Мониторинг качества иноязычного образования в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 08.01.2015

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Рязанова Е. И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7087/ (дата обращения: 19.06.2018).

В статье говорится о том, что организация проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе, способствует контролю и повышению качества обучения иностранным языкам в образовательной организации.

Ключевые слова:качество обучения, контроль обучения, иностранные языки.

 

В каждой образовательной организации на сегодняшний день значимое место необходимости проведения диагностического исследования качества образования и поиск путей перехода к новому качеству образования, основывающемуся на компетентностном подходе.

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании под качеством образования выпускников понимается «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания». [11, c. 20]

В. А. Болотов дает следующее определение: «качество образование — характеристики системы образования, отражающие степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов учащимися и условий обеспечения образовательного процесса образовательными учреждениями и их системами нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». [2, c. 9]

Говоря о термине «качество образования» следует принимать во внимание то, что представления о качестве образования не являются константой и меняются в соответствии с изменениями фиксируемыми в государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Вступивший в силу закон № 293-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» от 08 ноября 2010 года) расширил не только сферу компетенции ОО, но также и ответственности, которые определены Законом РФ «Об образовании». Ввиду принятого закона каждая школа на сегодняшний день несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, благодаря чему вопрос систематического контроля качества иноязычного образования с целью его повышения стал крайне актуальным. Для получения информации о действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих, возникает необходимость в построении целостной системы мониторинга качества образования в каждой образовательной организации.

Мониторинг образовательного процесса по иностранным языкам осуществляется в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках образовательной организации. Проведение мониторинга регламентировано Законом Российской Федерации «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ и Федеральными государственными образовательными стандартами.

Под мониторингом образования в Законе «Об образовании» в ст. 97 п.3 понимается «систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Исследованию общих проблем определения качества образования в школе и его мониторинга посвящены работы B. C. Аванесова, В. А. Кальней, М. М. Поташника, А. И. Субетто, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбург и др.

Качество школьного образования выступает предметом педагогического мониторинга. Данный предмет рассматривается в работах В. И. Зверева, В. А. Кальней, Н. В. Немовой и др.

Особое внимание проблеме педагогического мониторинга качества иноязычного образования уделяется в исследованиях И. Л. Бим, Е. И. Пассова, Н. Д. Гальсковой, Е. Н. Солововой, Е. С. Поллат, и др.

В большинстве исследований педагогический мониторинг рассматривается как средство управления качеством образования, как форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, способная обеспечивать непрерывное слежение за их состоянием, позволяющая прогнозировать развитие педагогических систем.

А. С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

По мнению А. М. Майорова «основная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности». [11, c. 6]

Целью проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии качества иноязычного образования в школе и основных показателях, для осуществления оценки и прогнозирования стратегий развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению высокого качества образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-          систематическое и всестороннее изучение состояния качества образовательного процесса по иностранному языку;

-          получение объективной и достоверной информации об организации, содержании, условиях и результатах образовательного процесса по иностранному языку;

-          создание механизма мониторинговых исследований;

-          координация деятельности всех субъектов мониторинга организации;

-          своевременное выявление изменений в процессе иноязычного образования и вызвавших их факторов.

Объектом мониторинга выступает образовательный процесс. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать руководителя или учителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания и управления.

Объектами мониторинга являются:

-          индивидуальные образовательные достижения обучающихся;

-          профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

-          участие педагогов в работе экспериментальных площадок;

-          качество организации образовательного процесса;

-          материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

-          инновационная деятельность;

-          комфортность обучения;

-          доступность образования;

-          система дополнительных образовательных услуг.

Оценка качества иноязычного образования подразделена на оценки качества со стороны внешней среды — т. е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования.

Внешний мониторинг — предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса иноязычного образования независимыми комиссиями.

Внешний мониторинг качества образования включает проведение государственной итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы; плановых проверок качества; а для Москвы еще диагностики учебных достижений обучающихся в соответствии с ежегодными Распоряжениями Департамента образования города Москвы, проводимых Московским центром качества образования.

Внутренний мониторинг — нацелен на образовательный процесс.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Система внутреннего мониторинга качества образования в школе должна формироваться на основе локальных актов организации, обеспечивающих нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации и города Москвы в сфере образования.

Внутренний мониторинг качества иноязычного образования следует рассматривать как совокупность основных технологических процессов, к числу которых относятся:

-          систематический сбор первичных данных о состоянии преподования иностранного языка в школе;

-          статистическая и аналитическая обработка собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;

-          предоставление информации о результатах обработки ее администрации организации, для принятия необходимых решений в сфере их компетенции;

-          хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и/или электронном носителе в течение установленных сроков, обеспечение доступности указанной информации для лиц, которым предоставлено право доступа к ней.

Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, требованию, норме.

А. Н. Майоров выделяет следующие виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий.

Базовый мониторинг выявляет проблемы и риски. Базовый мониторинг — мониторинг состояния системы, позволяющий собирать информацию для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида.

Информационный мониторинг предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. На первый план в информационном мониторинге выходит функция слежения.

Проблемный мониторинг позволяет изучить закономерности процессов, типологию проблем.

Управленческий мониторинг имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений.

Можно предположить, что мониторинг качества иноязычного образования может быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят школьные администраторы перед этой процедурой.

В заключении хотелось бы отметить, что качество получаемых знаний, умений и навыков обучающихся с достаточной достоверностью можно выявить только путем длительного мониторинга, накопления и анализа результатов. Мониторинг качества школьного иноязычного образования может стать важным инструментом и стимулом его развития, ценным источником информации, для творчески работающих учителей иностранного языка в целях осуществления самооценки профессиональной деятельности и достижений ученика, определения ее соответствия социальным ожиданиям учеников и их родителей. Мониторинг необходим администрации школы для анализа процесса и результата иноязычного образования в образовательной организации и их соответствия образовательным потребностям учащихся, а также корректировки управленческих решений.

 

Литература:

 

1.         Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием.//Мир образования — 1996 — № 2 — с. 31–36.

2.         Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой — 2012 — № 5 — с. 9–11.

3.         Боченков С. А. Анализ и интерпретация результатов ЕГЭ // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика» — 2012 — № 3 — с.9–34.

4.         Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе//Вопросы образования — 2010 — № 3 — с. 102–114.

5.         Днепров Э. Д. Образовательные стандарты: их истоки, смысл, значение. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ. — М., 2002.

6.         Иванов С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. — М.: АПК и ППРО, 2007.

7.         Каспржак А. Г., Логинова О. Б., Поливанова К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги //Вопросы образования — 2004 — № 3 — с. 24–43.

8.         Кукуев А. М. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом// Завуч — 2000 — № 8 — с.10–22.

9.         Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. — М.: «Университетская книга», 2004. С. 67.

10.     Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: Образование — культура, 1998.

11.     Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-центр, 2000.

12.     Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. — М.: МИРОС, 1995.

13.     Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании — 2000 — № 2 — с. 30–33.

14.     Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен//Педагогическое образование и наука — 2009 — № 1 — с.4–11.

15.     Субетто А. И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. — М., 2001.

16.     Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие- Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.

17.     ФГОС основного общего образования // www.standart.edu.ru

18.     Федеральный закон «Об образовании в РФ»// www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681

19.     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. М.: Министерство образования РФ, 2004. — 266 с.

20.     Чепелев Т. Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия// Стандарты и мониторинг в образовании — 2000 — № 5 — с.47–51.

21.     Шишов Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычное образование, образовательный процесс, образовательная организация, качество образования, иностранный язык, Российская Федерация, образовательная деятельность, мониторинг, соответствие, базовый мониторинг.

Ключевые слова

качество обучения, иностранные языки., контроль обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос