожилыми людьми ведущему преподавателю помогают студенты отделения «Программирование», которые индивидуально...

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду...

Задачи по освоению компьютерной грамотности старшего дошкольника

Структура компьютерного занятия: 1. Работа без компьютера (в игровой зоне): - объявление темы занятия

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога...

Между необходимостью формирования правильного отношения детей к работе с компьютером и низким уровнем ИКТ компетентности у педагогов.

Компьютерная грамотность как составляющая профессиональной подготовки будущих.

Программа предпрофильного курса по информатике и ИКТ...

Поэтому важной становится профессиональная грамотность дизайнера, складывающаяся из.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Использование ИКТ-технологий в детском саду | Статья в журнале...

Решать практические задачи человеку помогает компьютер.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности...

Возможности использования технологий социальной работы при...

Специфика деятельности социального работника при обучении... Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации.