Почта: социально-психологическая игра для детей 8–12 лет девиантного поведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Азарова Н. К., Горшкова О. А., Боровикова Н. Н., Трофимова Е. П., Чабан М. В. Почта: социально-психологическая игра для детей 8–12 лет девиантного поведения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 128-130. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6970/ (дата обращения: 18.10.2018).

Данная игра направлена на детей с девиантным поведением (физическая, вербальная, агрессия, нежелание подчиняться правилам поведения). Игра адресована педагогам и психологам, работающим с трудными детьми и с детьми от 8 до 12 лет.

 

Педагогу часто приходится решать проблемы детей, которые значительно отличаются от других детей своим поведением. Как воздействовать на трудного ребенка? Этот вопрос возникает не только у родителей, но и у педагогов. В категорию «трудных», попадают разные дети. Это и конфликтные дети, и дети которые, не умеют общаться со сверстниками, взрослыми или трудновоспитуемые и т. д. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, то есть дети активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.

Работа с трудными детьми на сегодняшний день является актуальной темой так как, современное «цивилизованное» общество систематически страдает от накалённого уровня криминогенной обстановки, особенно в подростковой среде. В погоне за материальными благами, взрослые упускают тот момент, когда у подростка, начинается переход к девиантному типу поведения (физическая, вербальная, агрессия, нежелание подчиняться правилам поведения). Отсутствие внимания, общения со стороны родителей создают предпосылки для благоприятных условий формирования у подростков отклоняющие от нормы поведения.

Затрудняют общение ребенка и взрослого многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье и различных приставок к ним, компьютеров, других бытовых новшеств, интернета и т. д.

Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Формирование и развитие у обучающихся основ знаний, умений, навыков эффективного взаимодействия с окружающими, самим собой.

Название игры: Социально-психологическая игра «Почта» (для детей девиантного поведения).

Длительность игры: рассчитана на длительный период, пока не исчезнут письма из города зла.

Цель. Формирование коммуникативных навыков и собственных ценностей, принятие себя и других, как личность, развивать умение договариваться, приходить к единому решению, помогать другому, учитывать мнения партнера, распределять обязанности с учетом интересов каждого.

Задачи:

1.      Создать условия для свободного выражения эмоциональных состояний, чувств.

2.      Создать условия для разрешения психотравмирующей ситуации, связанной с детскими переживаниями.

3.      Осознать собственной ценности, уметь принимать себя таким, какой есть.

4.      Формировать сплоченность в коллективе.

5.      Развивать навыки эффективного общения.

6.      Формирование навыков управления эмоционально-волевой сферы.

7.      Формирование толерантного отношения друг к другу.

8.      Формирование жизненной позиции.

9.      Развитие письменной речи

Оборудование: стулья, лист бумаги А 4, или тетрадный лист бумаги, ручка или карандаш (на каждого ребенка), один ящика из картона размером 50 на 50 см (ставится в цент круга) и два ящика из картона 30 см на 60 см (город зла и город добра, можно использовать коробки из под обуви).

В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.

Примечание для ведущего:

1.      1.Учитывать возраст детей. Если обучающие 8 лет, то письма читать лучше педагогу или психологу.

2.      Минимизировать количество запретов и ограничений, кроме обязательных: не бить друг друга, и не выражаться нецензурно.

3.      Не оценивать деятельность детей.

4.      Демонстрировать положительное отношение к детям.

5.      Проводить игру в сформированном классе, группе.

Данная игра имеет два направления:

1.                  Развивающее направление направленно на создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность высказывать свое отношение к негативному поведению.

2.                  Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции у школьников неадекватной самооценки, асоциального поведения, отклонений эмоционально-волевой сферы, конфликтности и агрессивности в общении, сплочение коллектива.

3.                  Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения, способов травмобезопасного поведения, и, формирование у детей активной жизненной позиции. Эти задачи решаются в процессе игры.

Предполагаемый психологический результат:

В результате игры в городе зла становится все меньше писем, со временем исчезают совсем. Дети перестают проявлять девиантное поведение (физическая и вербальная агрессия, негативное поведение и т.д) налаживает взаимоотношение между одноклассниками и педагогами. Коллектив становится сплоченным. Появляется взаимопомощь. Улучшается успеваемость.

Ход игры:

Дети садятся в круг на стулья. В центр круга ставится почтовый ящик размером 50 на 50 см. Детям выдает карандаш или ручки с листком бумаги. Дети пишут друг, другу письма, излагая негативное отношение, друг к другу или негативную ситуацию, которая произошла с детьми. Письма листочки складываются пополам, подписывают адресанта(кому адресовано это письмо) и отправляются в почтовый ящик. Письма могут подписываться отправителем, а могут оставаться анонимными. Кто не получил писем, тот становится почтальоном. Если почтальона не оказалось среди детей, то педагог должен взять на себя роль почтальона. Почтальон вынимает письма из почтового ящика и раздает детям. Письма могут отправить психологу или педагогу(тому кто ведет эту игру), для разрешение конфликтной ситуации. Как правило, письма к ведущему приходят от детей с низкой самооценкой или от застенчивых, тревожных детей. Дети читают письма и начинают вести переписку.

В процессе игры дети могут проявлять вербальную агрессию, негативное высказывание разного рода. Необходимо детей возвращать к высказыванию через написание письма. Переписка ведется 1 час. Следующий час направлен на обсуждение ситуаций и нахождение вместе с классом выхода из конфликтной ситуации.

Ведущий просит детей прочитать свои письма по желанию. Не называя фамилии, имени, ведущий обсуждает только ситуацию и пытается найти решение вместе с классом.

Вопросы для поиска решений из конфликтной ситуации.

Как бы ты решил эту ситуацию?

Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?

Исходя из ситуации, вопросы могут быть разные.

В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться договариваться, потому что рейтинг положительных отзывов об обучающихся и об хороших поступках растет и дети стремятся быть в числе положительного рейтинга, так как ребенку хочется слышать о себе не критику, а что то приятное. Более того дети на подсознательном уровне имеют возможность избавится от психотравмирующих ситуаций связанных с детскими переживаниями, переживших ранние(критика родителей и конфликтные ситуации). Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть. Более того, у каждого ребенка есть возможность узнать о себе, от других, как положительные качества, так и отрицательные. Точнее получить оценку со стороны, что дает возможность ребенку изменить свои худшие стороны. По окончании игры педагог или психолог просит детей написать письмо своим обидчикам, но написать для них что-нибудь положительное. Например:

—Ты Петров драчун и эгоист, но у тебя есть и хорошее качество. Ты Петров можешь помочь в трудную минуту.

Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты в любой ситуации. Ведущий должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке есть положительные качества.

Педагог или психолог предлагает продолжить переписку в течение недели.

— Ребята, у вас есть возможность продолжить переписку в течение недели. Но письма будете отправлять в два города. Первый город — город добра, второй город — город зла. В письмах вы будете писать о человеке, который совершил зло по отношению к вам или описывать ситуацию, свидетелем которой вы стали. Отправлять эти письма нужно в город зла. В город зла можно отправлять и пожелание определенному человеку, который совершил зло. Во второй город вы отправляете письма определенному человеку, который совершил хороший поступок, а также пожелание этому человеку, можете даже похвалить человека.

В течение месяца можно достать письма из ящика и прочитать. Срок, когда письма можно достать и прочитать, устанавливают дети. Ситуации и поступки, обсуждаются детьми и каждый, делает вывод для себя. В конце каждого месяца, подсчитываются хорошие поступки и дают похвальную грамоту тетям, которые получили высокий рейтинг положительных отзывов. Эту грамоту дети могут придумать сами или выдает администрация.

 

Литература:

 

  1. Людмила Анн « Психологические тренинги с подростками».
  2. Из опыта работы по профилактике девиантного поведения среди подростков. Ольга Барашок.
  3. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121076.html, свободный.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, город зла, письмо, ситуация, педагог, процесс игры, почтовый ящик, конфликтная ситуация, девиантное поведение, вербальная агрессия.

Похожие статьи

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

агрессия, форма, девиантное поведение, младшие школьники.

Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков.

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

В ситуации, когда агрессивное поведение ребёнка сочетается со слабым сочетанием собственного эмоционального мира.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности... ребенок, агрессивное поведение, вербальная агрессия, дошкольный возраст...

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

– в процессе профилактики вербальной агрессии подростков необходимо уделять внимание

Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в

подросток, вербальная агрессия, ребенок, речевая агрессия, подростковый возраст...

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их...

конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический процесс, студент, педагогическое воздействие, возникшая ситуация, учащийся, конструктивное отношение.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...

Особенности формирования конфликтного поведения...

подростковый возраст, конфликтное поведение, конфликтная ситуация, подросток, форма агрессии, таблица, малейшее возбуждение, Личностная агрессивность, вербальная агрессия, косвенная агрессия.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Все это может спровоцировать идет конфликтные ситуации, где ребенок будет доказывать свою взрослость.

Наибольшей агрессивностью отличаются 12–15-летние юноши, у которых преобладает физическая и вербальная агрессия, переход на нецензурные выражения.

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Конфликтная ситуация возникает тогда, когда общество ограничивает удовлетворение инстинктивных потребностей человека

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших... Ключевые слова: агрессия, форма, девиантное поведение, младшие школьники.

Методическая разработка профилактики и коррекции детей...

Они чаше всего обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими расстройствами. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

агрессия, форма, девиантное поведение, младшие школьники.

Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков.

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

В ситуации, когда агрессивное поведение ребёнка сочетается со слабым сочетанием собственного эмоционального мира.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности... ребенок, агрессивное поведение, вербальная агрессия, дошкольный возраст...

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

– в процессе профилактики вербальной агрессии подростков необходимо уделять внимание

Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в

подросток, вербальная агрессия, ребенок, речевая агрессия, подростковый возраст...

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их...

конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический процесс, студент, педагогическое воздействие, возникшая ситуация, учащийся, конструктивное отношение.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его...

Особенности формирования конфликтного поведения...

подростковый возраст, конфликтное поведение, конфликтная ситуация, подросток, форма агрессии, таблица, малейшее возбуждение, Личностная агрессивность, вербальная агрессия, косвенная агрессия.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Все это может спровоцировать идет конфликтные ситуации, где ребенок будет доказывать свою взрослость.

Наибольшей агрессивностью отличаются 12–15-летние юноши, у которых преобладает физическая и вербальная агрессия, переход на нецензурные выражения.

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Конфликтная ситуация возникает тогда, когда общество ограничивает удовлетворение инстинктивных потребностей человека

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших... Ключевые слова: агрессия, форма, девиантное поведение, младшие школьники.

Методическая разработка профилактики и коррекции детей...

Они чаше всего обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими расстройствами. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников.

Задать вопрос