Системный подход в организации научно-исследовательской работы студентов СПО
Авторы: Савельева Наталья Николаевна, Болдырева Людмила Васильевна, Широбокова Юлия Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 18.02.2015
Статья просмотрена: 943 раза
Библиографическое описание:
Савельева, Н. Н. Системный подход в организации научно-исследовательской работы студентов СПО / Н. Н. Савельева, Л. В. Болдырева, Ю. Н. Широбокова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7406/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современное общество нуждается в социально-активной, инициативной и предприимчивой личности, способной на коренные преобразования социальных отношений, на творческий, созидательный труд. Это требует нового, компетентностного подхода к подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
С точки зрения Э. Ф. Зеер, компетентность «предполагает не столько наличие у специалиста объема знаний и опыта, сколько способность актуализировать накопленные знания и умения в жизненный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций» [2, с. 6].
В профессиональной системе образования компетенциям отведена особая роль. В процессе освоения основных профессиональных образовательных программ, знаний, умений и навыков должно происходить формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Компетентный специалист должен быть конкурентоспособен, а значит, с одной стороны, обязан постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой — самореализовываться в профессиональной деятельности. В классификации А. В. Баранникова исследовательской компетенции отводится самостоятельная роль наряду с учебной, специально-личностной, коммуникативной, личностно-адаптивной и компетентностью в области организаторской деятельности и сотрудничества [1, с. 9].
Исследовательская компетентность является компонентом личностного самосовершенствования и направлена на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития.
Объектом нашего исследования явилось важное направление учебного-воспитательного процесса медико-фармацевтического колледжа КГМУ — формирование исследовательских компетенций студентов, создание системного подхода в организации научно-исследовательской деятельности. В качестве предмета исследования нами выбрана мотивация и поэтапное привлечение студентов колледжа к научно-исследовательской работе. В основу выполнения работы положен метод контент-анализа с элементами обобщения.
В учебном заведении поддерживаются любые творческие инициативы, функционирует студенческое научное общество, инициативные творческие объединения, работают кружки, студии, проводятся декадники отделений.
Научно-исследовательская деятельность студентов проходит в несколько этапов:
На 1-м этапе осуществляется подготовка обучающихся к будущей самостоятельной творческой деятельности. Это изучение базовых знаний, выполнение самостоятельных работ, практических исследований на занятиях, овладение навыками работы с различными информационными источниками, аннотирование литературы по заданию преподавателя, реферативная работа, выполнение творческих заданий, подготовка презентаций и т. д.
2-й этап — собственно научно-исследовательская деятельность студентов. Это работа научных студенческих кружков, участие в научно-практических конференциях разного уровня, олимпиадах, выполнение курсовых и дипломных работ.
Кружковая работа — одна из форм внеурочной самостоятельной работы студентов. Целью ее организации является расширение кругозора обучающихся, развитие мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения учебных дисциплин, любви к будущей профессии. В колледже функционирует четырнадцать научных предметных кружков. Тематика заседаний разнообразна и направлена прежде всего на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста. Считаем эффективным опыт проведения заседаний научных кружков совместно с кружками профильных кафедр КГМУ. Активно обсуждаются темы исследований, осуществляется консультирование студенческих исследований научными руководителями. Высокая материально-техническая база кафедр университета, лаборатории с современным оборудованием, богатейший библиотечный фонд позволяют студентам колледжа более качественно осуществлять научно-исследовательскую и экспериментальную работу. Наиболее активно такие формы работы практикуются на базе кафедр микробиологии, фармакогнозии, фармакологии, аналитической химии, биохимии КГМУ. В рамках деятельности научных кружков проводятся олимпиады по учебным дисциплинам и модулям, конкурсы, турниры знатоков, интеллектуальные игры, викторины. Для мотивации и актуализации этой работы проводятся конкурсы студенческих рефератов, эссе, проектов.
Таким образом, кружковая работа в колледже рассматривается как важный элемент системы качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Следующий этап научно-исследовательской деятельности обучающихся — это студенческое научное общество (СНО) «Шаг в будущее», которое было создано в 2006 г. СНО в колледже — это «школа» активного формирования профессиональных качеств и компетенций будущего специалиста. Здесь студенты получают представления о компонентах научного поиска, последовательности работы, об источниках информации, методах исследования. С этой целью на заседаниях Совета СНО проходят теоретические и практические занятия по курсу «Библиотечно-информационная культура», проводятся тренинги, обсуждаются лучшие студенческие работы и проекты. Проходят практические семинары по вопросам: выбор темы, формулировка целей и задач исследования; формулировка гипотезы исследования; статистическая обработка и анализ результатов; подготовка презентаций и выступлений и т. д. Для организации этой работы приглашаются работники библиотеки, научные руководители студенческих проектов, представители информационной службы, психологи и социологи из вузов города и молодежных центров. Образовательное и воспитательное пространство колледжа является открытой системой, научно-исследовательская работа проводится в тесном сотрудничестве с молодежными организациями и учреждениями города и области: Совет молодых ученых и специалистов Курской области, Курское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых», ОБУ «Областной центр молодежных программ» и муниципальное учреждение «Городской молодежный центр «Спектр».
Члены СНО включены в реестр молодых ученых Курской области, активно участвуют в работе круглых столов, Интернет-конференций. Традиционным стало участие членов СНО в ряде областных и межрегиональных научно-практических конференциях для студентов СПО. Ежегодно студенты колледжа участвуют в Открытом Региональном Форуме студенческих научных обществ и молодых ученых «Молодежь. Наука. Инновации». В последние годы на выставке-презентации были представлены студенческие проекты: «СНО МФК КГМУ», «Моя программа здоровья», «Начни с себя», студенческая лаборатория «Диагност», студенческий проект «Сохраним язык — сохраним Россию» и др. Лучшие студенческие проекты представляются в рамках программы на научных площадках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество».
С 2007г. на базе колледжа проводится межрегиональная научно-практическая конференция студентов СПО «Шаг в будущее». Ежегодно в ней принимают участие представители более 30 ссузов области и соседних регионов, заслушиваются и обсуждаются более 150 научно-исследовательских работ и студенческих проектов. В работе секций принимают участие экспертные группы, в состав которых входят руководители научных объединений, преподаватели вузов города, сотрудники молодежных организаций и работники правоохранительных органов. С 2012 года была введена практическая составляющая в виде профессионального конкурса «Лучший по профессии» по специальности «Фармация». Этот образовательно-профессиональный проект получил название «Дни Науки, Знания и Профессионализма». Участниками профессионального конкурса стали делегации образовательных учреждений медицинского профиля таких городов, как Курск, Орел, Тула, Иваново, Белгород, Калуга, Старый Оскол, Сумы, Харьков и др.
Активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом также зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются. Студенты колледжа, активно участвующие в научно-исследовательской работе, постоянно получают моральную и материальную поддержку СНО и ректората.
Приобретенные студентами навыки творческой, исследовательской деятельности помогают быстрее адаптироваться в профессиональной среде, быть мобильными и конкурентоспособными в новых экономических условиях.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов СПО активизирует их жизненную позицию и способствует применению на практике профессиональных знаний, умений и навыков, дает возможность проводить санитарно-просветительскую работу среди населения и особенно молодежи; повышает престиж медицинского работника и привлекает внимание общественности к проблемам формирования здорового образа жизни; мотивирует на повышение уровня знаний. Педагогическому коллективу предстоит разработать более эффективные механизмы привлечения студентов к массовой и регулярной научно-исследовательской деятельности.
Литература:
1. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход.М.:ГУ ВШЭ, 2002.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб.пособие для студентов вузов.2-еизд.,перераб.,доп.М.:Академ.Проект;Екатеринбург:Деловая книга, 2003.