Поликультурность образования посредством образовательных программ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 677 раз

Библиографическое описание:

Крайнова Е. Е. Поликультурность образования посредством образовательных программ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7286/ (дата обращения: 19.12.2018).

Поликультурность образования — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в многокультурном обществе.

Ключевые слова: образование, поликультурность.

 

Как известно, особенности той или иной культуры отличаются содержанием, при этом каждой присущи свои преимущества и недостатки, а значимость культуры определяется строго индивидуально. В основе данного принципа — гуманистическая идея о том, что не может существовать лучшей или худшей культуры. Понятие «поликультурности» полагает, что содержание образования должно отражать определенные элементы разных этнических культур. При этом основополагающими должны быть положения о том, что этнические культуры — это достояние всех людей, проживающих в данной стране, и что общенациональная культура есть продукт исторического процесса взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур. Вполне очевиден тот факт, что поликультурное образование поможет предотвратить конфликты, имеющие культурную подоплеку.

Важнейшими факторами, которые актуализировали научные поиски в области поликультурного образования, выступают следующие:

-        расширение связей между государствами;

-        усиление процессов глобализации, интернационализации;

-        процесс полилога и взаимовлияния мировых и локальных культур;

-        усиление интегративных процессов в науке.

Образовательную европейскую программу «Германской службы академических обменов» («DAAD») поддержки молодым учёным можно рассматривать как новый тип программы, построенной на таких методологических основаниях, которые включают новое понимание человека в его бытии и социальных связях, в диалоге культур и межкультурной коммуникации и позволяют достичь ценностных установок, предполагающих порой альтернативные точки зрения.

Благодаря участию в разнообразных образовательных программах происходит формирование следующих компонентов:

-        развитие аналитического и критического мышления, рефлексивных способностей специалиста;

-        расширение профессионального горизонта посредством диалога педагогических культур;

-        становление поликультурной образованности;

-        обогащение педагогическим инструментарием и технологиями обучения.

Обоснованием поликультурного образования является теория Л. С. Выготского (1982) о развитии поведения и психики, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. По мнению Льва Семёновича Выготского, опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии человека, все психологические процессы формируются, появляются дважды, на двух отдельных уровнях: сначала на социальном, потом индивидуальном, психологическом.

Е. И. Пассов предлагает широкое, системное представление культуры в образовании. Личностная значимость иноязычной культуры и её воздействие на учащегося в практическом, познавательном, развивающем и воспитательных планах. По Е. И. Пассову, основной задачей модели культуры является не столько понимание другой культуры, сколько духовное совершенствование учащихся на базе новой культуры в ее диалоге с родной [2, с.208–209]. Лингвострановедческий аспект содержит в себе образовательную и развивающую роли. Культура одной страны познается через сравнение со знаниями и понятиями о своей стране. В современных условиях научно-технического прогресса происходит быстрый темп развития общества, который затрагивает многие его стороны: экономику, культуру, образование, медицину.

Благодаря европейским образовательным программам, таким как «DAAD», «Песталоцци», появляется возможность обогатить свои представления об особенностях жизни, культуры и образования в таких странах Европы как Германия, Австрия, Дания и многие другие.

Европейское сотрудничество способствует процессу продвижения демократии, защиты права человека и принципов правового государства в Европе. Здесь образование играет центральную роль в поддержке основных ценностей, а также в предупреждении нарушений прав человека. На сегодняшний день приоритетными темами для обсуждения в сфере образования являются:

-        гражданское образование и образование в сфере прав человека;

-        обучение учителей;

-        изучение истории;

-        языковая политика;

-        высшее образование и наука.

Важно, чтобы люди приобрели знания, умения и ценностные ориентации, которые помогут им лучше проявить себя в обществе на местном, государственном или международном уровне. Степень и качество образования покажет, как получить информацию о своих правах, определит их ответственность, обязательства и поможет понять, что у каждого есть возможность что-то изменить. Гражданское образование и образование в сфере прав человека охватывает все уровни образования и учебные формы, от детского сада до университета, от профессиональной школы до рабочего места.

Одной из ведущих программ в поликультурном образовании является программа обучения учителей «Песталоцци». Данная программа была разработана в 1969 году. Ведущей целью ставится — наглядное представление работы Совета Европы в области образования, обмен идеями, информацией и учебными материалами, установка контактов, при которых происходит расширение кругозора и обогащение профессиональными знаниями [4].

Языковую политику в Совете Европы проводит в жизнь Европейский центр современных языков, в ходе которого Советом Европы был разработан европейский рамочный документ по изучению языков, который служит единой основой для составления учебных программ по изучению иностранных языков, а также связанных с этим инструкций, экзаменационных материалов, учебников по всей Европе. В рамочном документе дается обзорное описание того, какие знания должны приобрести изучающие язык лица, чтобы уметь пользоваться языком в общении, а также какие знания и умения следует развивать, чтобы эффективно работать в этой области.

Ведущую роль занимает работа молодежной политики Совета Европы, в основе которой лежат следующие основные принципы:

-        сильное гражданское общество;

-        защита прав человека;

-        культурное многообразие;

-        социальное единство [4].

Ключевым пунктом работы данной организации является участие в ней молодежи.

Сотрудничество базируется на документе молодежной сферы Agenda 2020, главными темами которого являются права человека и демократия, совместная жизнь в многогранном обществе и социальная заинтересованность молодых людей. Принципы документа реализуются на основании более конкретных приоритетов и программ деятельности, последняя из которых была составлена на период 2014–2015.

Отдельные программы созданы для сотрудничества с Европейской комиссией, Российской Федерацией и Европейским агентством по информированию и консультированию молодежи (ERYICA). В сотрудничестве организуются многие важные курсы в молодежной сфере, проекты и инициативы, включая и курсы для молодежных организаций, а также обзорные визиты в страны содружества. Инициативы поддерживаются добровольными взносами, собираемыми через конкурсы Европейского молодежного фонда.

Сотрудничество Совета Европы в молодежной сфере ведется со странами содружества и молодежными организациями. Дважды в год собираются ведущий комитет молодежной сферы (Steering Committee for Youth CDEJ) и молодежный консультативный совет (Advisory Council on Youth AC), и также проводятся их совместные заседания (Joint Council on Youth CMJ). Вторым местом совместного принятия решений молодыми людьми и чиновниками является программный комитет (Programming Committe on Youth), который отслеживает и оценивает работу европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда. Содержательную и техническую поддержку обеспечивает молодежный отдел демократического директората Совета, который находится в Европейском молодежном центре в Страсбурге. Другой европейский центр, проводящий обучения, семинары, собрания и другие мероприятия, находится в Будапеште [3].

Очень важно двухстороннее сотрудничество с другими странами, особенно со странами за пределами Европейского Союза, подтверждением и основанием для которого служат различные межгосударственные договоры в сфере управления министерства.

Возникает вопрос, возможно ли изучить культуру страны изучаемого языка, понять чужой образ жизни и поведения, изучить социокультурный контекст неродного языка и, следовательно, усвоить менталитет носителей данного языка? Изучая иностранный язык вне естественной среды под руководством неносителя языка, невозможно проникнуться менталитетом и образом жизни носителей языка. Иноязычное лингвистическое образование должно быть направлено на использование неродного языка в качестве инструмента познания иной лингвокультуры и расширения собственной картины мира.

Учёные Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез выделяют составные части иноязычной коммуникативной компетенции, которые включают знания, навыки и умения с национально-культурным значением:

-        знания о национальных особенностях изучаемого языка и формирование навыков оперирования средствами с национально-культурной семантикой;

-        лингвострановедческие знания, которые позволяют воспринимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с культурным фоном;

-        знания, навыки и умения, предоставляющие возможность осуществления национально-особенного речевое и неречевое общения с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума [1, с.19].

Роль поликультурности в образовании занимает огромную место. Благодаря проектной деятельности образовательных программ устанавливается диалог не только между культурами народов мира, но также и диалог между поколениями.

 

Литература:

 

1.                  Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-в и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.-М.: Изд.центр «Академия», 2006.-336 с.

2.                  Пассов Е. И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея/Е. И. Пассов.- М.: Глосса-Пресс, 2006.- 240 с.

3.                  http://sfml.tom.ru/innovation/kultura.htm

4.                  https://www.hm.ee/ru/meropriyatiya/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/sovet-evropy

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная сфера, поликультурное образование, культура, образование, знание, неродной язык, гражданское образование, европейский центр, Европейский молодежный фонд, языковая политика.

Похожие статьи

Роль языка и культуры татарского народа в становлении...

Поликультурность образования посредством образовательных... молодежная сфера, поликультурное образование, культура, образование, знание, неродной язык, гражданское образование, европейский центр, Европейский молодежный фонд, языковая политика.

Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное...

Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщения к культуре различных народов, диалог различных культур, способствующий осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определённой цивилизации...

Концепции европейской государственной молодежной политики...

молодежная политика, Швеция, Великобритания, молодежь, дело молодежи, европейская молодежная политика, молодежная сфера, Россия, молодая, Германий.

Создание единого европейского пространства как фактор...

Ключевые слова: единое европейское образование, Европейский Языковой Портфель.

Поликультурное образование приобретает в последние годы все большую популярность, связанную с наличием социально-экономических, социокультурных предпосылок, которые...

Проблема развития поликультурной личности будущих...

Поликультурность образования — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в. молодежная сфера, поликультурное образование, культура, образование, знание, неродной язык...

Мультикультурализм и образование: проблемы и перспективы

Европейская система образования в русле глобализации...

Ключевые слова: образование, поликультурность. Как известно, особенности той или иной культуры отличаются

Важной социально политической детерминантой развития поликультурного образования является.

Роль академической мобильности в современной Европе

Поликультурное образование приобретает в последние годы всё большую популярность, связанную с наличием

На сегодняшний день приоритетными темами для обсуждения в сфере образования являются языковая политика, высшее образование и наука [2, с.23–25].

Формирование поликультурных умений школьника...

Поликультурность образования — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в многокультурном обществе. молодежная сфера, поликультурное образование, культура, образование...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г. Дата публикации: 10.02.2015.

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная культура, иностранный язык, DFG, DAAD, процесс изучения, знание, диалог культур, культура, язык...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль языка и культуры татарского народа в становлении...

Поликультурность образования посредством образовательных... молодежная сфера, поликультурное образование, культура, образование, знание, неродной язык, гражданское образование, европейский центр, Европейский молодежный фонд, языковая политика.

Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное...

Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщения к культуре различных народов, диалог различных культур, способствующий осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определённой цивилизации...

Концепции европейской государственной молодежной политики...

молодежная политика, Швеция, Великобритания, молодежь, дело молодежи, европейская молодежная политика, молодежная сфера, Россия, молодая, Германий.

Создание единого европейского пространства как фактор...

Ключевые слова: единое европейское образование, Европейский Языковой Портфель.

Поликультурное образование приобретает в последние годы все большую популярность, связанную с наличием социально-экономических, социокультурных предпосылок, которые...

Проблема развития поликультурной личности будущих...

Поликультурность образования — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в. молодежная сфера, поликультурное образование, культура, образование, знание, неродной язык...

Мультикультурализм и образование: проблемы и перспективы

Европейская система образования в русле глобализации...

Ключевые слова: образование, поликультурность. Как известно, особенности той или иной культуры отличаются

Важной социально политической детерминантой развития поликультурного образования является.

Роль академической мобильности в современной Европе

Поликультурное образование приобретает в последние годы всё большую популярность, связанную с наличием

На сегодняшний день приоритетными темами для обсуждения в сфере образования являются языковая политика, высшее образование и наука [2, с.23–25].

Формирование поликультурных умений школьника...

Поликультурность образования — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в многокультурном обществе. молодежная сфера, поликультурное образование, культура, образование...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г. Дата публикации: 10.02.2015.

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная культура, иностранный язык, DFG, DAAD, процесс изучения, знание, диалог культур, культура, язык...

Задать вопрос