Автор: Саенко Юлия Александровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 05.01.2015

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Саенко Ю. А. Современные экологоориентированные ценности в образовательно-культурном пространстве будущего педагога [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 175-177.

В статье авторы анализируют формирования экологоориентированной ценности в современном образовательно-культурном пространстве будущих педагогов и о действующей студенческой лаборатории «Экологическое образование для устойчивого развития» при Мелитопольском государственном педагогическом университете имени Богдана Хмельницкого.

Ключевые слова: экологоориентированная ценность, студенческая лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития».

 

In the article the authors analyze the formation of the environmentally oriented values in modern educational-cultural space of the future teachers and about a current student of the laboratory «Environmental education for sustainable development» at the Melitopol state pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky.

Key words: environmentally oriented value, student of the laboratory of «Environmental education for sustainable development».

 

Живя в третьем тысячелетии, мы все больше убеждаемся, что окружающей мир полон явлений, процессов, закономерностей еще не познанных современной наукой и не учитываемых нынешней цивилизацией.

Провозгласив в качестве идеологии ХХІ века концепцию устойчивого развития мировая наука еще до конца не определилась, а что же это такое, а главное, как этого устойчивого развития достичь? В связи с этим и в системе образования существует проблема «чему учить?» и «как учить?»

Необходимо помнить, что концепция устойчивого развития включает в себя не только проблемы окружающей среды, но и вопросы, связанные с уровнем жизни населения, его здоровьем, правами, экономикой, а так же вопросы, связанные и с проблемами мира и безопасности.

Образование для устойчивого развития предстало новой экологоориентированной ценностью в современном образовательном пространстве.

Идея устойчивого развития в образовательном контексте ориентирует учебно-воспитательный процесс на осмысления перспективности развития парадигмы образования для устойчивого развития, соединяющий воедино: экологическую, экономическую, социальную, культурологическую, составляющие этого сложного многоаспектного, полифункционального феномена.

В настоящее время образование для устойчивого развития это новый смысл и цель современного образовательного процесса, поскольку переход цивилизации на путь устойчивого развития, кардинально изменит образовательную систему XXI века, превратит ее в ноосферно-экологическую систему образования.

Среди перспективных направлений становления образовательной среды концепции устойчивого развития можно выделить следующие: усиление прочности связей между компонентами образовательной среды (учителя, ученики, родители; преподаватели, студенты, общественность) в целях образования для устойчивого развития (проведение современных мероприятий, экскурсий, акций); объединение усилий всех составляющих образовательной среды в деятельности по реализации идеологии устойчивого развития (современные социально-экологические образовательные проекты и программы); подготовка педагогических кадров для работы в области образования для устойчивого развития; дидактико-методическое и технологическое обеспечение образования для устойчивого развития (учебные и методические пособия, раздаточные материалы информационно-образовательные ресурсы и др.); усиление роли неформального образования в популяризации идеи устойчивого развития (общественные организации, клубы, движения и др.).

По вопросам подготовки педагогов для осуществления образования для устойчивого развития, в нашем университете ведется систематическая, преемственная работа.

Еще в 1995 году была предложена и последовательно внедряется педтехнология непрерывного экологического образования (в системе д/сад — школа — ВУЗ. Автор доцент Мелаш В. Д.). Ее цель: формирование экологической культуры в образовательной системе (ДЗН — ЗНК — ВУЗ) на основе преемственности и непрерывности, организация методического центра на базе Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого; методическая подготовка студентов — будущих учителей экологии, подготовка студентов к просветительской деятельности, подготовка будущих педагогов к работе во внешкольных учреждениях. В ходе исследований были разработаны экологические программы для школ и внешкольных учреждений, а также для методической подготовки будущих учителей экологии, педагогов внешкольных учреждений.

По результатом отдельных модулей было издано два учебных пособия [1, 2].

Все эти пособия рекомендованы Министерством образования Украины, как учебные пособия для высших учебных заведений.

Отдельные результаты по реализации педтехнологии были презентованы и на Выставке — Презентации «Инновации в образовании» организованные Министерством образования и Академией Педагогических Наук Украины в городе Киеве, где мы получили «Диплом за особый вклад а развитие образовательных технологий».

Для активизации научной деятельности студентов в области экологического образования была создана студенческая научная лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития». Координатором является Молодыченко Валентин Викторович — профессор, доктор философских наук. Руководителем — Мелаш Валентина Дмитриевна — доцент, кандидат педагогических наук. Научный куратор студенческой лаборатории (направление «Педагогические исследования в области начальная школа») — Саенко (Шишкина) Юлия Александровна.

Научные приоритеты лаборатории: непрерывное экологическое образование в системе детский сад — школа — ВУЗ — просвещение; развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на экологическом материале; экологическое образование в контексте толерантности; морально-духовное развитие ребенка в современном мире; формирование экологической культуры, как современной парадигмы развития социального и образовательного пространства; экологическая этика, как антропологический ориентир для человека ХХІ века; дидактический сервис для осуществления образования для устойчивого развития; практическое использование экологической этики. Права животных; народные экологические традиции и региональные взгляды на экоэтику; экотуризм. Технология экоэкскурсий; педтехнологии формирования экоетических понятий. Социальные акции; педтехнологии формирования экологоориентированных ценностей у современной молодежи. Экотренинги.

Прикладные исследования, которые ведутся в лаборатории:

-     народные обычаи и традиции как средство экологического воспитания дошкольников. Организация и проведение утренников;

-     формирование экологической культуры родителей через экологическое просвещение. Социальные проекты.

-     методика осуществление экологических проектов в детском саду;

-     методика организации экологических троп в детском саду;

-     организация и проведения воспитательных мероприятий в школах «Открой свое сердце бездомному животному»;

-     организация и проведения экологических тренингов «Думай по-зеленому»;

-     технологии проведения экоекскурсий «Сохрани природу родного края», «Как я могу решить экологические проблемы своего города»;

-     подготовка дидактического сервиса по осуществлению экологического образования для устойчивого развития (экоигры, эковикторины, экопрограммы в системе д/сад — школа — ВУЗ);

-     организация и выступления агитбригад лаборатории (экосказки, экостихи);

-     участие в международных акциях по направлению «Образование для устойчивого развития» (региональных уровней);

-     организация и проведения экологических бесед в студенческих общежитиях «Мы в ответе за тех, кого приручили» (проблема бездомных животных);

За время работы студенческой научной лаборатории молодые ученые разработали и уже провели воспитательные мероприятия для младших школьников:

-     Толерантное отношение к природе, 2010 г. (УВК № 4, г. Мелитополь);

-     Права животные 2010 г. (экспериментальный класс при кафедре начального обучения);

-     Смогу ли я решить проблемы родного города 2011 г. (УВК № 4, г. Мелитополь);

-     Дай лапу, Друг! 2011 г. (экспериментальный класс при кафедре начального обучения), а так же воспитательно-просветительские мероприятия в студенческих общежитиях;

-     За здоровый образ жизни 2010 г.;

-     Мы в ответе за тех кого приручили 2012 г.;

Для гармонизации учебно-воспитательного процесса студенческой молодежи очень продуктивны экологические экскурсии.

В сентябре 2011 году руководителями лаборатории была организована и проведена экологическая экскурсия «Экологические проблемы Алтагирского леса и Молочного лимана». Цель экскурсии — расширить знания студентов разных факультетов об экологических проблемах Мелитопольского региона и развить умения анализировать, сравнивать, оценивать и находить пути решения сложных экопроблем.

Для социализации личности педагогов, расширение их образовательно-культурного пространства очень важны и социальные акции.

Руководители студенческой лаборатории организовали и провели несколько акций разных уровней: Международную акцию «Час Земли» (2011, 2012, 2013, 2014 гг.); Всеукраинскую акцию «Вместе за чистый город» (2011, 2013 гг.); Общегородскую акцию «Открой свое сердце бездомному животному» (2011,2014 гг.).

Большой гражданский резонанс вызвала акция «Открой свое сердце бездомному животному».

В ней приняли участие студенты-волонтеры социально-гуманитарного факультета, Приазовский национальный природный парк, общественная организация Мелитопольского городского общества защиты животных, Мелитопольский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, лаборатория социологических исследований. Участники акции призвали жителей города к гуманному отношения к бездомным животным, к соблюдению норм поведения с домашними животными. Организаторы провели Маркер общественного мнения «Каждое животное имеет право на дом», «Как решить проблему бездомных животных?» И Флеш-моб «Лучше малая помощь, чем большое сочувствие».

К ежегодной акции «Час Земли» было подготовлено научное заседание студенческой научной лаборатории 2Экологическое образование для устойчивого развития», которое проводилось 26–27 марта 2014 года. 26.03.2014 в 12.45 была проведена кураторский час «Зеленый образ жизни. Думай по-зеленому». Ответственная и модератор Саенко (Шишкина) Ю. А. После вступительного слова координатора студенческой лаборатории к.пед.н., доцент кафедры начального образования Мелаш В. Д. заслушали доклады: Кучерявка Екатерины и Антиповой Анастасии Научный руководитель ассистент Саенко (Шишкина) Ю.А.). Тема доклада: Презентация «Международная организация по защите природы WWF. Направления работы: акция «Час Земли». Студенты Коцило Яна и Папина Карина Научный руководитель ассистент Саенко (Шишкина) Ю.А.) подготовили доклад на тему: Презентация воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы. Формирование биотических понятий в современном обществе.

В рамках проведения Всеукраинского Фестиваля Науки было проведено открытое заседание студенческой научной лаборатории, посвященного Дню экологического образования и просвещения 2Экологизация педагогической деятельности», которое состоялось 15 мая 2014 года. На заседании выступили Коцило Яна, Папиної Карины и Кучерявко Екатерина на тему: «Международная экологическая акция «Час Земли» в стенах Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого» (Научный руководитель ассистент Саэнко (Шишкина) Ю.А.).

Таким образом мы можем утверждать, что в Мелитопольском государственном педагогическом университете имени Богдана Хмельницкого существует и эффективно работает школа по непрерывному экологическому образованию для устойчивого развития, а так же ведется работа над воспитанием будущего учителя как личности экологически подготовленную, всесторонне развитую, умеющую привить любовь будущих воспитанников к окружающему миру. В подготовки будущих учителей начальных классов присутствует целостная система целенаправленного формирования экологической компетентности специалиста, акцентируется индивидуально-творческий характер овладения профессиональной эколого-педагогической деятельностью, развивается умение придать педагогическому процессу эколого-воспитательную направленность, вызванную владением технологиями эколого-педагогической деятельности.

Экологическая школа представлена как целостная система для которой характерны: интегративность, непрерывность, последовательность и направлена она на формирование экологического мышления, этики и экологической культуры. Все это необходимые составляющие образовательно-культурного пространства молодежи, будущих педагогов и являются экологоориентированными ценностями современного общества.

Великий украинский педагог, заслуженный учитель Украины В. А. Сухомлинский писал: «Само собой природа не развивает и не воспитывает. Только активное взаимодействие с природой способно воспитать лучшие человеческие качества. Необходимо обеспечить практическую природоохранную деятельность учащихся, направить ее на сохранение, приумножение, благоустройство окружающей среды» [3].

 

Литература:

 

1.         Мелаш В. Д., Вельчева Л. Г., Молодиченко В. В. Формування екологічної культури школярів: навч. посіб./ В. Д. Мелаш, Л. Г. Вельчева, В. В. Молодиченко. — Мелітополь: Вид-во „Мелітополь”, 2008. — 148 с.

2.         Мелаш В. Д. Безперервна екологічна освіта: теорія і практика: навч. посіб./ В. Д. Мелаш, В. В. Молодиченко, Т. Д. Олексенко. — Мелітополь: Видавничий будинок ММД. 2012. — 212 с. — (Серія: Екологічна освіта для сталого розвитку).

3.         Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. — К., 1979. — 305 с.

Основные термины (генерируются автоматически): устойчивого развития, устойчивого развития», имени Богдана Хмельницкого, студенческой лаборатории, формирование экологической культуры, «Час Земли», Научный руководитель ассистент, устойчивого развития мировая, устойчивого развития в образовательном, будущих педагогов, экологического образования, идеологии устойчивого развития, концепция устойчивого развития, путь устойчивого развития, концепции устойчивого развития, идеи устойчивого развития, университете имени Богдана, студенческой научной лаборатории, акция «Час Земли», университета имени Богдана.

Ключевые слова

экологоориентированная ценность, студенческая лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос