Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Магутина, А. А. Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы) / А. А. Магутина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7202/ (дата обращения: 23.04.2024).

Каждый человек должен быть уверен в том, что он сможет быть понятым окружающими в любой ситуации, а также, в том, что он сможет воспринять и понять обращенную к нему речь.

В настоящее время увеличивается количество детей, которые имеют комплексные нарушения развития. «Полагают, что дети со сложными нарушениями развития — это редкая, статистически малоизученная категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов–практиков, эти дети составляют в среднем до 40 % контингента специальных образовательных учреждений» [3, с. 333]. В большинстве случаев у детей данной категории нарушена коммуникация.

По мнению Андреевой Г. М. «коммуникация — это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой информации. Коммуникация выступает как особая функция общения, связанная с информационным обменом, который осуществляется людьми в процессе совместной деятельности» [1, с. 87].

Нарушения речи данной категории детей имеют разную форму: от несформированности в той или иной степени фонетико-фонематической и лексико-грамматической её сторон до мутизма и неполноценности смысловой стороны. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; чтобы такой ребенок понимал, что от него требуют; что необходимо сделать.

В 2013–2014 учебном году в государственном бюджетном образовательном учреждении (ГБОУ) «Наш Дом», где я работаю в должности учителя-логопеда, в первые классы поступили дети, имеющие комплексные нарушения развития: аутизм разной этиологии, в том числе и неустановленной; органическое поражение двигательных центров головного мозга; умственную отсталость легкой и умеренной степеней; хромосомные аномалии в сочетании с другими отклонениями в развитии, сопровождающиеся системным недоразвитием речи выраженной степени.

Для проведения экспериментального исследования нами было отобрано 6 детей, которые не общались с окружающими с помощью устной речи. Их коммуникация включала отдельные вокализации, крик, плач, самые простые естественные жесты. Большинство детей демонстрировали проблемное поведение, не выполняли элементарные инструкции педагогов, не понимали и не выполняли режимные моменты.

В качестве альтернативных средств общения использовались средства жестового языка и естественные жесты.

Основной целю работы, поставленной на 2013–2014 учебный год, для этих детей являлось формирование навыков учебного поведения на индивидуальных занятиях.

В связи с данной целью были выделены следующие задачи:

-          Установление эмоционального контакта с ребенком;

-          Формирование доступных средств общения;

-          Обучение ребенка элементарным правилам учебного поведения (например, сидеть за партой в течение занятия).

Для решения перечисленных выше задач, нами были обозначены следующие направления работы:

-          Изучение основных жестов, регулирующих поведение;

-          Изучение основных жестов по темам;

-          Приучение детей адекватно реагировать на запрет;

-          Вызывание звукоподражаний, соответствующих конкретной ситуации.

На протяжении всего учебного года занятия проводились мною, учителем-логопедом, с каждым ребенком индивидуально по 30 минут два раза в неделю. Велась активная работа по вышеперечисленным направлениям с использованием следующих форм работы.

Изучение основных жестов, регулирующих поведение.

Были выбраны необходимые жесты, регулирующие поведение на занятиях: «Будем заниматься» (где обозначение «Будем» соответствует жесту глухих «Буду», а «Заниматься» показывается двумя руками, согнутыми в локтях и сложенными перед собой), «Занятие закончено» (где «Занятие» обозначается аналогично жесту «Заниматься», а «Закончено» соответствует жесту глухих «Всё»), а также «Будем смотреть», «Будем слушать», «Будем играть», «Будем говорить», «Будем убирать» (все перечисленные жесты соответствует жестам глухих). Перечисленные жесты использовались на каждом занятии, всегда сопровождались речью педагога. Предъявление жестов происходило в следующей последовательности:

1.                 Педагог показывает образец исполнения жеста.

2.                 Педагог повторят жест сопряженно с ребенком, помогая ему (при необходимости).

3.                 Ребенок самостоятельно выполняет жест, подражая педагогу.

4.                 Ребенок выполняет жест по устной инструкции педагога.

Изучение основных жестов по теме.

Лексический материал по темам, которые изучались в течение учебного года, предъявлялся в устной и жестовой формах. Использовалось подкрепление в виде натуральных предметов, игрушек, картинок, предметных и игровых действий. У ребенка формировался образ слова, его жестовое обозначение, способы действия с предметами. Например: педагог показывает ребенку чашку, затем показывает соответствующий жест, далее следует показ действия с предъявляемым предметом.

Приучение детей адекватно реагировать на запрет.

У большинства детей, в начале учебного года, наблюдались истерики и приступы агрессии по отношению к окружающим и аутоагрессии, как реакции на запрет со стороны педагога. Для того, чтобы регулировать такое поведение на занятиях, использовались следующие приемы:

-        Переключение на другую деятельность

-        Жест «Нельзя» (соответствует жесту глухих, иногда может исполняться «рука в руку» с ребенком).

Вызывание звукоподражаний, соответствующих конкретной ситуации.

Работа по данному направлению осуществлялась через игровую деятельность и через эмоционально значимые для ребенка ситуации. В игре педагог оречевлял все собственные действия и побуждал ребенка к подражанию. Например, игра «Гладим белье», педагог гладит утюгом постельное белье и произносит «Ууууу. Я глажу. Ууууу». Далее ребенок постепенно включается в игру и начинает подражать действиям, а иногда и вокализациям педагога. Развитие речи через эмоционально значимые ситуации происходило следующим образом. Пример: «Стук в дверь». Раздается стук в дверь, обращаем на это внимание ребенка: «Слышишь? Там Катя» (имя может быть любое другое, но значимое для нашего ученика). Далее подходим к двери и спрашиваем: «Кто там? Там Катя! Там Катя!». Делаем акцент на значимом слове, в данном случае «Катя» и повторяем его несколько раз. Добиваемся от ребенка ответной реакции в виде вокализации или попытки повторения контура значимого слова. Такую же ситуацию можно проигрывать со звонком по телефону и с другими повседневными моментами.

Таким образом, овладение речью протекает для ребенка спонтанно, т. к. происходит в условиях эмоционально значимой для него ситуации или игры. Но взрослый организует и контролирует описанную выше деятельность.

Далее представим результаты, которых мы достигли в течение учебного года:

-          5 детей (из шести) повторяют за педагогом жесты, регулирующие поведение (начало занятия/завершение занятия); важно отметить, что один ребенок сопровождает их речью: «Будем заниматься», «Занятие закончилось».

-          4 ребенка (из шести) повторяют за педагогом основные жесты, обозначающие предметы по пройденным темам.

-          В процессе игры 4 ребенка (из шести) используют жесты для обозначения действий («мыть», «резать», «есть» и др.). Важно отметить, что выполнение жестов некоторыми детьми затруднено из–за имеющихся двигательных нарушений (ДЦП), но они понимают их значение.

-          Все дети понимают жест «Нельзя», что помогает успокоить ребенка при неадекватной реакции на запрет чего-либо.

-          Все дети выполняют разнообразные действия с предметами и игрушками, подражая педагогу в процессе игры; 4 ребенка сопровождают свою деятельность вокализациями и звукоподражаниями.

-          4 ребенка понимают инструкцию взрослого ограниченно, в таком случае восприятие облегчает подкрепление словесной инструкции педагога жестами или действиями.

Необходимо отметить, что жесты, регулирующие поведение (начало занятия/завершение занятия, организацию деятельности в течение занятия и др.), помогают организовать деятельность детей, которые имеют комплексные нарушения развития, более рационально. Важно заметить, что использование жестов помогает в организации работы и с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии, которые используют устную речь для общения, т. к. появляется еще одно средство коммуникации, которое помогает им воспринимать информацию и адекватно реагировать на нее.

 

Литература:

 

1.         Андреева Г. М. «Социальная психология». — М.: Аспект Пресс, 1999.

2.         Жигорева М. В. «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь». — М.: «Академия», 2006.

3.         Чулков В. Н. «Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития» //Специальная педагогика / под ред. Назаровой Н. М.. — М.: «Академия», 2001.

4.         Фрадкина Р.Н «Говорящие руки (тематический словарь жестового языка глухих России)». — М.: «Сопричастность», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жест, жест глухих, занятие, комплексное нарушение развития, педагог, альтернативное средство общения, большинство детей, устная речь, учебное поведение.

Похожие статьи

Альтернативные средства общения, используемые...

Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок

Мануальные знаки (жесты). К этой системе относятся жестовые языки глухих разных стран (например, РЖЯ — русский жестовый язык).

Формирование речевых способностей у слабослышащих...

Традиционные методы обучения речи глухих детей можно разделить на 2 группы: устные и жестовые.

В соответствии с этой группой методов ребенок овладевает жестовым языком глухих как первым языком для общения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно — это называется чтением с губ.

3. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000. 4. Колтуненко И. В. Развитие речи глухих школьников.

Использование методики глобального чтения в коррекционной...

Это — мама+жест). Педагог побуждает ребенка воспроизвести жест.

Основные термины (генерируются автоматически): глобальное чтение, ребенок, слово, педагог, табличка, устная речь, блок, комплексное нарушение развития, картинка, III.

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

2. Зайцева Г. Л. Жестовая речь.

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший школьный возраст

Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи.

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

ребенок, общее недоразвитие речи, невербальное средство общения, жест, III, недоразвитие речи, невербальное поведение детей, жестовый тезаурус, речевое недоразвитие, речевой поток.

Организация обследования устной речи глухих детей...

Его развитие происходит на основе жестовой речи.

Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих детей не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребёнка.

Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих...

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология.

нарушение слуха, ребенок, развитие, речь, развитие мышления, нарушенный слух, действие, дошкольный возраст, младший возраст, зрительное внимание.

Организация обследования устной речи глухих детей...

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях со слышащими родителями дети общаются речью, а в глухих семьях жестами и речью. Дети и родители понимают друг друга.

Похожие статьи

Альтернативные средства общения, используемые...

Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок

Мануальные знаки (жесты). К этой системе относятся жестовые языки глухих разных стран (например, РЖЯ — русский жестовый язык).

Формирование речевых способностей у слабослышащих...

Традиционные методы обучения речи глухих детей можно разделить на 2 группы: устные и жестовые.

В соответствии с этой группой методов ребенок овладевает жестовым языком глухих как первым языком для общения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно — это называется чтением с губ.

3. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000. 4. Колтуненко И. В. Развитие речи глухих школьников.

Использование методики глобального чтения в коррекционной...

Это — мама+жест). Педагог побуждает ребенка воспроизвести жест.

Основные термины (генерируются автоматически): глобальное чтение, ребенок, слово, педагог, табличка, устная речь, блок, комплексное нарушение развития, картинка, III.

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

2. Зайцева Г. Л. Жестовая речь.

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший школьный возраст

Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи.

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

ребенок, общее недоразвитие речи, невербальное средство общения, жест, III, недоразвитие речи, невербальное поведение детей, жестовый тезаурус, речевое недоразвитие, речевой поток.

Организация обследования устной речи глухих детей...

Его развитие происходит на основе жестовой речи.

Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих детей не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребёнка.

Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих...

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология.

нарушение слуха, ребенок, развитие, речь, развитие мышления, нарушенный слух, действие, дошкольный возраст, младший возраст, зрительное внимание.

Организация обследования устной речи глухих детей...

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях со слышащими родителями дети общаются речью, а в глухих семьях жестами и речью. Дети и родители понимают друг друга.