Междисциплинарная интеграция в системе современного экономического образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 29.12.2014

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Корнева О. С. Междисциплинарная интеграция в системе современного экономического образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6976/ (дата обращения: 24.09.2018).

В современных условиях реализации ФГОС третьего поколения на основе компетентностного подхода внедрение новых образовательных стандартов предъявляют новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и побуждают к серьезному пересмотру содержания учебных программ высшего профессионального образования. Поиск эффективной модели формирования профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе обучения в Сахалинском государственном университете определил перед нами следующую задачу: усилить междисциплинарную интеграцию математики, экономики и информатики посредством информационных технологий как инструмента формирующего информационную компетентность экономистов и создать интегрированные учебные курсы, объединяющие отдельные образовательные области в единое целое.

Сегодня есть насущная необходимость к интеграции предметов, в появлении интегрированных курсов, где информатика изучается в аспекте применения к другим предметам вузовской программы. Уже сейчас множество технологических решений используется студентами практически на любых занятиях. Это и разнообразные презентации, и реферирование в рамках заданных тем по материалам интернета, и компьютерное моделирование различных ситуаций и задач, и электронные учебники, дистанционные консультации, деловые игры, тематические телеконференции и пр. Интегрированные учебные курсы — высшая стадия срастания учебных дисциплин. Интегрированные курсы являются организационной единицей учебно-воспитательного процесса и способствуют активизации мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, расширению их знаний [1].

В ООП Сахалинского государственного университета по направлению «экономика» (профиль «финансы и кредит») реализуются два интегрированных курса: финансовые информационные технологии (7–8 семестр) и информационные системы финансового анализа (7–8 семестр). Их специфика состоит в том, что каждый из них объединяет предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, а именно экономические, математические и информатические дисциплины, входящие в базовую и вариативную части учебного плана по направлению подготовки «экономика». На Рисунке изображены образовательные области интегрированных курсов «финансовые информационные технологии» (ФИТ) и «информационные системы финансового анализа» (ИСФА), включающие математику, экономическую теорию, информатику (ФИТ) и бухгалтерский учет, финансовый анализ, информационные системы в экономике (ИСФА) соответственно.

Рис. 1. Образовательные области интегрированных курсов ФИТ и ИСФА

 

Приведем краткую характеристику обоих интегрированных курсов, реализованных в основной образовательной программе СахГУ по направлению подготовки «экономика», особенностью которых является усиление междисциплинарной интеграции, обновляющих содержание нескольких смежных предметов, и как следствие, способствующих активизации мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, расширению их знаний и формирующих конкурентоспособных и востребованных специалистов.

Название курса: финансовые информационные технологии. Курс, созданный как специальная дисциплина для экономистов (профиль «финансы и кредит») и совмещающий в себе методы, формы и содержание таких учебных дисциплин как математика, экономическая теория и информатика. Назначение курса — исследование и применение количественных методов анализа в финансово-экономической сфере. Разработанные в этом курсе лабораторные работы могут выполняться как в рамках отдельного интегрированного курса, а также рекомендованы для отдельных дисциплин: макро и микроэкономика, финансовый менеджмент, инвестиции, рынок ценных бумаг, экономико-математическое моделирование, финансовая математика, эконометрика. Дисциплина по выбору относится к вариативной части профессионального цикла и изучается после таких дисциплин как эконометрика, финансовая математика, финансы, рынок ценных бумаг, инвестиции, финансовый учет и анализ, финансовый менеджмент.

Цель изучения курса: знакомство с основами построения и исследования экономико-математических моделей и проведения компьютерного эксперимента; исследование причинно-следственных связей в экономике; решение финансово-экономических задач средствами MS Excel; закрепление теоретического курса экономики и получение практических навыков планирования, прогнозирования, организации, учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Структура дисциплины: общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), в том числе: 7 семестр лабораторные занятия — 36 часов, 8 семестр лабораторные занятия — 26 часов, самостоятельная работа — 46 часов.

Содержание курса: основные этапы моделирования в среде MS Excel; оптимизация управленческих задач с помощью инструментов Подбор параметра, Поиск решения, Сценарии, Таблица подстановки; линейная, целочисленная, нелинейная оптимизация; корреляционно-регрессионный анализ в MS Excel; решение задач регрессионного анализа в MS Excel; консолидация, группировка, фильтрация данных; сводные таблицы и сводные диаграммы; математические, статистические, финансовые функции MS Excel; технология решения экономических задач с применением финансовых функций MS Excel: простые и сложные проценты как основа операций, связанных с дисконтированием платежей, расчет потоков платежей применительно к различным видам финансовых рент, планирование и оценка эффективности финансово-кредитных операций, расчет страховых аннуитетов, планирование погашения долгосрочной задолженности, планирование погашения ипотечных ссуд и потребительских кредитов, финансовые расчеты по ценным бумагам; планирование и анализ инвестиционных проектов.

Методы обучения: лабораторный практикум, компьютерный эксперимент, работа с учебно-методическими материалами, задания для самостоятельной работы, работа в малых группах, работа с тестирующей системой.

Формы контроля: тесты, контрольные работы, зачет

Мотивационно-прикладные задачи: оптимизация транспортных перевозок; оптимизация плана выпуска продукции; оптимизация графика работы сотрудников; планирование объемов производства отраслей с помощью балансовой модели Леонтьева; прогнозирование продаж, затрат, оборотного капитала с использованием регрессионного анализа; оптимизация портфеля активов банков, фондов, страховых компаний; расчет распределение прибыли по итогам за год; расчет эффективной и номинальной процентной ставки; составление плана погашения кредита; расчет амортизационных отчислений; расчет эффективности и риска инвестиционного проекта; расчет доходности, размера выплаты и продолжительности ценных бумаг.

Название курса: информационные системы финансового анализа. Известно, что на рынке труда среди экономистов, работников финансовых служб, бухгалтеров и менеджеров наиболее востребованными являются специалисты, владеющие навыками работы с программой 1С: Предприятие. Поэтому изучение ее, как фактически ставшей стандартом в профессии экономиста, является одним из весомых условий будущей успешной профессиональной деятельности. Назначение курса — получить навыки работы с универсальной программой 1С: Предприятие, а также научиться качественному поиску, анализу и обработке нормативно-правовой информации в области профессиональной деятельности на базе информационной правовой системы КонсультантПлюс. Дисциплина по выбору относится к вариативной части профессионального цикла и изучается только после базовых дисциплин «бухгалтерский учет и анализ», «финансовый учет и анализ», «информационные системы в экономике».

Цель изучения дисциплины: получить навыки работы с универсальной системой 1С: Предприятие для решения задач планирования и оперативного управления, ведения управленческого учета; овладеть методами комплексной автоматизации организационной и хозяйственной деятельности предприятия; рассмотреть основные тенденции развития и повышения эффективности обработки финансовой и управленческой информации на предприятии; изучить основные принципы работы в информационной правовой системе КонсультантПлюс.

Структура дисциплины: общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), в том числе: 7 семестр лабораторные занятия — 36 часов, 8 семестр лабораторные занятия — 26 часов, самостоятельная работа — 46 часов.

Содержание дисциплины: системы автоматизации финансового анализа; редства автоматизации хозяйственной деятельности предприятия; понятие комплексной информационной системы управления предприятием; бухгалтерские системы в составе корпоративных информационных систем; информационная база финансового анализа; подготовка и сбор данных для финансового анализа; классификация и кодирование информации; концепция и технологическая платформа системы 1С: Предприятие; заполнение информационной базы; загрузка и заполнение справочников и классификаторов; ввод хозяйственных операций по учету уставного капитала, основных средств, кассовых и банковских операций, материально-производственных запасов; кадровый учет и заработная плата; стандартные отчеты: оборотно-сальдовая ведомость, карточка счета, кассовая книга, отчет по проводкам; регламентированные и финансовые отчеты: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств; законодательная и нормативная база КонсультантПлюс для профессиональной деятельности; информационный банк КонсультантПлюс; основные поисковые и сервисные возможности; методика организации поиска; полнотекстовый поиск; карточка реквизитов документов; одновременный поиск по нескольким информационным банкам; общая схема работы с документом и списком документов КонсультантПлюс.

Методы обучения: лабораторный практикум, решение сквозных производственных задач, работа с учебно-методическими пособиями по 1С и КонсультантПлюс, имитация профессиональной деятельности, работа в тренинго-тестирующих системах.

Формы контроля: тесты, промежуточный контроль оборотно-сальдовой ведомости в системе 1С, итоговый контроль бухгалтерской отчетности в системе 1С, зачет.

Мотивационно-прикладные задачи: формирование уставного капитала предприятия в 1С; учет основных средств и нематериальных активов предприятия в 1С; амортизация основных средств в 1С; учет денежных средств предприятия в 1С; учет операций по расчетному счету предприятия в 1С; учет материально-производственных запасов в 1С; учет готовой продукции и ее реализация в 1С; учет труда и заработной платы в 1С; оптимальные способы поиска документов в различных ситуациях в КонсультантПлюс.

Таким образом, поиск оптимальных путей интеграции учебных дисциплин и знаний в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствовал созданию приведенных здесь двух интегрированных учебных курсов в системе экономического образования Сахалинского госуниверситета, которые обновляют содержание нескольких смежных предметов и углубляют группы знаний из разных учебных дисциплин, и как следствие, способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся. Формируется качественно новый уровень профессиональной компетентности экономистов, который выражается в более высокой степени владения средствами информационных технологий и навыками управления информацией в финансово-экономической деятельности [2].

 

Литература:

 

1.    Смирнов, Е. И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография. — Ярославль, 2012. 646 с

2.    Корнева, О. С. Информационные технологии и системы в профессиональной подготовке экономистов // Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии: сборник статей Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. — Вологда: ВГПУ, 2013. — С. 33–35

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый анализ, курс, час, система, дисциплина, навык работы, познавательная деятельность обучающихся, самостоятельная работа, вариативная часть, Сахалинский государственный университет.

Похожие статьи

Формирование готовности к оценочной деятельности...

– информационно-аналитическая деятельность (блок дисциплин профессионального цикла вариативной части: «Исследование систем управления», «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный анализ»...

Особенности преподавания математики в среднем...

...знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо использовать

‒ решение вариативных задач и упражнений

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

самостоятельная работа, студент, задание, самостоятельная работа студентов, дисциплина, знание, выполняемая работа, самостоятельная работа студента, Государственный образовательный стандарт. Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

 решение вариативных задач и упражнений

Как видно из представленной таблицы, самостоятельная внеаудиторная деятельность студента, точно так же как и аудиторная, позволяет развивать общие

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего... самостоятельная работа, WWW, самостоятельная работа учащихся, студент...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный...

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

Самостоятельная работа в военном вузе — это часть учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной

Вариативное воспроизведение учебного материала и самостоятельный выбор конкретного пути достижения цели

Современные интерактивные технологии филологического...

Так, в рамках дисциплины «Активные процессы в языке и речи», относящейся к вариативной части цикла «Профессиональный», студенты

Проблемы организации самостоятельной работы студентов университета в процессе кредитно-модульной системы обучения.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Анализ работ этих ученых показал, что в педагогической науке самостоятельная учебная деятельность трактуется как целенаправленная

Важнейшим компонентом самостоятельной познавательной деятельности учащихся, составляющим основу ее структуры, являются...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование готовности к оценочной деятельности...

– информационно-аналитическая деятельность (блок дисциплин профессионального цикла вариативной части: «Исследование систем управления», «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный анализ»...

Особенности преподавания математики в среднем...

...знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо использовать

‒ решение вариативных задач и упражнений

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

самостоятельная работа, студент, задание, самостоятельная работа студентов, дисциплина, знание, выполняемая работа, самостоятельная работа студента, Государственный образовательный стандарт. Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

 решение вариативных задач и упражнений

Как видно из представленной таблицы, самостоятельная внеаудиторная деятельность студента, точно так же как и аудиторная, позволяет развивать общие

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего... самостоятельная работа, WWW, самостоятельная работа учащихся, студент...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный...

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

Самостоятельная работа в военном вузе — это часть учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной

Вариативное воспроизведение учебного материала и самостоятельный выбор конкретного пути достижения цели

Современные интерактивные технологии филологического...

Так, в рамках дисциплины «Активные процессы в языке и речи», относящейся к вариативной части цикла «Профессиональный», студенты

Проблемы организации самостоятельной работы студентов университета в процессе кредитно-модульной системы обучения.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Анализ работ этих ученых показал, что в педагогической науке самостоятельная учебная деятельность трактуется как целенаправленная

Важнейшим компонентом самостоятельной познавательной деятельности учащихся, составляющим основу ее структуры, являются...

Задать вопрос