Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Егорова Н. М. Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 101-103. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6798/ (дата обращения: 16.08.2018).

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей в раннем дошкольном возрасте. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

Прежде всего, следует обратить внимание на способность детей понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К. И. Чуковский, «словами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира». Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Все эти образы — слова можно почерпнуть из детского фольклора. Детский фольклор оказывает неоценимую помощь в формировании словаря.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них — влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Анализируя знания детей о фольклоре мы выявили следующие результаты: Дети мало знают потешек, поговорок. Не называют писателей, названия сказок, героев.

Поэтому, с целью формирования активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора, мы разработали перспективный план на год, в который включили дидактические и словесные игры, направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста:

-        игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

-        игры, развивающие силу голоса и темп речи.

-        игры на формирование правильного звукопроизношения.

-        игры на развитие речевого дыхания.

-        пальчиковые игры, способствующие речевому развитию.

-        игры на развитие артикуляционного аппарата.

Игры и упражнения отрабатываются на фольклорном материале. Один и тот же фольклорный материал старались отработать на всех играх и упражнениях, доводили до автоматизма тот или иной приём, затем усложняли речевой материал, приёмы выполнения упражнений. Все эти игры способствуют более активному и качественному формированию речевой активности детей, накоплению активного словаря.

Пример:

1.      Заучивание потешки.

2.      Подражание героям потешки.

3.      Выразительное проговаривание потешки.

4.      Драматизация по потешке.

5.      Рисование, лепка и аппликация героев из потешки.

Работа по развитию речи детей, с использованием фольклора велась совместно с узкими специалистами ДОУ:

— с музыкальным руководителем при подготовке игр — драматизаций, спектаклей по сказкам; с инструктором по физическому воспитанию, при организации подвижных игр, использовании на занятиях потешек, считалок. На занятиях узких специалистов используются отработанные с детьми игровые приёмы, знакомый фольклорный материал. Дети с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, так как, показывают результат, те знания и умения, которые они уже усвоили.

Музыкальное сопровождение и праздничная обстановка, создаёт эмоционально-комфортный настрой детей, что помогает детям раскрыть все потенциальные возможности и способности.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям, присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений — пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Только подражая взрослому, которого дети любят, которому доверяют, ребенок может развиваться активно и полноценно.

С целью взаимодействия родителей и педагогов в вопросе развития речи детей провели анкетирование родителей (законных представителей).

Анализ анкет показал:

-        65 % родителей не читают детям сказки, не учат потешки и стихи.

Сделала вывод о том, что большинство родителей молодого возраста недостаточно уделяют внимание речевому развитию детей, не осознают значение фольклора для речевого развития.

С целью привлечения внимания родителей к проблеме речевого развития воспитанников, а так же к вопросу важности фольклора в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, мы познакомили родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков с использованием фольклорных игр, организовали и провели практическое занятие: «Как проводить дыхательную и пальчиковую гимнастику в домашних условиях, используя пестовый фольклор», мастер — класса «Как рассказывать детям сказку», «Умные потешки», организовала совместные развлечения детей с родителями: «Дружная семейка», «Матрена-затейница», «Веселая ярмарка».

Проведённая выставка детских книг по фольклору — потешек, пестушек, сказок, песенок, способствовала формированию интереса родителей к использованию детскому форльклора для развития речи своих детей дома.

Организация практических занятий с родителями выявил интерес к теоретическим аспектам развития речи детей. С целью повышения теоретических знаний родителей подобрала и оформила на электронных носителях материалы из педагогических изданий, периодической печати, организовала библиотеку выходного дня, где размещала интересующую родителей литературу по развитию связной речи детей посредством фольклора.

Проводимые совместные занятия родителей с детьми, позволили вовлечь родителей (законных представителей) в образовательный процесс, привлечь их внимания к проблемам развития речи, возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик. Родители стали принимать активное участие в играх и делах ребенка: вместе строили башенки из кубиков, возили машинки, качали и кормили кукол, вслух громко читали детские стихи, потешки, песенки, танцевали в паре со своим ребенком, лепили, рисовали, клеили и все это делали всерьез!

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

 

Литература:

 

1.      Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.

2.      Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992.

3.      Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987.

4.      Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс, 1993.

5.      Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.

6.      Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.

7.      Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа-Пресс, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие речи детей, старший дошкольный возраст, речевое развитие, детский фольклор, активный словарь, фольклорный материал, использование фольклора, внимание.

Похожие статьи

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников.

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников.

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи.

Роль игрового детского фольклора в развитии речи...

Особенности развития речи. Дошкольный возраст.

Играем с детьми пяти-семи лет. Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа.

Использование малых форм фольклора в младшем...

Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, благотворно действует как на физическое, так и на

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Фольклор как средство речевого развития детей дошкольного...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.

Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Использование народного фольклора в речевом развитии...

игра, ребенок, слово, родной язык, речевое общение, развитие речи, народная поэзия, детский фольклор, действие, артикуляционный аппарат.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Развитие речи детей раннего возраста посредством... Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников.

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников.

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи.

Роль игрового детского фольклора в развитии речи...

Особенности развития речи. Дошкольный возраст.

Играем с детьми пяти-семи лет. Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа.

Использование малых форм фольклора в младшем...

Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, благотворно действует как на физическое, так и на

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Фольклор как средство речевого развития детей дошкольного...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.

Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Использование народного фольклора в речевом развитии...

игра, ребенок, слово, родной язык, речевое общение, развитие речи, народная поэзия, детский фольклор, действие, артикуляционный аппарат.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Развитие речи детей раннего возраста посредством... Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство...

Задать вопрос