Библиографическое описание:

Калинкина Е. А., Татарникова В. А. Теоретические основы профессиональной деятельности педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7115/ (дата обращения: 13.12.2017).

В деятельности педагога дошкольного учреждения большое значение имеет знание нормативной документации, согласно которой выстраивается педагогический процесс в учреждении и знание основных теоретических подходов, поскольку именно на них базируется построение содержания дошкольного образования. Ключевыми нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения, являются такие законодательные акты как: Конституция Российской Федерации, Закон об образовании, типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, устав детского сада, программа развития ДОУ, образовательная программа, основная общеобразовательная программа дошкольного детства и комплекс парциальных программ, федеральные государственные образовательные стандарты и многие другие нормативно-правовые документы и положения, с помощью которых регулируется деятельность педагогов ДОУ.

Построение процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста осуществляется на основе основных теоретических концепций дошкольного образования, эти основные концепции положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в их число входят: культурная историческая концепция Л. С. Выготского, деятельностный подход и личностный подход к обучению дошкольников. Каждый из этих подходов отображает важные положения, на основе которых выстраивается дошкольное образование [1].

Культурно-исторический подход, разработанный Л. С. Выготским, раскрывает особенности формирования психических процессов личности. В рамках данного подхода ключевым является понятие развития. Данное понятие понимается автором как переход от одного качественного состояния к другому с целью его совершенствования. В рамках культурно-исторической концепции основными понятиями, значимыми для школьного образования, являются понятия «ведущей деятельности», «социальной ситуации развития», а также «психологических новообразований в разные возрастные периоды» [1].

Ведущая деятельность — это деятельность ребёнка, в рамках которой происходит формирование новых видов деятельности, развиваются психические функции, формируются личностные новообразования. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Построение образовательной программы в основе своей опирается на учёт ведущего вида деятельности.

Социальная ситуация развития отображает систему межличностных взаимодействий ребёнка с окружающими его людьми. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его социальной действительностью — именно это отношение и называется социальной ситуацией развития. Согласно культурно-исторической концепции, образовательные цели должны быть ориентированы на:

1.                  Развитие культуры ребёнка, освоение и приобретение знаний, умений, ценностей и норм.

2.                  Взаимодействие педагога и ребёнка должно выстраиваться на основе стимулирование и рефлексию различных видов деятельности, ситуации диалога.

3.                  Содержание образования выстраивается как модель науки в системе культуры и происходит выделение тех теорий и идеалов и познавательной деятельности, которые имеют общекультурное значение.

Ведущий вид деятельности дошкольного возраста — игра — исчерпывает своё развивающее влияние к 7 годам, когда ребёнок становится на новую ступень развития и переходит к школьному обучению. Это происходит благодаря тому, что у ребёнка наблюдается психологическое созревание тех функций и процессов, которые имеют важное значение для обучения. В дошкольном возрасте игра обеспечивает целый ряд функций и способствует развитию у ребёнка умения соотносить свои действия с образцом и подчиняться правилам, регулировать свои действия и поступки, поэтому все эти новообразования выступают как показатели результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Важнейшим понятием в рамках культурно-исторической концепции является понятие зоны актуального и зоны ближайшего развития. Зона актуального развития — это то, что ребёнок умеет и знает на данный момент, зона ближайшего развития — это то, чему ребёнок может научиться и то, что завтра перейдёт в зону его актуального развития. На этом строится процесс дошкольного образования. У детей формируется система знаний, умений и навыков. Благодаря культурно-исторической концепции в дошкольном образовании определены базовые характеристики процесса развития ребёнка, и они учитываются в процессе обучения и воспитания.

В рамках деятельностного подхода, авторами которого являются А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребёнка. Деятельностный подход обозначает организацию и управление образовательной деятельностью ребёнка в общем процессе его становления и развития [3].

Сущность деятельностного подхода гласит о том, что основу развития составляет самостоятельная деятельность и совместная деятельность ребёнка. Исходя из данного подхода, важное значение имеет не то, что педагог даёт ребёнку готовые образцы, которые он усваивает, а то, что ребёнок сам создаёт их совместно с педагогами. Личностный подход в основе организации образовательного процесса дошкольного учреждения свидетельствует о признании приоритета личности перед коллективом, построение гуманистических отношений.

Личностный подход в деятельности педагога является базовой ценной ориентацией, которая определяет его отношение во взаимодействии с ребёнком. В рамках личностного подхода дошкольного образования рассматриваются такие понятия как «индивидуальность», «личность», «Я-концепция», «выбор», «педагогическая поддержка». Интеграция содержания дошкольного образования, которая представляет собой объединение в единое целое отдельных частей, является важнейшей характеристикой дошкольного образования на современном этапе.

Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста [2].

Инновационные процессы дошкольного образования осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого проходит социализация и развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды ДОУ.

Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Психология и учение о локализации высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. Соч. — В. 6-ти тт. — Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. — М.: Педагогика, 1982. — С. 168–174.

2.                  Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 138 с.

3.                  Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 147 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного образования, содержания дошкольного образования, культурно-исторической концепции, педагога дошкольного, детей дошкольного возраста, дошкольного учреждения, деятельности педагога дошкольного, деятельность педагога дошкольного, концепций дошкольного образования, подхода дошкольного образования, стандарта дошкольного образования, процесс дошкольного образования, программы дошкольного образования, построение содержания дошкольного, процессы дошкольного образования, содержание дошкольного образования, характеристикой дошкольного образования, деятельности дошкольного возраста —, общеобразовательная программа дошкольного, и воспитания детей дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос