Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 07.02.2015

Статья просмотрена: 2447 раз

Библиографическое описание:

Жалилова, В. А. Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7289/ (дата обращения: 24.04.2024).

Класс 10

Всего часов — 34 ч. В неделю — 1ч.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» рассчитана на 34 часа, она разработана для учащихся 10 класса.

Тема «Генетика» — наиболее интересная и сложная тема в общей биологии. Эта тема изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на решение задач в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания № 5 и № 6 в части С).

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук — генетике.

Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. По типу программа является авторской.

Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:

-          краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;

-          выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

-          обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;

Задачи курса:

образовательные:

-          формирование умений и навыков решения генетических задач;

-          отработка навыков применения генетических законов;

-          обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;

-          удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

развивающие:

-          развитие логического мышления учащихся;

воспитательные:

-          воспитание и формирование здорового образа жизни.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

-          основные понятия, термины и законы генетики;

-          генетическую символику.

Учащиеся должны уметь:

-          правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

-          решать типичные задачи;

-          логически рассуждать и обосновывать выводы.

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.

В результате обучения школьники должны:

-          расширить знания об основных генетических законах;

-          овладеть специальной генетической терминологией;

-          научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

-          уметь применять различные генетические законы при решении задач:

-          уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

-          уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Оценивание учащихся

на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести зачетные работы по решению всех изученных типов задач, по результатам которых оценить в форме «зачтено», «не зачтено».

Контроль: ученик получает «зачет» по итогам:

-          заполнения кроссворда «Генетические термины»;

-          выполнения заданий тестового контроля № 1 и № 2;

-          выполнения итоговой диагностики: решение генетических задач всех видов;

-          защиты проектной работы с презентацией «Составление генетических задач»

Режим занятий.

Программа рассчитана на 34 часа, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.

Периодичность занятий — 1 раз в неделю.

Литература для учащихся.

1.         Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.

2.         Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.

3.         Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.

4.         5. Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.

Литература для учителя.

1.         Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Иванова Н. П., Фридман М. В., Фуралев В. А., Чуб В. В. Методическое пособие к учебнику «Общая биология» — М.: МИРОС, 2000. — 93с.

2.         Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002. — 144с.

3.         Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2010. — 192с.

4.         Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с.

5.         Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением биологии. — М.: Просвещение, 1993. — 544с.

 

Содержание программы.

Общее количество часов — 34.

1. Введение. 3 часа.

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание. 5 часов.

Теоретический курс — 2 часа. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.

Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание. Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта)

3. Дигибридное скрещивание. 4 часа.

Теоретический курс — 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)

4. Решение задач на наследование групп крови. 2 часа

Практический курс — 2 часа. Актуализация знаний по теме, решение задач.

5. Сцепленное наследование генов. 5 часов.

Теоретический курс — 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс — 3 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.

Теоретический курс — 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс — 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

7. Взаимодействие неаллельных генов. 6 часа.

Теоретический курс — 2 часа. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность.

Практический курс — 4 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

8. Итоговое занятие. 3 часа.

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов.

Решение занимательных задач.

9. Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа)

 

Календарно-тематическое планирование

34 часа

 

Тема занятия

Количество часов

Формы деятельности уч-ся.

Формы контроля.

теория

практикум

1.                               Введение (3 часа)

1.

История генетических открытий. Методы генетики.

1

 

 

2.

Генетические термины и символы. Заполнение кроссворда «Генетические термины»

1

1

 

2.                               Моногибридное скрещивание (5 часов)

3.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании

Закон единообразия гибридов первого поколения

— Закон расщепления признаков

— Цитологические основы моногибридного скрещивания.

— Полное и неполное доминирование.

— Летальные гены

— Анализирующее скрещивание

 

2

 

 

4.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

 

2

 

5.

Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта)

 

1

 

3.                               Дигибридное скрещивание (4 часа)

6.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании

1

 

 

7.

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

 

2

 

8.

Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)

 

1

 

4.                               Решение задач на наследование групп крови (2 часа)

9.

Актуализация знаний по теме, решение задач.

 

2

 

5.                               Сцепленное наследование генов (5 часов)

10.

Закономерности сцепленного наследования.

— Закон Моргана.

— Цитологические основы сцепленного наследования. — Хромосомная теория наследственности.

2

 

 

11.

Решение задач на сцепленное наследование.

 

3

 

6.                               Наследование, сцепленное с полом (4 часа)

12.

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом

1

 

 

13.

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

 

3

 

7.                               Взаимодействие неаллельных генов (6 часов)

14.

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

2

 

 

15.

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

 

4

 

8.                               Итоговое занятие (3 часа)

16.

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов.

 

2

 

17.

Решение занимательных задач

 

1

 

9.                               Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа)

 

Литература:

 

1.         Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. — М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

2.         Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» -М, пед. инст., 2008.

3.         «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» -г. Волгоград, изд. «Учитель», 2010

4.         Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» -Изд. МГУ, 2001.

5.         Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. «Основы общей биологии» М.: Вентана — Граф», 2009.

6.         http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

7.         http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

8.         http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Основные термины (генерируются автоматически): решение задач, час, задача, моногибридное скрещивание, практический курс, сцепленное наследование, теоретический курс, Общая биология, тестовый контроль, Алгоритм решения.

Похожие статьи

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся...

Решение биологических задач традиционно для школы.

Третий закон Менделя. Наследование сцепленное с полом.

2. Моногибридное скрещивание. Наследование доминантного признака.

Методы и приемы решения практических задач

Решение практических задач — это целая система последовательных действий.

Пример задачи: Из пункта А в пункт В вышел пешеход. Вслед за ним через 2 часа из пункта А выехал велосипедист, а еще через 30 минут — мотоциклист.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

В определение содержательности и валидности входного, текущего и итогового тестирования по дисциплине «История искусств», а также проверке на практике достижения цели и решения задач технологии тестирования, принимали участие студенты 2 курса в составе 20 человек.

Роль нестандартных задач в формировании УУД | Молодой ученый

задача, учащийся, решение, данные, процесс решения задач, решение задачи, теоретический материал, прямоугольный треугольник, общий подход, высокий уровень. Похожие статьи. Обучение решению арифметических задач...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в контроле знаний и практических умений учащихся.

2. Теоретическое решение задачи, выяснение условий протекания реакций, их сущности.

Инновационный лабораторный практикум в содержании...

Структуру лабораторных работ по биологии как практического метода обучения можно представить

В нашей школе разработана учебная рабочая программа по профильному курсу «Общая биология»

Лабораторная работа «Изучение статистических основ наследования».

Обзор методов решения задачи удовлетворения ограничений

Достаточно легко проектировать и программировать алгоритмы решения задач с использованием этого метода.

Генетический метод основан на принципах селекции: отбор, скрещивание и мутация.

Методические аспекты обучения младших школьников...

Таким образом, при систематическом решении заданий комбинаторного характера происходит реализация как образовательных, так и развивающих функций курса «Математика». Комбинаторные задачи решают различными методами...

Применение генетического алгоритма для решения задачи...

Рассмотрим процедуру решения задачи оптимального распределения субъектов-исполнителей, входящих в группу So(с общим количеством

Рассмотрим математическую модель контроля основных параметров, влияющих на выполнимость на основе ТМО.

Похожие статьи

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся...

Решение биологических задач традиционно для школы.

Третий закон Менделя. Наследование сцепленное с полом.

2. Моногибридное скрещивание. Наследование доминантного признака.

Методы и приемы решения практических задач

Решение практических задач — это целая система последовательных действий.

Пример задачи: Из пункта А в пункт В вышел пешеход. Вслед за ним через 2 часа из пункта А выехал велосипедист, а еще через 30 минут — мотоциклист.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

В определение содержательности и валидности входного, текущего и итогового тестирования по дисциплине «История искусств», а также проверке на практике достижения цели и решения задач технологии тестирования, принимали участие студенты 2 курса в составе 20 человек.

Роль нестандартных задач в формировании УУД | Молодой ученый

задача, учащийся, решение, данные, процесс решения задач, решение задачи, теоретический материал, прямоугольный треугольник, общий подход, высокий уровень. Похожие статьи. Обучение решению арифметических задач...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в контроле знаний и практических умений учащихся.

2. Теоретическое решение задачи, выяснение условий протекания реакций, их сущности.

Инновационный лабораторный практикум в содержании...

Структуру лабораторных работ по биологии как практического метода обучения можно представить

В нашей школе разработана учебная рабочая программа по профильному курсу «Общая биология»

Лабораторная работа «Изучение статистических основ наследования».

Обзор методов решения задачи удовлетворения ограничений

Достаточно легко проектировать и программировать алгоритмы решения задач с использованием этого метода.

Генетический метод основан на принципах селекции: отбор, скрещивание и мутация.

Методические аспекты обучения младших школьников...

Таким образом, при систематическом решении заданий комбинаторного характера происходит реализация как образовательных, так и развивающих функций курса «Математика». Комбинаторные задачи решают различными методами...

Применение генетического алгоритма для решения задачи...

Рассмотрим процедуру решения задачи оптимального распределения субъектов-исполнителей, входящих в группу So(с общим количеством

Рассмотрим математическую модель контроля основных параметров, влияющих на выполнимость на основе ТМО.