Ведущая роль информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Токарева Е. А., Токарев А. А. Ведущая роль информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. 106 — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6749/ (дата обращения: 20.09.2018).

В современной педагогике одним из актуальных направлений является создание условий для формирования у детей способности к овладению речевыми навыками.

Речь играет важнейшую роль в развитии психики ребенка, познавательной деятельности, понятийного мышления. Сформированные речевые навыки составляют необходимое условие осуществления межличностных контактов, что способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире.

Исследователи отмечают, что число детей с различными нарушениями речевого развития растет и, поскольку речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, актуальным является вопрос профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.

В силу психофизиологической и социальной своей природы речь всегда формируется под воспитательным воздействием со стороны окружающих как при нормальных, так и нарушенных условиях своего развития.

Воспитание правильной речи при любых её нарушениях связано с воздействием и на мышление, и на сферу эмоционально-волевую и на психическое развитие личности ребёнка в целом. Поэтому логопедическая и психологическая работа представляет собою сложный педагогический процесс. Участниками психолого-педагогического процесса по формированию коммуникативной активности детей являются не только педагог-психолог и учитель-логопед, но, самое главное, родители.

Не секрет, что современные родители снимают с себя ответственность за психическое развитие детей. Но не всем известно, что речь — это один из видов психических процессов. Нормальное речевое развитие ребенка строится на базе когнитивных функций. К сожалению, педагоги не могут в полной мере сформировать коммуникативные навыки у ребенка без участия родителей. На наш взгляд, успех речевого развития ребенка, примерно, на 20 процентов зависит от работы педагогов и на 80 процентов от родителей.

Как привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами? Вопрос на сегодняшний день актуальный.

Наш век — век современных технологий и мы думаем, что педагогам просто необходимо их применять в работе с родителями. Мы предлагаем записывать занятия логопеда с детьми на этапе автоматизации поставленного звука, отправлять запись занятия родителям на электронную почту. Родитель, вечером, просмотрев запись, услышав домашние задание, сможет без труда повторить пройденный материал с ребенком. При этом исключена возможность неправильного выполнения задания, так как родитель увидит работу логопеда и сможет в точности автоматизировать поставленный звук. При этом исключены лишние затраты на посещение логопедов «со стороны», так как родитель становится более компетентным в вопросе речевого развития своего ребенка. Какова роль педагога-психолога в этой работе? Педагог-психолог помогает родителям осознать необходимость самим участвовать в речевом развитии своего ребенка, то есть взять ответственность за формирование у ребенка коммуникативных навыков. Для этого педагог-психолог проводит индивидуальные консультации как при личном общении, так при общении с помощью специальных программ типа Skype, чтобы родители или законные представители ребенка могли вовремя получить ответ на волнующий вопрос. Важно проводить анкетирование родителей в начале, в середине и в конце учебного года, чтобы выяснить их отношение к данной форме взаимодействия, и корректировать программу в процессе работы с учетом пожеланий родителей. Педагог-психолог проводит диагностику речевого развития детей с целью выявить динамику в данном образовательном процессе. Стоит отметить, что такая форма общения между педагогами и родителями должна быть закреплена в специальном пункте договора образовательной организации. В договоре необходимо прописать условия оказания услуг. Из-за дополнительной профессиональной нагрузки, зарплата педагога повышается за счет средств образовательной организации. Мы предполагаем, что технической стороной данного проекта (запись и редактирование занятий, отправка и организация встреч с помощью ИКТ) будет заниматься педагог-лаборант или инженер или системный администратор. Педагог-психолог и учитель-логопед могут проводить «живые» встречи с родителями или законными представителями детей, включенных в данный проект, не реже 2–3 раз в месяц в форме беседы, мастер-класса, тренинга, творческой мастерской.

Мы понимаем, что внедрение данного проекта может встретить на своем пути определенные трудности. Среди них: а) отсутствие или неумение родителей или законных представителей детей пользоваться ИКТ, б) упорное нежелание родителей или законных представителей ребенка взаимодействовать со специалистами в такой форме, в) нежелание администрации образовательного учреждения пойти навстречу реализации данного инновационного проекта. В этом случае вся ответственность за неготовность ребенка-дошкольника к обучению в школе ложится на родителей. Этот пункт также необходимо внести в договор.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, речевое развитие, образовательная организация, законный представитель детей, законный представитель ребенка, речевое развитие детей, поставленный звук, ребенок.

Похожие статьи

Современные формы взаимодействия с родителями как средство...

Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать единое образовательное пространство развития ребенка возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

ребенок, речевое развитие, речевое развитие детей, мелкая моторика, развитие речи, связная речь, развитие, работа, речевое развитие дошкольников, родитель.

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. [11]. Методика определения уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста. [12].

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGO, дошкольное образование, ребенок, особая возможность здоровья, образовательная среда, речевое развитие, образовательная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, конструктор...

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Важную роль в развитии ребенка играет сенсорное развитие ребенка — это его восприятие и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Детское телевидение как инновационная форма работы...

‒ поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; ‒ обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность...

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные формы взаимодействия с родителями как средство...

Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать единое образовательное пространство развития ребенка возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

ребенок, речевое развитие, речевое развитие детей, мелкая моторика, развитие речи, связная речь, развитие, работа, речевое развитие дошкольников, родитель.

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. [11]. Методика определения уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста. [12].

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGO, дошкольное образование, ребенок, особая возможность здоровья, образовательная среда, речевое развитие, образовательная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, конструктор...

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Важную роль в развитии ребенка играет сенсорное развитие ребенка — это его восприятие и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Детское телевидение как инновационная форма работы...

‒ поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; ‒ обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность...

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Задать вопрос