Влияние синтеза искусств на формирование художественного образа в рисунках старших дошкольников. Подготовительно-ознакомительный этап | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. А. Влияние синтеза искусств на формирование художественного образа в рисунках старших дошкольников. Подготовительно-ознакомительный этап / И. А. Карпова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6752/ (дата обращения: 23.04.2024).

Ключевые слова: синтез искусств, художественный образ, ознакомительно-художественная беседа, искусствоведческий рассказ.

 

В нашем неспокойном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Лыкова И. А. отмечает: «Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом» [1, с.3]. Современный взгляд на художественно-эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами синтеза искусств.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественно-эстетического воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Полнота и точность восприятия художественных образов зависят от овладения детьми выразительными средствами и художественно-эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л. С., Мухина В. С.).

Ученые отмечают, что синтез искусств, в процессе образовательной деятельности, является фактором успешного формирования художественного образа у старших дошкольников при соблюдении следующих условий: формирования у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы разных видов искусств; интеграции различных видов художественной деятельности; поэтапного усложнения системы ознакомления старших дошкольников с различными видами и жанрами искусства.

Исследования психологов доказывают, что художественное творчество и глубокое восприятие художественного образа у детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса. Запорожец А. В. в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей, а обучение является его предпосылкой. И «первыми кирпичиками» в специально организованном педагогическом процессе по формированию у детей художественного образа через синтез искусств являются: создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и ДОУ; обогащение детей новыми знаниями в разных видах и жанрах искусства.

Для лучшего формирования художественного образа у детей и для стимуляции их продуктивной деятельности, развивающая предметно — пространственная среда должна быть «…насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и доступной детям» [5, с.23]. В соответствии с этим мы внесли в группу: различные игры (дидактические, имитационные, импровизационные, моделирующие) направленные на формирование у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы разных видов искусств; репродукции картин известных русских и зарубежных художников (разных жанров); литературные произведения на различную тематику и разных жанров (стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки); создали фонотеку из классических музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов (инструментальных и вокальных).

Так же в ДОУ оформили различные выставки детской продуктивной деятельности (рисунков) и организовали театрально — музыкальный кружок «Волшебная страна», где дети инсценировали коротенькие сказки, выполняли различные творческие задания, пластические этюды, и др.

Произведения различных видов искусства для работы с детьми мы отбирали образные, с ярко выраженным эмоциональным настроем, выразительные и доступные в понимании их дошкольниками.

В системе работы мы учитывали принципиальное положение о том, что восприятие произведений различных видов искусства и обогащение эмоционального опыта детей должно проходить в разнообразных формах, а именно: в НОД (НОД носила обучающий и репродуктивный характер); в различных играх, беседах, наблюдениях, развлечениях; в самостоятельной деятельности детей.

На этапе обогащения детей новыми знаниями в разных видах искусства перед нами стояли следующие задачи:

1.         Вызвать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к художественному содержанию произведений различных видов искусств.

2.         Развивать умение понимать художественный образ различных произведений искусств (что изобразил автор (композитор, художник, поэт) в своём произведении, о чем он хотел рассказать, что хотел выразить).

3.         Развивать у детей умение воспринимать и оценивать средства художественной выразительности, используемые художниками, композиторами, писателями, артистами, для передачи художественного образа (с помощью чего и как был выражен замысел, раскрыто содержание произведения). Обогащать словарь детей.

4.         Развивать выразительность при изображении художественного образа, используя такие средства выразительности, общие для разных видов искусств как: композиция, ритм, темп, тон, мелодика, цвет.

Для реализации поставленных задач мы разработали и провели цикл искусствоведческих (обучающих) бесед по разным видам искусств на осеннюю тему, где использовали следующие методические приёмы: искусствоведческий рассказ педагога (образец личностного отношения педагога к произведению искусства); постановка конкретных и подробных вопросов; приём «вхождения» в музыкальное, живописное и поэтическое произведение; воссоздание событий, последующих и предшествующих данному произведению искусства. А в заключение обучающего этапа провели интегрированную НОД «Волшебный мир осени». Так же перед каждой из ознакомительно-художественных бесед мы проводили предварительную работу с детьми и родителями.

Перед первой беседой «Ознакомление с картиной художника И. С. Остроухова «Золотая осень» мы с детьми наблюдали на прогулке за красотой осенних деревьев на участке детского сада, собирали букеты из разноцветных листьев, а в выходные дни дети вместе с родителями посетили парки нашего города, где полюбовались красотой осенней природы.

Беседа 1.

«Ознакомление с картиной художника И. С. Остроухова «Золотая осень»

Цель беседы — вызвать у детей эмоциональное отношение к картине; учить детей внимательно рассматривать картину; понимать её основной замысел; выделять основные средства выразительности (цвет, форму, композицию). Развивать у детей воображение. Учить детей видеть художественный образ созданный автором картины (художником). Воспитывать у детей интерес к живописи, как к виду искусства.

В этой беседе мы давали детям знания о том как: детально рассматривать картину И. С. Остроухова «Золотая осень»; учили рассказывать, что на ней изображено; понимать, о чем она; выделять цвета — от яркого (желтого) до тёмного (коричневого и черного), форму от мелкой до крупной, композиционное построение (передний и задний план). Детей учили понимать, как художник в своем произведении передал образ осеннего утра. Давали детям образец рассказа педагога по картине.

Перед второй беседой «Ознакомление с пьесой «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского» мы с детьми разучивали осенние песни в процессе музыкальной НОД, а с родителями — провели консультацию о том, как слушать с детьми музыкальное произведение дома.

Беседа 2.

«Ознакомление с пьесой «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Цель беседы — учить детей внимательно слушать музыкальное произведение; эмоционально воспринимать его; понимать основной смысл; выделять основные средства музыкальной выразительности. Развивать у детей видение музыкально-художественного образа автора (композитора), умение анализировать музыкальное произведение. Воспитывать у детей интерес к музыке как виду искусства.

С помощью этой беседы мы учили детей рассказывать о том: что они почувствовали, слушая музыкальную пьесу; о чем она; как и с помощью чего П. И. Чайковский изобразил образ осени в «Осенней песне» (лад, темп, динамика). Дети рассказывали, какие бы иллюстрации они нарисовали к этому замечательному музыкальному произведению.

Перед третьей беседой «Ознакомление с литературным произведением — стихотворением А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» мы с детьми наблюдали за осенними явлениями на прогулке (дождливое серое небо, день стал короче, птицы улетают в тёплые края), читали прозаические и поэтические произведения на осеннюю тему, а родителям — дали задание подобрать дома, используя интернет, осенние репродукции картин таких художников, как И. Левитан, И. Шишкин, И. Остроухов и др.

Беседа 3.

«Ознакомление с литературным произведением–стихотворением А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Цель — учить детей чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка, совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи, расширять представление детей о пейзажной лирике А. С. Пушкина. Развивать у детей видение художественно-речевого (поэтического образа) автора (поэта). Воспитывать у детей интерес к поэзии как к виду искусства.

С помощью данной беседы мы учили детей интонационной выразительности. Дети рассказывали, что они почувствовали, слушая стихотворение А. С. Пушкина, определяли как передал поэт в своем произведении образ поздней осени, рассказывали, какие бы иллюстрации они нарисовали к этому стихотворению.

Перед четвёртой беседой «Беседа о театре» мы с детьми — организовали сюжетно-ролевую игру «Поход в театр», внесли и познакомили детей с дидактической игрой «Как вести себя в театре» (о правилах поведения в театре), а родителям — предложили дома с детьми вспомнить, какие театры они посещали, что там видели, предложили афиши наших нижегородских театров с тем, чтобы они могли выбрать спектакль для посещения его с детьми.

Беседа 4.

«Беседа о театре»

Цель — дать детям представление о разных видах театрального искусства (опера, балет, драматизация), вызвать интерес к театрализованной деятельности. Развивать умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образа героя в играх — этюдах, используя для этого мимику, жест, движения. Воспитывать интерес к театрализации как к виду искусства.

Эту беседу мы построили на основе выполнения детьми различных творческих заданий и игр. Во время проведения данной беседы мы познакомили детей с различными видами театра (опера, балет, драматизация). Дети знакомились со сценической речью при выполнении творческого задания «Скажи свое имя по — разному» (весело — сердито, тихо — громко, ласково), в инсценировке песни А. Филиппенко «Урожайная» дети выразительно выполняли движения по тексту песни. На занятии дети также упражнялись в сценическом движении: при выполнении упражнения «Осенние листья»; образно — пластических этюдов «Летел листочек» и «Ветер-ветерок»; ритмо — пластического этюда — «Дождик — дождь — ливень»; игры — имитации «Догадайся, о ком я говорю?». В продуктивной деятельности дети рисовали как художники по костюмам маски полюбившихся им овощей.

В завершение обучающего этапа мы провели интегрированную НОД «Волшебный мир осени». Предварительно мы с детьми беседовали об осенних явлениях в природе и погоде, наблюдая их на прогулках; разучивали во время проведения музыкальной НОД осенние песни и прослушивали музыкальные пьесы (А. Вивальди «Осень», С. Прокофьев «Фея Осени»).

Заключительная интегрированная НОД

«Волшебный мир осени»

Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом живописи, музыки и поэзии. Развитие творческого воображения, способности отражения художественного образа осени в рисунке на основе синтеза искусств.

Во время проведения интегрированной НОД подготовительно — ознакомительного этапа детям было предложено вспомнить произведения, воспевающие природу осенью:

«Осеннюю песнь» П. И. Чайковского, стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», полотна И. И. Левитана «Золотая осень» и Поленова «Холодная осень». Детям было предложено рассказать, что они чувствуют, когда слушают эти произведения, об их характере, какие осенние образы у них возникают. Детям задавали вопросы: «Какими выразительными средствами авторы различных произведений показали образ осени: какими красками? звуками? словами? движениями?» Для углубления восприятия образа осени дети слушали и анализировали романс С. Есенина «Отговорила роща золотая», инсценировали стихотворение «Хозяйка однажды с базара пришла», пели и танцевали с осенними листьями, а затем отражали создавшийся у них образ осени в продуктивной деятельности (Рис. 1, Рис.2).

Рис. 1. «Уж небо осенью дышало». Саша,6 лет

Рис. 2. «Осенняя песнь». Настя, 6 лет

 

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что первоначальный этап ознакомления дошкольников с различными видами искусства очень важен. Дети начинают понимать, что в разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности: интонация; ритм; художественный образ; настроение; контраст, оттенки. Дошкольники узнают, что идёт взаимопроникновение средств художественной выразительности различных видов искусств: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, музыкальная картина, изобразительность стиха и т. д. У детей формируется навык «чтения» (Чумичева Р. М.) произведения искусства (живописного, музыкального, литературного), ребёнок дифференцирует в своем сознании такие понятия, как «тема» (о чем рассказывает произведение), «содержание» (что изобразил художник, композитор, поэт), «выразительные средства» (как выражено). Ребёнок учится понимать эстетическую ценность произведений искусства, у него формируется образная связная речь. И самое главное синтез искусств усиливает интерес к музыке, живописи, поэзии, обостряет эстетические чувства детей, повышает их эмоциональную восприимчивость, что благотворно влияет на создание художественного образа в рисунке.

 

Литература:

 

1.         Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2007. — 144с.

2.         Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 208с.

3.         Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 240с.

4.         Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 6–7 лет. Конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 144с

5.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественный образ, беседа, вид искусств, вид искусства, Пушкин, небо осенью, продуктивная деятельность, синтез искусств, Чайковский.

Ключевые слова

синтез искусств, художественный образ, ознакомительно-художественная беседа, искусствоведческий рассказ., искусствоведческий рассказ

Похожие статьи

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Цель — объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей...

Интеграция видов детского художественного творчества через...

занятие, художественная деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, синтез искусств, детское художественное творчество, художественное творчество, различный вид искусства...

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

Например, образ осени в изобразительном искусстве раскрывается в различных жанрах живописи.

В музыке раскрывается через звуки природы, песни, музыкальные произведения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»).

Интеграция различных видов искусства посредством...

занятие, художественная деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, синтез искусств, детское художественное творчество, художественное творчество, различный вид искусства...

Синтез искусств — одно из ведущих направлений в эстетическом...

Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребёнка — дошкольника, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит синкретический характер.

Синтез искусств как средство художественно-творческого...

синтез искусств, дошкольный возраст, вид искусства, проблема синтеза искусств, искусство, художественная культура, художественно-творческое развитие детей, Козырево.

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Художественно-эстетическое развитие.

Содержание организованной деятельности детей. Организационный момент. Дети под музыку (П. И. Чайковского «Осень.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад, педагогический...

Похожие статьи

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Цель — объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей...

Интеграция видов детского художественного творчества через...

занятие, художественная деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, синтез искусств, детское художественное творчество, художественное творчество, различный вид искусства...

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

Например, образ осени в изобразительном искусстве раскрывается в различных жанрах живописи.

В музыке раскрывается через звуки природы, песни, музыкальные произведения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»).

Интеграция различных видов искусства посредством...

занятие, художественная деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, синтез искусств, детское художественное творчество, художественное творчество, различный вид искусства...

Синтез искусств — одно из ведущих направлений в эстетическом...

Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребёнка — дошкольника, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит синкретический характер.

Синтез искусств как средство художественно-творческого...

синтез искусств, дошкольный возраст, вид искусства, проблема синтеза искусств, искусство, художественная культура, художественно-творческое развитие детей, Козырево.

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Художественно-эстетическое развитие.

Содержание организованной деятельности детей. Организационный момент. Дети под музыку (П. И. Чайковского «Осень.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад, педагогический...