Актуальные проблемы воспитания в российской школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 19.12.2014

Статья просмотрена: 4312 раз

Библиографическое описание:

Брянцева Е. В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6962/ (дата обращения: 24.10.2018).

Неудовлетворённость общества школой и неудовлетворённость школы отношением к ней общества могут быть преодолены за счёт повышения эффективности педагогической деятельности. Но для этого надо сформировать конструктивную позицию педагогического коллектива, направленную на обновление всей системы …

Д. А. Медведев

 

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Процесс формирования развитой личности не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно — нравственного совершенствования.

Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.

Таким образом, цель воспитания школы — развитие социальной и культурной компетентности личности, ее саморазвитие в социуме, формирование человека — гражданина, семьянина — родителя, обеспечение необходимых научно — методических, организационных, кадровых и информационных условий для развития воспитательной системы школы.

Для достижения цели, мы ставим перед собой следующие задачи воспитания:

-          создание условий для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого;

-          формирование у учащихся креативности;

-          оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей.

Реализация поставленных целей и путей их достижения будет возможным, если:

будет создана модель выпускника.

 

Это, конечно, некий идеал, к которому мы стремимся. Мы исходили из того, что ребенок, приходящий в первый класс, уже социализирован в семье, в группе детского сада, в интеллектуальном, моральном и других отношениях;

-          если к окончанию 5 класса каждый школьник определит свое место в классе; в подростковом возрасте «освоит» школу и внешкольное пространство, а в выпускных классах — «выйдет» в жизнь;

-          если будут созданы условия совместной деятельности всех участников образовательного процесса с привлечением различных социальных институтов.

Любая программа при всех ее достоинствах и недостатках — лишь общее направление деятельности. От учителей, классных руководителей, от богатства общественных связей школы зависит успешность работы. Каждый учитель должен стремиться наполнить программу интересным для ребят содержанием, быть убедительным, включать в урок, в классный час, во внешкольные занятия и мероприятия проблемы, жизненно значимые для подростков и выпускников, тесно связанные с окружающим социумом.

Пространства школы для социализации недостаточно. Чтобы наши выпускники уверенно чувствовали себя в мире взрослых, им надо раскрыть все многообразие и сложности пространства жизни.

В своей программе мы ориентируемся на следующие принципы воспитания:

1.      Принцип гуманистической ориентации воспитания.

Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения.

Условиями реализации данного принципа являются:

-           добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

-           предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия на учащихся;

-           учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;

-           формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов.

В практической педагогической деятельности нашей школы, этот принцип отражается в следующих правилах:

-           в общении с ребенком доминирует уважительное отношение к нему;

-          педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и сам должен быть добрым;

-           педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

-          в школе, классе и других объединениях учащихся, педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2.         Принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой, в заботе о природной среде, признание ребенка таким, каков он есть и создание ему доступной зоны развития.

3.         Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества.

4.         Принцип деятельностного подхода предполагает, осознанную включенность ребенка в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально — значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.

Система воспитательной работы школы должна включать в себя воспитание учащихся в процессе обучения, профессиональное самоопределение и внеурочную воспитательную работу, в ходе которой решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в классе, школе.

За организацию воспитательной работы в ГОУ отвечают:

-           заместитель директора по воспитательной работе;

-           педагог — организатор;

-           социальный — педагог;

-           классные руководители;

-          педагоги дополнительного образования.

Управление воспитательным процессом в ГОУ должна осуществляться через аналитическую, планово-организационную, контролирующую функцию по следующим направлениям:

-          работа с педагогическими кадрами:

·         МО классных руководителей;

·         открытые мероприятия;

·         индивидуальная работа;

·         диагностика педагогического коллектива.

-          работа с учащимися:

·         по направлениям воспитательной работы;

·         индивидуальная работа.

-          работа с родителями:

·         общешкольный родительский комитет;

·         школьные мероприятия;

·         внешкольные мероприятия;

·         Совет профилактики;

·         индивидуальная работа.

Основными направлениями воспитательной системы школы являются гражданско-правовое воспитания, в частности развитие краеведения в школе и художественно-эстетическое направление.

Таким образом, школа формирует будущую личность, самостоятельного человека, который сам может принимать решения. И очень многое зависит от того, кто помогает ему познавать новое, направляет его в нужную сторону.

 

Литература:

 

1.                           Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002 г.

2.                           Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Воспитание в современной школе. — М. Изд-во Просвещение, 2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, развитие способностей, индивидуальная работа, уважительное отношение, развитая личность, Принцип, признание ребенка, педагогический коллектив, педагог, класс, воспитательный процесс, воспитательная система школы, школа.

Похожие статьи

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

воспитательная работа, развитие способностей, индивидуальная работа, уважительное отношение, развитая личность, Принцип, признание ребенка, педагогический коллектив, педагог, класс, воспитательный процесс...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Роль воспитательной системы классного руководителя...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Особенности воспитательной системы Антона Семеновича...

ребенок, воспитательная программа, воспитательная работа, дедуктивное предсказание, коллектив, педагогическая логика, педагогическая наука, уединенное средство, этический фетишизм.

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех.

Авторитет учителя — это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу.

Особенности организации воспитательного процесса...

Схема процесса планирования работы коллектива спортивной школы.

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Активная целенаправленная воспитательная работа всего педагогического коллектива неизбежно приносит положительные плоды.

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных организациях.

Развитие творческой личности ученика в рамках...

Развитие воспитательной системы и дополнительного образования.

В школе функционируют научные общества учащихся: МИТ: мыслить, искать, творить и научное общество учащихся начальных классов «Малая академия».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

воспитательная работа, развитие способностей, индивидуальная работа, уважительное отношение, развитая личность, Принцип, признание ребенка, педагогический коллектив, педагог, класс, воспитательный процесс...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Роль воспитательной системы классного руководителя...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Особенности воспитательной системы Антона Семеновича...

ребенок, воспитательная программа, воспитательная работа, дедуктивное предсказание, коллектив, педагогическая логика, педагогическая наука, уединенное средство, этический фетишизм.

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех.

Авторитет учителя — это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу.

Особенности организации воспитательного процесса...

Схема процесса планирования работы коллектива спортивной школы.

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Активная целенаправленная воспитательная работа всего педагогического коллектива неизбежно приносит положительные плоды.

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных организациях.

Развитие творческой личности ученика в рамках...

Развитие воспитательной системы и дополнительного образования.

В школе функционируют научные общества учащихся: МИТ: мыслить, искать, творить и научное общество учащихся начальных классов «Малая академия».

Задать вопрос