Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 04.01.2015

Статья просмотрена: 1073 раза

Библиографическое описание:

Молчанова, О. В. Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний») / О. В. Молчанова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7075/ (дата обращения: 19.04.2024).

Согласно ФГОСу нового поколения в старших классах обучающиеся впервые знакомятся с творчеством французского экзистенциалиста Альбера Камю, в том числе три часа по программе посвящены изучению повести «Посторонний». Поскольку тема нашей диссертации напрямую связана с личностью писателя («Экзистенциальные мотивы в творчестве А.Камю и В.Набокова (на примере произведений «Посторонний» и «Приглашение на казнь»), мы считаем, что для преподавания литературы в школе данная методическая разработка будет полезной и актуальной.

1 этап. Знакомство обучающихся с понятием «экзистенциализм».

Перед тем,как начать обзор творчества А.Камю,учителю-предметнику нужно дать краткую характеристику эпохе, в которой писатель жил и творил. К сожалению, зарубежной литературе в рамках школьных программ уделяется совсем небольшое количество часов, и поэтому возникает закономерный личностный барьер в понимании смысла многих произведений. Обучающийся впервые сталкивается с таким явлением в мировой литературе, как экзистенциализм. Невозможно спонтанно понять всю сущность данного феномена. И, следовательно, изучение повести «Посторонний» требует обязательного предварительного комментария.В частности особое внимание следует уделить французскому экзистенциализму как одному из интереснейших явлений в литературе. Понятие экзистенциализм требует дополнительного объяснения, которое необходимо дать на первом же занятии. Приветствуются проекты, сообщения, работа с дополнительной информацией, которая будет мотивировать ребенка на прочтение повести не просто как программного произведения, но и как шедевра мировой литературы. При желании можно отметить, что экзистенциализм имел последователей не только в зарубежной, но и в русской литературе (Сартр, Шестов, Андреев и т. д.).

2 этап следует уделить личности французского экзистенциалиста Альбера Камю. Данный этап касается биографии и творческих исканий писателя. Учителю-предметнику следует акцентировать свое внимание на таких аспектах творчества Камю, как теория абсурда, категория красоты и гуманизма, агностицизм. Особое внимание следует уделить понятию «ничто» в творчестве А.Камю.

3 этап. Изучение повести «Посторонний» должно строиться по следующему плану:

1.                  Личность Мерсо (детство, равнодушие, отношения с матерью)

2.                  Мерсо и другие герои (Саламано, Мари, Раймон)

3.                  Истинная причина преступления Мерсо. Суд над Мерсо.

4.                  Мотивная структура произведения (мотив свободы, любви, красоты, природы, равнодушия, отчаяния, одиночества и т. д.)

5.                  Финал повести, роль монолога Мерсо.

6.                  Стилистическое своеобразие повести.

Мы предлагаем примерный план проведения одного из занятий по творчеству А.Камю («Знакомство с героем повести «Посторонний»). Естественно, что полностью объять информацию для обучающихся будет довольно сложно. Однако, если уделить особое внимание на тех аспектах, которые мы озвучили, то урок должен принести положительный результат.

1 этап. Организационный.

Создание благоприятной атмосферы в классе. (Литература- искусство слова. Искусство, которое может изменить мироощущение человека. Каждый писатель по-своему стремился донести до читателя ту мысль, которую хранит в своих произведении. Так давайте будем бережно относиться к произведениям мировой литературы, чтить великих писателей и стараться мыслить и думать по-новому).

2 этап Актуализация знаний

История создания повести «Посторонний» (доклад ученика), составление схемы, которая будет выстраиваться в ходе беседы. Акцент на вопросах:

Какие отношения были у Мерсо с матерью? Как произошло, что мать стала жить в богадельне Алжира? Что вы можете сказать об отце Мерсо? Есть ли общие черты в характерах Мерсо и его матери? Чтение конкретных эпизодов из текста.

3 этап. Реализация. Получение новой информации.

Комментарий учителя, новые сведения о повести (Мерсо открыто признается, что «несколько отвык разбираться в своих чувствах», и потому для него любовь, дружба, привязанность- всего лишь слова. Его действия выражаются именно в поступках, которые и вызывали бурю негодования у других). Акцент на вопросах: С кем познакомился Мерсо после похорон матери? Кто такой Саламан и как относился к нему Мерсо? Раймон и Мерсо: дружба или взаимовыгода? Разговор со священником и роль монолога Мерсо.

4 этап. Закрепление полученной информации.

Самостоятельные ответы обучающихся.

Почему Мерсо убил араба? Какой вердикт вынес суд главному герою? Согласны ли вы с таким решением суда? Как ведет себя Мерсо в тюрьме после оглашения приговора? Комментарий учителя, который приводит учеников к новым размышления о произведении (Мерсо просто не способен создать адекватные отношения с окружающими людьми, поскольку те категорично не принимают его «безэмоциональное» восприятие мира и жизни. Создается острая конфликтная ситуация («пограничная ситуация»), где единственным верным решением Мерсо выбирает уход от действительности в мир иллюзий и фантазий. Принуждение — вот что, по мнению Мерсо, разрушает человеческую жизнь. Человек априори принуждает себя плакать на похоронах, чтить традиции, вступать в брачные отношения только по любви и интересоваться тем, что не вызывает у него удовольствия, но обязывается обстоятельствами. Мерсо выдвинул мысль о свободе, не отягощенной принуждением и обязательствами, а если такая свобода не принимается людьми, то и доказывать ее состоятельность бесполезно, поскольку, в сущности, в их сознании ничего не изменится. Экзистенциальный бунт героя ограничивается лишь внутренним самоанализом).

5 этап. Домашнее задание

Ответ на вопрос: «Почему суд вынес такой приговор Мерсо? Осудили бы вы такого героя? Почему? Есть ли причины, которые могли привести Мерсо к покаянию над содеянным?»

6 этап. Рефлексия.

Выявление затруднений в ходе прочтения текста произведения.

 

4 этап. Обобщение по изученному материалу. На наш взгляд, повесть «Посторонний» может вызвать бурю негативных эмоций в адрес главного героя. Учителю-предметнику необходимо показать истинные побуждения Мерсо, его скрытую красоту души, но тем не менее указать на достаточно равнодушное отношение к миру. Исходя из темы нашей диссертации, уместно было бы на последнем занятии акцентировать внимание на романе В.Набокова «Приглашение на казнь», в котором главный герой Цинциннат отчасти похож на Мерсо (либо посвятить отдельный урок внеклассного чтения, провести проектную работу по сопоставлению двух произведений и т. д.)

 

Литература:

 

  1. Словарь литературоведческих терминов С. П. Белокурова 2005

2.      Н. А. Бердяев. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Международные отношения, 1990. — 336 с. ISBN 5–85207–006–8.

3.      Хайдеггер Мартин. О сущности истины. — В кн.: Хайдеггер Мартин. Разговор на проселочной дороге. М., «Высшая школа», 1991, стр. 18.

4.      Луков А. В. Современная французская литература http://modfrancelit.ru/

5.      Камю, А. «Из записных книжек».-М.:АСТ:Астрель,2011.-с.699

6.      Спыну Л. М. Феноменология абсурдного в творчестве А. Камю. Дис.,с.47

7.      Молчанова О. В. Современное восприятие читателем эстетических воззрений А.Камю // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 6-й международной науч.-практ. конф., 16 июня 2014 г. /НИЦ «Апробация»- Махачкала: Издательство «Перо», 2014.- с.44–46.

  1. Сартр, Ж.-П.Экзистенциализм— это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. Лит., 1953. С. 319–344.
  2. Камю, А. «Размышление о гильотине»// Кёстлер А., Камю А. Размышление о смертной казни. М., 2003, С. 137–196.
  3. Сартр, Ж.-П.Экзистенциализм— это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. Лит., 1953. С. 319–344.
  4. Сартр, Ж.-П. Объяснение «Постороннего»
  5. С. И. Великовский «Проклятые вопросы А.Камю»\\ Камю А. Избранное: Повести. Роман. Рассказы и очерки. — Минск, 1989, 495 с.
  6. Телевизионная программа «Игра в бисер. А.Камю и его «Посторонний» с И.Волгиным. [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: https://www.youtube.com/watch?v=azaCbMihtSQ (дата обращения 15.08.14).
  7. Молчанова О. В. Координаты счастья героев А.Камю (по повести «Посторонний»)//Издательство Молодой ученый № 9 (68)/ 2014.- с.547–549.
  8. Молчанова О. В. Эскапизм героев В.Набокова и А.Камю // Традиционная славянская культура и современный мир: материалы 5 Кирилло-Мефодиевских чтений (23 мая 2014 г. Астрахань)- Астрахань, Астраханский государственный университет, 2014.- с. 56–61.
  9. Ерофеев,В. Ерофеев В. Мысли о Камю.- [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: http://noblit.ru/node/1223 (дата обращения 1.08.14).
  10. Молчанова О. В. «Телесный код» произведений В.Набокова и А.Камю // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. 14 студенческая международная заочная научно-практическая конференция.М. июль 2014. с. 24–32.
  11. Кедров, К. «Последняя тайна Набокова»/ «Известия» № 148, 9 августа 1997 г. / [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: http://www.liveinternet.ru/users/2502406/post279361880/ (дата обращения 31.07.14).

 

Основные термины (генерируются автоматически): этап, главный герой, изучение повести, мировая литература, особое внимание, комментарий учителя, произведение, роль монолога, французский экзистенциалист.

Похожие статьи

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

А. Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию»

Литература: 1. Антология мировой философии.

счастье, главный герой, герой повести, смысл жизни, любовь, истинная свобода, истинное счастье, равнодушие мира, жизнь, герой.

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

Часто диалоги или монологи играют роль ключевых эпизодов, которые являются одним из самых значимых

- Роль эпизода в композиционном осмыслении произведения… Четвёртый этап.

Учитель: Может быть. Ребята, обратите внимание на манеру каждого из них держаться.

Проблема двойственности главного героя повести А.Камю...

В повести множество библейских аллюзий. Так, имя главного героя переводе с французского — Иоанн Креститель.

Тем более, что исповедь и подразумевает роль пассивного собеседника, собеседника-слушателя. Говоря о монологе, мы исключаем слушателя.

Роман Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» в оценке русской...

Впоследствии «Записки из подполья» привлекли особое внимание Н.Михайловского

Если говорить о главном герое повести, то, по мнению Мочульского, Достоевский исследует

Было признано влияние образа «подпольного» человека на творчество экзистенциалистов; при...

Интерпретация творчества К. Воннегута в литературоведении

К.Воннегут, с точки зрения М. Лоеб, использует описание героя главным образом для того, чтобы очертить

Последней как организующей в «Сиренах Титана» отводится особая роль.

Начиная с этого времени, художественный мир утопических произведений прошел ряд этапов.

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова...

Рассказ «Учитель словесности» также оказывается в этом ряду.

Первая часть рассказа соответствует начальному этапу любви главного героя: ухаживанию и объяснению, во

аллюзии и реминисценции. Литература: Виноградов В.В. О теории художественной речи.

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Литература: Валентин Распутин «Уроки французского» [Электронный ресурс]

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе.

В фильме в это время рассказывалась о семье главного героя, о радостных моментах...

Освоение драматических произведений читателями-школьниками...

В ряде программ вопросы изучения драматургии помещены в особые разделы и темы (А. Г. Кутузов, Т. Ф. Курдюмова). Проблеме изучения драматических произведений на уроках литературы в средней школе в свое время внимание

Социальные комментарии Cackle.

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

Так, среди разножанровой детской литературы определенную нишу стали занимать повести, в

Например, в «Берлоге» Георгия Мантурова главный герой Димон, выпускник девятого

Большое внимание в тексте уделяется личности учителя; формам, методам и средствам...

Похожие статьи

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

А. Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию»

Литература: 1. Антология мировой философии.

счастье, главный герой, герой повести, смысл жизни, любовь, истинная свобода, истинное счастье, равнодушие мира, жизнь, герой.

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

Часто диалоги или монологи играют роль ключевых эпизодов, которые являются одним из самых значимых

- Роль эпизода в композиционном осмыслении произведения… Четвёртый этап.

Учитель: Может быть. Ребята, обратите внимание на манеру каждого из них держаться.

Проблема двойственности главного героя повести А.Камю...

В повести множество библейских аллюзий. Так, имя главного героя переводе с французского — Иоанн Креститель.

Тем более, что исповедь и подразумевает роль пассивного собеседника, собеседника-слушателя. Говоря о монологе, мы исключаем слушателя.

Роман Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» в оценке русской...

Впоследствии «Записки из подполья» привлекли особое внимание Н.Михайловского

Если говорить о главном герое повести, то, по мнению Мочульского, Достоевский исследует

Было признано влияние образа «подпольного» человека на творчество экзистенциалистов; при...

Интерпретация творчества К. Воннегута в литературоведении

К.Воннегут, с точки зрения М. Лоеб, использует описание героя главным образом для того, чтобы очертить

Последней как организующей в «Сиренах Титана» отводится особая роль.

Начиная с этого времени, художественный мир утопических произведений прошел ряд этапов.

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова...

Рассказ «Учитель словесности» также оказывается в этом ряду.

Первая часть рассказа соответствует начальному этапу любви главного героя: ухаживанию и объяснению, во

аллюзии и реминисценции. Литература: Виноградов В.В. О теории художественной речи.

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Литература: Валентин Распутин «Уроки французского» [Электронный ресурс]

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе.

В фильме в это время рассказывалась о семье главного героя, о радостных моментах...

Освоение драматических произведений читателями-школьниками...

В ряде программ вопросы изучения драматургии помещены в особые разделы и темы (А. Г. Кутузов, Т. Ф. Курдюмова). Проблеме изучения драматических произведений на уроках литературы в средней школе в свое время внимание

Социальные комментарии Cackle.

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

Так, среди разножанровой детской литературы определенную нишу стали занимать повести, в

Например, в «Берлоге» Георгия Мантурова главный герой Димон, выпускник девятого

Большое внимание в тексте уделяется личности учителя; формам, методам и средствам...