Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС
Авторы: Костенко Светлана Леонидовна, Симаков Михаил Анатольевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 30.01.2015
Статья просмотрена: 3661 раз
Библиографическое описание:
Костенко, С. Л. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС / С. Л. Костенко, М. А. Симаков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7262/ (дата обращения: 15.11.2024).
Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков работы с информацией. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании за последние десятилетия стала проблема повышения информационной грамотности учащихся, как основы самостоятельной учебной деятельности. Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. Она включает совокупность теоретических знаний, а также навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Поэтому в современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход.
Данный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьёй, обществом, государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. И это не случайно: чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, ребенку необходимо адаптироваться в окружающем мире. Поэтому основная задача школы — выстроить стратегию «образования для будущего». Суть новой стратегии: сместить акцент с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и способности учиться самостоятельно [1, с. 3].
Перед образованием поставлена новая задача — подготовить современного человека к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, непрерывном повышении квалификации. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.
Под информационной компетентностью учащихся младших классов, мы понимаем, способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность — это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах. Важно подчеркнуть, что информационная компетентность не ограничивается только умением работать с компьютером.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации [2, с.14].
Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса. Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), дети знакомятся с возможными источниками информации и способами ее поиска: словарями, энциклопедиями, в том числе компьютерными. Расширяют свои знания, языковой компетентности с помощью дополнительных источников информации.
На уроке литературного чтения идет работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки), проходит анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа-сообщения, определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Дети конструируют сообщения: тексты (рассказ, отзыв, аннотация), добавляют к ним иллюстрации, видео- и аудиофрагменты. Происходит оценка детьми собственных сообщений с точки зрения достоверности информации: овладевают навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения, включая компьютерные способы коммуникации, учатся соблюдать правила речевого этикета; создают информационные объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам (рисунки, фотографии, видеосюжеты, мультипликация, компьютерная анимация с собственным озвучиванием); готовят презентации (письменные и устные) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере; подбирают информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы.
На уроке иностранного языка дети подготавливают план и тезисы сообщения, создают небольшой текст (устный или письменный), от руки или на компьютере. Собственная устная речь на иностранном языке фиксируется в цифровой форме для самокорректировки, а устное выступление проходит при поддержке аудио- и видеоматериалов. Дети приучаются использовать компьютерный словарь, экранный перевод отдельных слов.
На уроке математики и информатики происходит применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, организуется начальный опыт применения математических знаний и информационных подходов в повседневных ситуациях. Дети представляют, анализируют и интерпретируют данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами, извлекают необходимые данные, заполняют готовые формы (на бумаге и на компьютере, объясняют, сравнивают и обобщают полученную информацию; выбирают основания для образования и выделения совокупностей; представляют с помощью цепочек причинно-следственные и временные связи; анализируют истинность утверждений и выстраивают цепочки рассуждений; работают с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: строят, изменяют, измеряют, сравнивают геометрические объекты.
На уроке окружающего мира дети фиксируют информацию о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета и прочего. Планируют и осуществляют несложные наблюдения, собирают числовые данные, проводят опыты с помощью инструментов ИКТ. Дети занимаются поиском дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете, создают информационные объекты: модели, макеты, сообщения, графические работы в качестве отчета о проведенных исследованиях.
Сформировать информационную компетентность у детей позволяют также различные типы уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок — презентация), внеурочная деятельность (деловая игра, творческая мастерская).
Одна из главных задач современной системы российского образования — это создание педагогических условий для качественного обучения.
Процесс эффективного формирования информационной компетентности учащихся младших классов обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: информатизация учебного процесса, установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, учёт индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности, обеспечение субъект-субъектного взаимодействия, дифференцированный подход.
Реализация процесса формирования информационной компетентности осуществляется на принципах системности, целостности, доступности, открытости, наглядности, самодеятельности, личностного целеполагания, проблемности, метапредметности.
Она отражает функции информационной компетентности:
- познавательную, которая направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
- коммуникативную, которая раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению;
- адаптивную, которая позволяет ребенку адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
- нормативную, которая проявляется, прежде всего, как система моральных норм и требований в информационном обществе;
- оценочную, которая призвана активизировать способность ориентироваться в потоках разнообразной информации, оценивать значимые и второстепенные виды информации, достаточность и достоверность источников информации для решения практических задач.
Критериями сформированности информационной компетентности выпускников начального общего образования являются: мотивационный критерий — готовность к работе с информационно-коммуникационными технологиями, интерес к работе с информацией, понимания сущности информационных процессов; когнитивный критерий раскрывается, как наличие базовых знаний в области информационно-коммуникационных технологий и способность применять их в организационной деятельности, умение и знание методов работы с информацией, владение способами информационного познания: поиска, отбора, структурирования, системного анализа и хранения информации, нахождение нужной информации в различных источниках; ценностный критерий включает в себя осознание младшим школьником ценности работы с информацией, сформированность субъектной позиции учащегося, обеспечивает направленность на ценное усвоение знаний и самосовершенствование, включает в себя ценности и отношения, связанные с информационной деятельностью, понимание сущности информационных процессов, осмысление надобности работы с информационными технологиями, осознание потребностей работы с информацией; деятельностный критерий включает в себя использование в самостоятельной и исследовательской деятельности универсальных технологий поиска, обработки, представления, управления и хранения информации, демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, обработку числовой информации средствами электронных таблиц, построение графиков и диаграмм.
Литература:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / АГ. Асмолов. — М.: Просвещение, 2014.
2. Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам» / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. — М.: Просвещение, 2013.
3. Семенов, А. Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ — как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html