Использование кейс-метода на уроках английского языка
Авторы: Абрамова Софья Юрьевна, Белозерова Юлия Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 05.03.2015
Статья просмотрена: 18013 раз
Библиографическое описание:
Абрамова, С. Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка / С. Ю. Абрамова, Ю. В. Белозерова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 09.12.2024).
Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.
Принято считать, что кейс-метод был впервые использован в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. При применении кейс-метода студентам давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для ознакомления с проблемой и нахождения ее решения в ходе коллективного обсуждения. Однако, как считает М. В. Гончарова, основы данной методики зародились еще во времена Древней Греции. Ученый причисляет Сократа к числу основоположников кейс-метода, опираясь на его выводы о том, что задачей учителя является помощь слушателям «родить» знание, которое будет являться более ценным и долговечным, поскольку получено с помощью собственного мышления, а не в готовом виде [1, c. 96]. Кейс-метод очень популярен на западе, но для российских учебных заведений данная технология является довольно новой.
Кейс представляет собой событие, произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы способствовать обсуждению, анализу ситуации и принятию решения.
Кейс должен включать в себя конкретную ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни), контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места), комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом. Также кейс могут сопровождать приложения.
Исследователи выделяют следующие виды кейсов.
1. Практические кейсы, являющиеся реальными жизненными ситуациями, подробно отраженными в учебном процессе. Их учебное назначение сводится к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации.
2. Обучающие кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее частотны в жизни. Ситуация в данном виде кейсов не реальная, я такая, какой она могла бы быть в жизни.
3. Научно-исследовательские кейсы, выступающие моделями для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. В указанном виде кейсов обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Ю. П. Сурмин отмечает, что важнейшей особенностью кейс-метода в обучении «является повышение эффективности деятельности преподавателя», поскольку применение кейс-технологий в обучении позволяет не только реализовывать свои способности, но и развивать их. Ученый считает, что в процессе работы по кейс-методу наблюдается единство основных функций деятельности преподавателя: воспитывающей, обучающей, организующей, исследовательской [3, c. 79]. Ю. П. Сурмин выделяет ряд специальных принципов, свойственных преподавателю, применяющему кейс-метод, которые служат для повышения эффективности его деятельности: принцип многообразия «дидактического арсенала» и его эффективности, принцип «партнерства», принцип организации процесса добывания информации, а не «разжевывания знаний», принцип «впитывания достижений педагогической и психологической науки», принцип «творчества», принцип «прагматизма» [3, c. 81–82].
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и учителем. По мнению О. К. Ильиной, сущность кейс-метода в преподавании английского языка «состоит в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде» [2, c. 253].При этом успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, который должен быть максимально наглядным и детальным, подготовленности учащихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.
Обратимся к разработанному мной примеру урока английского языка с использованием кейс-метода.
Темой урока является: «What is better: living in the city or in the country?» («Что лучше: жизнь в городе или в сельской местности?»). Данный урок рассчитан на проведение в 8 классе общеобразовательной школы, 2 учебных часа. При подготовке использован практический вид кейса.
Учителю необходимо определить проблемное направление урока «Living in the city or in the country». За несколько дней до занятия учитель озвучивает данное проблемное направление, также объявляет, что урок будет проводиться в режиме кейс-метода. Учащиеся после обсуждения самостоятельно задают проблему, которая может быть следующей: «What is better: living in the city or in the country?». Учитель делит класс на несколько небольших подгрупп (4–6 человек) и дает задание подгруппам, включающее проведение социального опроса на тему «Что лучше: жизнь в городе или в сельской местности?», составление сравнительной таблицы преимуществ и недостатков жизни в городе и сельской местности, приведение примеров людей, выбравших жизнь в городе или в сельской местности и обосновавших свою точку зрения. Поскольку уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, целесообразно дать изучение материалов кейса в качестве домашнего задания. О. К. Ильина отмечает, что уроку с использованием кейс-метода должны предшествовать уроки работы над лексикой и грамматикой по данной теме, которые призваны сделать дискуссии более плодотворными «помочь участникам ясно выразить свои мысли и убедить собеседника или нескольких членов группы в своей правоте» [2, c. 254].
Учащимся был предложен кейс, в котором содержалась информация о том, как провести социальный опрос, как составить сравнительную таблицу преимуществ и недостатков жизни в городе и в сельской местности, видеофильм «Сity or country life» («Жизнь в городе или в сельской местности»)».
Предложенный кейс имеет следующее содержание:
1. социальный опрос на тему «Что лучше: жизнь в городе или в сельской местности?»;
2. http://www.bryk.pl/wypracowania/języki/angielski/16518-advantages_and_disadvantages_of_living_in_a_city_and_in_the_countryside.html — сравнение преимуществ и недостатков жизни в городе и в сельской местности;
3. статья «City and country life» («Жизнь в городе и в деревне») -http://englishschool12.ru/publ/vse_dlja_ehkzamena/vse_dlja_ehkzamena/city_and_country_life/65–1-0–2539;
4. статья «Problems of city and country life» («Проблемы жизни в городе и в деревне») — http://www.roman.by/r-7128.html;
5. видеофильм «Сity or country life» («Жизнь в городе или в сельской местности») — http://www.youtube.com/watch?v=belx2eExprU.
Следует отметить, что большая часть кейсов базируется на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду, в которой происходят события, описанные в кейсах.
Статистические материалы чаще всего служат материалом для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. Материалы могут быть размещены либо в самом тексте кейса, либо в приложении.
Научные публикации могут выступать как составляющими кейса, так и включаться в список литературы, необходимой для понимания кейса.
В настоящее время в связи с усиливающимся влиянием информационных технологий на учебный процесс, огромное влияние приобрели ресурсы сети Интернет.
Ю. П. Сурмин приводит список сайтов, помогающих успешно использовать кейс-метод в обучении:
1. http://www.educ.sfu.ca/case — кейсы Университета Симона Фрайзера, рассчитанные на использование кейс-технологий «при преподавании различных дисциплин»;
2. http://www.pace.edu/CTRCaseStudies — центр по использованию кейс-метода, предлагающий серию семинаров по обучению написанию кейсов;
3. http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips.html — каталог кейсов Мирового банка;
4. http://www.usc.edu/hsc/ebnet/edframe/edcases.htm — коллекция кейсов Университета Южной Калифорнии с представленным перечнем литературы по истории кейс-метода, проведению исследований для подготовки кейсов, рассмотрению методик преподавания с использованием кейс-технологий [3, c. 256].
Следует также выделить основные этапы работы по кейс-методу и их продолжительность. Организационный момент и выдача кейса занимают примерно пять минут. Ознакомление с текстом кейса, работа учащихся в группах, представление первых результатов дискуссии происходит за следующие двадцать минут урока. На анализ кейса, сравнение результатов, полученных группами, приходится пятнадцать минут. Просмотр видеоматериалов и дальнейшая дискуссия происходят в течение следующих двадцати минут. Выдвижение решения проблемы занимает десять минут. На обобщение результатов исследования учителем и оценку учащихся также отводится десять минут.
Основываясь на применении кейс-метода была выведена следующая технология обучения по кейс-методу. Деятельность учителя до начала урока предполагает разработку кейса, определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы, продумывание сценария урока, во время урока — организацию предварительного обсуждения содержания кейса, руководство групповой работой, организацию итогового обсуждения. Деятельность учащихся до начала урока заключается в получении кейса, изучении литературы, самостоятельной подготовке, во время урока — в изучении дополнительной информации, представлении и отстаивании своего варианта решения задания, выслушивании точек зрения других участников.
Тем не менее, несмотря на неоспоримые преимущества использования кейс-метода в обучении, данной технологии присущи недостатки, сдерживающие ее применение. Присоединимся к мнению Н. Л. Титовой, выделяющей такие его недостатки, как неизбежное «количественное» упрощение модели по сравнению с исходным объектом, «качественное» упрощение объекта исследования, «отыскивание» готового решения, а не его разработка, относительно низкая заинтересованность обучающихся [4, с. 99–101].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что кейс-метод позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся, развивать умения высказывать мысли, идеи, предложения, видеть альтернативную точку зрения и аргументировать свою, проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, готовность работать в команде, способствует пониманию неоднозначности решения проблем в реальной жизни. Применение кейс-метода требует от учителя больше времени на подготовку по созданию кейсов, преодоление существенных трудностей, заключающихся в недостатке учебно-методической литературы, но данный метод приносит большое удовлетворение как учителю, так и ученикам при виде высоких результатов работы.
Литература:
1. Гончарова М. В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров / М. В. Гончарова // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю. Б. Кузьменковой. — М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT: современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. 5). — С. 95–100.
2. Ильина О. К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / О. К. Ильина // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч.Ч. 1. / Под общ. ред. Л. Г. Ведениной. — М.: МГИМО — Университет, 2009. — С. 253–261.
3. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
4. Титова Н. Л. «Базисный» кейс-метод: основы и практика использования / Н. Л. Титова // Бизнес-образование.– 1999. № 2 (3). — С. 99–112.