Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 09.01.2015

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Ермоленко С. Л. Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7063/ (дата обращения: 14.08.2018).

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья обучающихся. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели. С этой целью в образовательном учреждении обучение и воспитание как формы профилактики ДДТТ должны постоянно совершенствоваться. В своей педагогической деятельности, в рамках деятельности по профилактике ДДТТ, учитель просто обязан использовать современные инновации, методы и подходы, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности.

Ключевые слова:технологии проектной деятельности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, межпредметный проект.

 

Технологии проектной деятельности предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной и внеурочной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, школы; стимулирование детей к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий; создание педагогических ситуаций общения в разновозрастных группах, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения. Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, соревнования и другие формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо объединить в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. Требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Для решения этих задач в ГБОУ СОШ № 358 был создан межпредметный проект по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем!»

Реализация проекта «Дороги, которые мы выбираем!» предполагает снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма и нацелена воспитать поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Таким образом проект является одной из важных составляющих частей образовательного и воспитательного процесса в школе.

Цель проекта

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи проекта

-          активизировать познавательную активность и творческую деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время;

-          создать условия для развития личностных качеств, способствующих формированию активной гражданской позиции;

-          создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров;

-          сформировать у учащихся убежденность в необходимости выполнять ПДД;

-          совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения;

-          создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;

-          обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков;

-          содействовать сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Место проекта в плане развития школы

Проект «Дороги, которые мы выбираем!» следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

Проектный коллектив: обучающиеся 11 класса, члены отряда ЮИД ГБОУ СОШ № 358.

Целевая группа проекта: Проект предназначен для обучающихся 1–11 классов ГБОУ СОШ № 358.

При этом ученики 5–9 классов выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а ученики 10–11 классов действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей.

Партнёры по проекту

Учителя начальных классов, учитель ИЗО, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель литературы, педагог-организатор, классные руководители 1–11 классов, учитель информатики и ИКТ, учитель технологии, социальный педагог, психолог, учитель ОБЖ, обучающиеся победители и призёры школьных, районных и городских соревнований, конкурсов по профилактики ДДТТ.

Механизм реализации проекта

Проект «Дороги, которые мы выбираем!» создан на основе использования межпредметных связей: физкультуры, литературы, информатики и ИКТ, ИЗО, музыки, технологии, окружающего мира и ОБЖ, с опорой на знания модуля «Дорожная безопасность» для 1–9 классов. Мероприятия проекта проводятся по принципу «равных возможностей», то есть их проводят ребята, имеющие опыт и достижения в активной пропаганде ПДД совместно с отрядом ЮИД «ШИ — ШИ — ШИШКИ». Все мероприятия носят позитивный оптимистичный характер и проводятся в рамках образовательной и воспитательной деятельности ГБОУ СОШ № 358.

Этапы реализации проекта

1.         Подготовительный — сентябрь 2014 г.

2.         Практический — февраль — апрель 2015 г.

3.         Аналитический — май 2015 г.

Описание проекта

Мы определили основные проблемы ДДТТ у обучающихся:

1.        Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

2.        Оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах.

3.        Среди подростков лишь 55 % выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена также особенностями психофизиологического развития, такими как:

-          неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

-          неспособность адекватно оценивать обстановку;

-          быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

-          преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

-          преобладание потребности в движении над осторожностью;

-          стремление подражать взрослым;

-          недостаток знаний об источниках опасности;

-          отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

-          переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

-          неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Исходя из всех этих проблем, мы решили основать свой проект на следующих принципах:

-          позитивный характер всех дел и их названий;

-          оптимизм и вера детей в себя, свои способности;

-          разнообразие форм и направлений деятельности;

-          ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов;

-          обмен позитивным опытом среди сверстников (принцип «равных возможностей»).

Соблюдение всех этих принципов мы считаем преимуществами нашего проекта.

Основные направления реализации проекта

Разработка комплекса мероприятий проекта проводится по пяти направлениям:

Информационное — пропаганда и обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Воспитательное — формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое — методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

Контрольное — система мероприятий по оценки эффективности внедрения проекта.

Содержание проекта

Данный проект стал связующим звеном всех внеклассных и внешкольных мероприятий школы в рамках профилактической работы по предотвращению ДТП. Он объединил и систематизировал работу классных руководителей и педагогов — партнёров по проекту. Основное содержание нашего проекта состоит в проведении комплекса мероприятий:

1.                  Творческих — «Добрая дорога!». Здесь смогут проявить себя ребята, увлекающиеся разнообразными жанрами изобразительного и литературного творчества. Тема работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Красный, жёлтый, зелёный!», «Дорога не терпит шалостей».

2.                  Познавательно-массовых — «Знаю! Умею! Действую!». Это практические мероприятия для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах. Школьная игра «Азбука дороги» для 1–4 классов и «Дорожный патруль» для 5–11 классов будет проводиться в два этапа и в ней примут участие все желающие 1–11 классов. Они покажут свои знания в области ПДД, узнают что-то новое, смогут проявить и усилить сплоченность своих классных коллективов, испытают радость и удовольствие от общения и успехов.

3.                  Исследовательских — «Академия ПДД». Представление и обоснование результатов индивидуальной исследовательской деятельности по проблемам ДДТТ. Оценка эффективности проекта и отношения к нему нашей целевой аудитории в рамках социологического опроса «Мое участие в проекте».

4.                  Информационных — «Вестник ЮИД» раздел школьной газеты «МИКС». Это освещение всех этапов и мероприятий, а также итогов проекта «Дороги, которые мы выбираем!»

С целью распространения педагогического опыта работы по профилактике ДДТТ и эффективности взаимодействия в рамках реализации проекта, проводится конкурс среди родителей и педагогов — партнёров «Моё участие в проекте». Также ведётся работа по привлечению родителей и сотрудников ГИБДД к участию в массовых мероприятиях и конкурсах проекта.

Мероприятия по реализации проекта

Название мероприятия

Сроки

Предполагаемый результат

1

Линейка — старт проекта «Дороги, которые мы выбираем!»

12 сентября

Активное участие в мероприятиях проекта обучающихся 1–11 классов, педагогов и родителей.

2

Конкурс газет и рисунков «Добрая дорога»

6–20 октября

Оформление школьного стенда «Азбука дорожного движения», классных уголков по БДД.

3

Школьный конкурс «Эрудиты ПДД»

13–17 октября

Победители примут участие в районной игре «Юный пешеход — друг дорог» (3 классы), в школьной и районной олимпиаде по ПДД.

4

Конкурс творческих работ школьного этапа конкурса «Дорога и мы»

10–28 ноября

Лучшие творческие работы будут представлены в школьной газете «Микс», примут участие в районном этапе конкурса «Дорога и мы»

5

Первый этап игры по станциям «Азбука дороги» для 1–4 классов.

19 декабря

Активное участие обучающихся 1–4 классов. Победители примут участие в районном конкурсе «Безопасное колесо» (3–4 классы)

6

Первый этап игры для 5–11 классов «Дорожный патруль»

12 декабря

Активное участие обучающихся 5–11 классов.

7

Конкурс исследовательских работ — презентаций «Академия ПДД»

2 марта

Лучшие работы будут участвовать в научно-практической конференции Московского района г. СПб для старшеклассников и педагогов «Здоровое поколение России».

8

Финал школьной игры «Азбука дороги» для 1–4 классов, «Дорожный патруль» для 5–11 классов.

17 апреля

Награждение победителей, выпуск газеты «Вестник ЮИД — 2015».

9

Подведение итогов школьного конкурса «Моё участие в проекте»

24 апреля

Создание новых методических материалов и разработок по профилактике ДДТТ. Лучшие работы примут участие в районном конкурсе методических материалов

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2015–2016 учебном году.

10

Итоговая линейка. Награждение участников проекта.

15 мая

Повышение активности и результативности участия в проекте у обучающих и педагогов по профилактики ДДТТ.

 

Планируемые результаты реализации проекта

-          создание единой педагогической системы профилактической работы по безопасности дорожного движения;

-          расширение содержания работы и методов обучения детей безопасному поведению на дороге;

-          сформированность у обучающихся и педагогов мотивов правопослушного поведения;

-          создание банка методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

И как результат — снижение количества учащихся — участников дорожно-транспортных происшествий.

Критерии оценки проекта

Оценку будет проводить проектный коллектив — обучающиеся 11 класса и члены отряда ЮИД. Предусматривается промежуточная оценка (после завершения каждого из мероприятий проекта) и итоговая оценка.

В качестве критериев оценки будут использованы следующие достижения цели проекта:

-          вовлечение всех обучающихся 1–11 классов в разнообразные виды активной деятельности в рамках реализации проекта;

-          заинтересованность и активность обучающихся, педагогов и родителей в мероприятиях проекта, массовое участие в предлагаемых на выбор делах;

-          динамика уровня знаний и умений по ПДД.

 

Литература:

 

1.         Дети и дорога. Младший школьник на улице. Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. (Российская академия образования Управление ГАИ ГУВД г. Москвы). М.: Информатик, 2011.

2.         Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2010.

3.         Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — М.: Издательский Дом Третий Рим.

4.         Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2011.

5.         Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6.         Модуль «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1–9 классов. Разработана Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и допущена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга (протокол от 01.03.2006 г.). Авторы: Мельникова Т. В., Данченко С. П., Форштат М. Л.

Основные термины (генерируются автоматически): детский дорожно-транспортный травматизм, дорожное движение, класс, безопасное поведение, дорога, профилактика, проект, Мое участие, проектная деятельность, профилактическая работа.

Ключевые слова

технологии проектной деятельности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, межпредметный проект.

Похожие статьи

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра, ребенок, дидактическая игра, родитель, сюжетно-ролевая игра, дорога, знак, правило.

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского...)

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Методические аспекты профилактики детского...

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель, Правило, ответ, участие детей.

Прoграмма внеурoчнoй деятельнoсти начальнoгo oбщегo...

детский дорожно-транспортный травматизм, дорожное движение, класс, безопасное поведение, дорога, профилактика, проект, Мое участие, проектная деятельность, профилактическая работа.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизмаработа с родителями.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века.

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по предотвращению детского травматизма на дорогах – неотъемлемая часть...

Профилактика школьных травм пятиклассников | Молодой ученый

Методические аспекты профилактики детского... дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель, Правило, ответ, участие детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра, ребенок, дидактическая игра, родитель, сюжетно-ролевая игра, дорога, знак, правило.

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского...)

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Методические аспекты профилактики детского...

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель, Правило, ответ, участие детей.

Прoграмма внеурoчнoй деятельнoсти начальнoгo oбщегo...

детский дорожно-транспортный травматизм, дорожное движение, класс, безопасное поведение, дорога, профилактика, проект, Мое участие, проектная деятельность, профилактическая работа.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизмаработа с родителями.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века.

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по предотвращению детского травматизма на дорогах – неотъемлемая часть...

Профилактика школьных травм пятиклассников | Молодой ученый

Методические аспекты профилактики детского... дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель, Правило, ответ, участие детей.

Задать вопрос