Формирование базовых профессиональных компетенций в курсе дисциплин «Сестринский уход за здоровым ребёнком» и «Сестринский уход в педиатрии»
Автор: Покровская Ирина Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 08.01.2015
Статья просмотрена: 1832 раза
Библиографическое описание:
Покровская, И. В. Формирование базовых профессиональных компетенций в курсе дисциплин «Сестринский уход за здоровым ребёнком» и «Сестринский уход в педиатрии» / И. В. Покровская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7061/ (дата обращения: 21.11.2024).
Приоритетным направлением Национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. В наши дни растёт понимание того, насколько важно для здоровья населения наличие достаточного числа хорошо подготовленных медицинских кадров с высокой мотивацией. Будучи самой большой группой медицинских специалистов, непосредственно работающих с населением, медицинские сёстры играют огромную роль в охране здоровья общества. При этом существующая система сестринского образования не всегда справляется с требованиями времени. Помимо дефицита ресурсов, в медицинском образовании существуют и системные проблемы: например, разрыв между преподаваемыми компетенциями и реальными потребностями пациентов и населения, недостатки в организации клинической практики, отсутствие чётких задач и ориентиров, неэффективные педагогические методики. Поэтому главной целью среднего специального медицинского образования является подготовка квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Практика показывает, что ранее существовавшие формы подготовки специалистов среднего звена уже не могут охватить весь круг задач, которые смогли бы обеспечить в образовательном процессе условия формирования социальной и профессиональной мобильности будущих специалистов, способных работать в современных условиях.
Активное вхождение России в глобальную мировую систему, в том числе и в мировое образовательное пространство, требует изменения методологии образовательного процесса, пересмотра критериев качества образования, обеспечение условий формирования социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста.
Необходимость новых подходов к подготовке специалистов сестринского дела подтверждается введением с 2009 года нового Государственного образовательного стандарта и принятием проекта Федерального профессионального стандарта «Сестринское дело». Заложенный в них модульно-компетентностный подход предполагает внедрение нового, деятельностного подхода в обучении будущих специалистов.
На основании Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года по заказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ составлена Программа развития сестринского дела в РФ на 2010–2020 годы. Одной из основных задач программы заявлено повышение уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием. Одним из направлений в решении этой задачи является совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в регионе, с перспективами развития здравоохранения и медицинской науки путём формирования высоко квалифицированных специалистов сестринского дела, способных к самостоятельному принятию решений в пределах своей компетенции.
Для решения поставленных Министерствами здравоохранения и образования задач является необходимой совместная работа преподавателей учебного заведения — Тверского медицинского колледжа и сотрудников базовых учреждений здравоохранения (в моём случае — ГБУЗ КДБ№ 2).
В новом проекте Федерального профессионального стандарта «Сестринское дело» (2009год) заложен модульно-компетентностный подход в системе подготовки специалиста. Понятие «компетентностный подход» получило широкое распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является новым в отечественной системе образования. Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривали П. Я. Гальперин, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий. Ориентация на освоение умений, обобщённых способов деятельности является ведущей в работах этих учёных. Работы С. Т. Шацкого и его последователей Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова в области теории и практики развивающего обучения были практически предвестниками компетентностного подхода в образовании. В исследованиях Э. Ф. Зеера, А. А. Хуторского рассмотрена сущность компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учащимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Разработкой методологии и способов внедрения в систему образования с позиций психологии и педагогики занимались В. М. Галямина, И. А. Зимняя, В. В. Сериков и другие.
Профессиональная компетентность — это профессионально-личностная, социально значимая качественная характеристика специалиста, умеющего использовать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности (принимать нестандартные решения в нетрадиционных ситуациях), а также осознающего социальную и нравственную значимость своей деятельности.
Профессиональная компетентность может быть определена как сочетание следующих типов компетентности:
- концептуальная компетентность (понимание теоретических основ профессии);
- инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками);
- интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику);
- контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность);
- адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессиональной деятельности, и быть готовым к ним);
- коммуникативная (психологическая) компетентность (умение эффективно пользоваться средствами коммуникации).
Профессиональная компетенция может быть определена как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Новые задачи системы здравоохранения и новые стандарты образования требуют новых подходов к процессу воспитания и обучения. На протяжении многих лет в педагогике был принят авторитарный подход к обучению. Авторитарная педагогика — педагогика императива, принуждения реализуется объяснительно-иллюстративным способом обучения. Гуманистическая педагогика реализуется в личностно-ориентированных развивающих технологиях обучения, создающих условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития их индивидуальных особенностей, реализации механизмов саморегуляции в учебном труде.
Одним из способов обучения для формирования базовых профессиональных компетенций может оставаться лекционная форма, так как в учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма не может быть заменена никакой другой:
- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам;
- некоторые разделы учебников устарели и не соответствуют современным представлениям;
- отдельные темы учебной литературы особенно трудны для самостоятельного изучения.
В случаях использования лекций в учебном процессе необходимо прибегать к лекциям проблемным, лекциям-диалогам, дискуссиям, конференциям, с использованием конкретных ситуаций. Необходимо использовать приёмы привлечения внимания студентов к лекционному материалу: новизна, взаимодействие интересов, персонификация, соучастие, юмор и т. д. Лектору необходимо работать над собой, придавать значение эмоциональности, культуре речи, исключить фонетические и стилистические ошибки, обращать внимание на одежду, жесты, мимику и другие факторы.
Мною используются, внедрены в практику лекции проблемные, лекции-диалоги («Сестринский уход при анемиях у детей»), лекции с разбором конкретных ситуаций («Неотложные состояния в педиатрии»), вызывающие всегда большой интерес у студентов, привлекающие учащихся к совместной работе, к самопознанию и, в конечном итоге, к формированию профессиональных компетенций.
В формировании базовых профессиональных компетенций учащихся применяется деятельностно-практический способ обучения. При таком подходе к обучению преподаватель должен:
- создать условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- обеспечить их эмоциональной поддержкой и создать общий позитивный эмоциональный фон;
- совместно проводить экспертизу полученного результата.
Обучающийся при этом признаётся яркой индивидуальностью, воздействие преподавателя на личность учащегося носит индивидуальный, эпизодический, ситуационный характер.
При деятельностно-практическом способе обучения главной задачей преподавателя является обеспечение собственной активной познавательной деятельности обучающихся.
В Тверском медицинском колледже используется модульный принцип преподавания, который доказал свои преимущества. Базовые профессиональные компетенции студентов отделения сестринское дело по педиатрии формируются в процессе освоения профессиональных модулей (ПМ) и междисциплинарных курсов (МДК).
Профессиональный модуль ПМ.01, МДК 01.01 –дисциплина «Сестринский уход за здоровым ребёнком», изучается по периодам детства. В каждом периоде разбираются анатомо-физиологические особенности органов и систем ребёнка, даётся комплексная оценка здоровья ребёнка, уделяется внимание уходу за здоровым ребёнком, вопросам вскармливания и питания, физическому воспитанию и закаливанию. Занятия проходят в кабинетах доклинической практики с использованием методических пособий, документации, кукол-фантомов, специального инструментария. При проведении практических занятий с целью формирования базовых профессиональных компетенций используются разнообразные методы обучения. Так при проведении занятия по теме «Доношенный новорождённый» провожу ролевую игру. Распределяем роли: мама с ребёнком-куклой, детская медицинская сестра родильного отделения (может быть 2–3 медсестры), патронажная участковая медицинская сестра (их тоже может быть 2), члены семьи новорождённого (папа, бабушка, тётя). Для занятия используется методическое пособие со схемами ориентировочных действий по проведению первого туалета новорождённого, проведению патронажа к новорождённому. В начале занятия даю вводную краткую информацию, объясняю суть предстоящего занятия.
На первом этапе занятия — играем ситуацию в родзале — пользуясь схемой ориентировочной основы действий,– медицинская сестра родильного отделения проводит самостоятельно первый туалет новорождённого (все инструментально-материальные принадлежности приготавливаю заранее) — стою рядом, показываю и провожу сама по ходу процесса впервые изучаемые манипуляции, студентки-медсестры по роли тут же их повторяют.
Второй этап — оценка состояния новорождённого, характеристика признаков доношенности с демонстрацией на кукле-фантоме, характеристика пограничных состояний новорождённого (работает вторая медсестра родильного отделения, ей помогает и дополняет третья медсестра), я делаю дополнение и общее заключение, «мама ребёнка» может задавать вопросы «медперсоналу».
Третий этап — проведение антропометрии, пеленание новорождённого, закапывание глазных капель — показываю на кукле-фантоме я сама, «медсёстры» повторяют.
Четвёртый этап — все студенты на своих местах, знакомлю всех с медицинской документацией родильного отделения, с правилами выписки ребёнка и мамы домой.
Пятый этап — ребёнок дома с мамой и родственниками. Студентка-медсестра на первом патронаже у новорожденного совместно с врачом (это моя роль) — работает по схеме ориентировочной основы действий. В заключение проведения патронажа обучает маму уходу за ребёнком: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых, туалет пупочной ранки, купание. Манипуляции, изучаемые впервые, показываю вначале я сама, как врач, медсестра повторяет, мама и родственники повторяют тоже. По ходу патронажа мама и члены семьи могут задавать медработникам вопросы по теме.
Шестой этап — оформление дневников практики, отработка изученных навыков индивидуально с каждым студентом.
По моим наблюдениям игровой метод в обучении более эффективен, чем традиционный опрос, вызывает огромный интерес у студентов, стимулирует их к самостоятельной деятельности, способствует не только получению теоретических и практических знаний, но и помогает учиться общению с детьми и их родственниками. Играющие роли мамы и родственников бывают очень изобретательны в своих вопросах и претензиях, «медсёстрам» приходится продумывать свои ответы и манеру поведения.
Занятие по теме «Вскармливание детей первого года жизни» проводится с использованием метода решения задач, первую задачу решаем вместе, групповым методом, затем каждому даётся индивидуальная задача с последующей проверкой и разбором;
- с практическим приготовлением детского питания в кабинете доклинической практики;
- с заключительным тестовым контролем.
Занятие по теме «Комплексная оценка состояния здоровья» проводится с использованием метода решения задач с помощью центильных таблиц. Задачи раздаются индивидуально каждому, первая задача решается групповым методом.
По окончании занятий учебной практики проверяю результаты усвоения знаний заключительным тестовым контролем.
Знания и умения, полученные при освоении дисциплины данного модуля, являются основой подготовки будущих специалистов сестринского дела к участию в профилактической работе, в том числе в диспансеризации детского населения. Через год, после прохождения второго модуля, во время прохождения производственной практики по педиатрии, эти знания и умения закрепляются и дополняются.
Дисциплина «Сестринский уход в педиатрии» входит в профессиональный модуль ПМ.02, МДК02.01. После теоретического цикла освоение дисциплины продолжается на занятиях учебной практики с использованием методов обучения, развивающих профессиональные компетенции: работа малыми группами, ролевые и деловые игры, клинико-диагностические и ситуационные задачи, разбор конкретных ситуаций, предложенных преподавателем или студентами.
Работая с клинико-диагностическими и ситуационными задачами, студенты выявляют настоящие и потенциальные проблемы ребёнка, учатся составлять план по их решению (составляют карту сестринского ухода). Задачи могут быть клиническими, лечебно-диагностическими, профилактическими, деонтологическими. Решая задачи, студенты учатся творчески мыслить, анализировать, рассуждать логически, выбирать и обосновывать варианты ухода, моделировать поведение медицинского персонала. При решении задач преподаватель творчески сотрудничает со студентами, привлекает к обсуждению всех студентов, выслушивает мнение каждого и только затем вносит поправки и делает правильное заключение. Практическое занятие в стадии «до постели больного» позволяет на фантомах отработать необходимые практические навыки и только потом студенты проходят учебную практику в детском стационаре.
Большую помощь в организации практических занятий в стационаре оказывает персонал базовой больницы.
Моей практической базой является ГБУЗ КДБ № 2. В составе больницы стационар с двумя педиатрическими отделениями, инфекционным отделением, неврологическим отделением городского уровня, эндокринологическим отделением областного уровня, с отделением для недоношенных и патологии новорождённых, а также поликлиника с филиалами, в том числе филиал с эндокринологическим детским центром, с функционирующей «Школой сахарного диабета», дошкольно-школьное отделение. Главный врач больницы (Панская В. Е.), главная медицинская сестра (Соколова М. В.), старшие сёстры стационара и поликлиники, весь врачебный, средний и младший персонал больницы оказывают помощь и содействие в учебно-воспитательном процессе, помогают в формировании профессиональных базовых компетенций учащихся.
На занятиях учебной практики студенты продолжают совершенствовать свои навыки и знания в вопросах ухода за новорождённым доношенным и недоношенным ребёнком. При изучении тем «Сестринский уход при асфиксии, родовых травмах», «Сестринский уход при гемолитической болезни новорожденного», «Сестринский уход при заболеваниях кожи, пупочной ранки и сепсисе» студенты вновь повторяют освоенное ранее и расширяют свои познания и умения — теперь уже не на куклах-фантомах, а непосредственно при уходе за детьми в отделении патологии новорождённых и недоношенных в КДБ№ 2 — под контролем преподавателя и персонала отделения осваивают технику введения лекарственных веществ через рот, особенности внутримышечных инъекций в неонатологии, правила набора лекарственных средств, отсасывание слизи из носоглотки, способы подачи кислорода, забор на анализы крови, мочи, кала, пеленают детей, подмывают, проводят кормление через бутылочку с соской или зонд, следят за показателями пульсоксиметров, проводят ингаляции через небулайзер, заполняют медицинскую документацию. Работа в таком отделении настолько увлекает студентов, что часто по индивидуальной договорённости с преподавателем, со старшей сестрой отделения и постовыми медицинскими сёстрами студенты приходят на практическое занятие в вечернюю смену, так как вечером производится купание детей, проводятся беседы с мамочками — и эти навыки отрабатывают студенты, что, конечно, также способствует повышению профессиональных компетенций.
Во время учебной практики в стационаре студенты под руководством преподавателя и медицинского персонала осваивают навыки сестринского обследования детей разных возрастных групп, осваивают выполнение различных манипуляций, наблюдают за больным ребёнком в динамике, учатся давать оценку эффективности проводимых мероприятий, организовывать досуг больного ребёнка, на практике осваивают особенности сестринского процесса в педиатрии.
В период прохождения производственной практики студенты закрепляют полученные навыки и получают новые, осваивая функциональные обязанности участковой (патронажной) медицинской сестры, медицинской сестры прививочного кабинета, кабинета забора анализов, углубляют знания в вопросах иммунопрофилактики.
В детской больнице студенты знакомятся с профессиональным общением с пациентами, практическим применением медицинской этики и её особенностями при работе с детьми и их родителями.
Важным этапом в формировании профессиональных компетенций является производственная преддипломная практика (стажировка). Во время данной практики сотрудники больницы создают для стажёров условия, максимально приближенные к самостоятельной работе, позволяющие студентам организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе.
Коллектив КДБ№ 2 подходит к работе со студентами серьёзно и ответственно: руководители практики обеспечивают студентов необходимым объёмом работы, направляя их в филиалы поликлиники, доверяя серьёзные разделы работы, проверяют и оценивают формирование профессиональных навыков.
Одной из форм формирования профессиональных компетенций является посещение студентами вместе с преподавателем городских и областных медицинских конференций. По окончании работы конференций преподаватель составляет краткое резюме по прослушанным докладам, разъясняет непонятое студентам, даёт рекомендации по дальнейшему самообразованию с указанием необходимой литературы.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций учащихся осуществляется по ходу учебного процесса, начиная с краткой теоретической подготовки, затем на практических доклинических занятиях, на практических занятиях в клинике, во время прохождения производственной практики, стажировки, при посещениях медицинских конференций.
Говоря о формировании базовых профессиональных компетенций нельзя забывать о моральном смысле медицинской деятельности, особенно в отношении педиатрии. К особенностям медицинского профессионализма относится то, что его совершенствование стимулируется моральными мотивами (милосердием, альтруизмом, заботой о человеке — взрослом и ребёнке, стремлением спасти и сохранить жизнь). Деятельность настоящего профессионала — медика обязательно включает в себя компоненты профессиональных компетенций и добродетели. Поэтому деятельность врача-педагога должна иметь духовно-нравственную ориентацию. Самое главное в духовно-нравственном воспитании студентов-медиков — привить им такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они руководствовались бы принципами совести и сострадания.
Реальным фактом, говорящим о сформированных профессиональных компетенциях, является факт востребованности специалиста на рынке труда. Многие из выпускников Тверского медицинского колледжа работают в детских больницах города Твери. Проходившие практику в КДБ№ 2 охотно трудоустраиваются в отделения этой больницы. Их профессиональные навыки признаны сформированными, высоко оценены деловые и личностные качества.
Педагоги, занятые в подготовке средних медицинских работников должны хорошо понимать, что «средний медицинский персонал-это база всей отрасли, абсолютно самодостаточная, отдельная профессия с четко очерченным функционалом» (министр здравоохранения В.Скворцова), а острая кадровая проблема в обеспечении здравоохранения специалистами среднего звена пока далека от решения.
Литература.
- Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, А. С. Молчанов, Н. Б. Смирнова, К. В. Зорин «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации» М.ГОУ ВУНМЦ 2005.
- Г. К. Селько «Современные образовательные технологии» М. «Народное образование» 1998.
- «Педагогика» под ред. Ю. К. Бабанского, М. «Просвещение» 1983.
- Журнал «Сестринское дело» № 1 2007, № 6 2009, № 3 2014.
- «Педиатрия» под ред. Н. П. Шабалова С-Петерб. СпецЛит 2007.
- «Аспекты превентивной педиатрии» учебное пособие под ред. А. Ф. Виноградова и Е. Л. Кривошеиной РИО ТГМА Тверь1996
- Заключительные материалы 16 съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» Москва 2009.
- Г. Ю. Ксензова «Внедрение технологий развивающего обучения…»учебное пособие Тверь 2004
- Журнал «Главная медицинская сестра», № 9 2009
- Программа развития сестринского дела в РФ на 2010–2020 год.