Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе
Автор: Налапкина Наталия Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 27.11.2014
Статья просмотрена: 521 раз
Библиографическое описание:
Налапкина, Н. В. Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе / Н. В. Налапкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6742/ (дата обращения: 16.12.2024).
Модель позиционного чтения позволяет организовать эффективный процесс освоения материала урока, формирования УУД. Учащимся необходимо проанализировать текст с определенной позиции, сформулировать текст выступления, быть готовыми защитить позицию своей группы, отвечать на дополнительные вопросы.
Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Перспектива»
Тип урока: урок усвоения нового материала
Тема: В поисках подземных кладовых
Цель: создание условий для формирования представлений о полезных ископаемых на примере нефти и природного газа.
Задачи:
1. Формировать знания о полезных ископаемых;
2. Формировать умение извлекать информацию из текста с точки зрения определенной позиции;
3. Совершенствовать умение работать с таблицей;
4. Воспитывать ценностное отношение к природным богатствам своей страны;
5. Воспитывать интерес к профессии геолога;
6. Развивать логические операции;
7. Формировать умение оценивать свою деятельность в учебном процессе;
8. Развивать критическое мышление.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Материально-техническое обеспечение:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Часть 1. — М.: Просвещение, 2014.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. — М.: Просвещение, 2014.
3. Презентация к уроку «Полезные ископаемые».
Интерактивная доска, проектор, компьютер
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- Знать условные обозначения полезных ископаемых на карте России;
- Указывать месторождения основных полезных ископаемых на карте России;
- Познакомиться с профессией геолога;
- Познакомиться с полезными ископаемыми: нефтью и природным газом;
- Познакомиться со способами добычи полезных ископаемых на примере нефти и природного газа.
Метапредметные результаты:
- Формулировать тему урока, выбирать задачи урока из предложенных;
- Извлекать информацию из текста;
- Осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
- Сравнивать полезные ископаемые, используя информацию учебника;
- Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
- Формулировать вопросы к тексту;
- Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
- Оценивать свою деятельность на уроке, деятельность сверстников, результативность учебной деятельности;
- Учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
Личностные результаты:
- Понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны и значимость работы геологов;
- Понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.
Ход урока:
1. Организационный этап. Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке.
— Здравствуйте, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Предлагаю вам начать с нашего девиза — настроя на урок.
— «За работу взялся класс — все получится у нас!»
— Уверена, что вы, как всегда, будете работать слаженно, активно, у вас все получится!
2. Целеполагание. Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала. Сформулировать тему урока, цель деятельности, выбирать средства для ее достижения.
— Ребята, вспомните, пожалуйста, название железнодорожной станции в нашем городе.
— «Геологическая».
— Предположите, почему она так называется?
— Заглянем в историю появления нашего города. Кто скажет, как и почему среди непроходимых болот и леса вырос такой город?
— Город возник как поселок лесозаготовителей, но в то же время были найдены залежи природного газа, стране был нужен газ — город стал расти.
— «Геологическая» — название какой профессии «спряталось» в названии станции?
— Геолог.
— Верно, геологи наряду с лесозаготовителями были первопроходцами земли Югорской. Что это за профессия? Чем занимаются геологи?
— Геолог — это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.
— Геолог — важная, трудная профессия. Геолог должен много знать, быть выносливым, помнить о бережном отношении к природе.
— Как вы думаете, почему именно об этой профессии мы с вами говорим? Предположите тему сегодняшнего урока.
— Тема урока — полезные ископаемые.
— Да, мы будем говорить о полезных ископаемых, назовите ассоциации, которые возникают у вас в связи с этими терминами.
Подбирают ассоциации, слова-синонимы.
Ископаемые — под землей, древние. Полезные — нужные, богатства.
— Полезные ископаемые это богатство природы, которые человечество использует для удовлетворения своих потребностей.
— Какие полезные ископаемые вы знаете?
— Исходя из темы урока, определите цель своей деятельности.
— Познакомиться с полезными ископаемыми.
— Какие задачи поставите перед собой? Выберите из списка.
Выбирают задачи на предстоящий урок:
- узнать, что такое полезные ископаемые;
- выяснить, какие полезные ископаемые добывают в некоторых регионах страны;
- познакомиться с полезными ископаемыми, которые добываются в нашем округе;
- научиться высказываться о бережном отношении к природе.
- научиться отмечать на карте места добычи полезных ископаемых.
— Работа предстоит трудная и интересная, согласны?
К списку задач будем возвращаться, чтобы отмечать справились ли мы с ними и что делать дальше.
3. Усвоение новых знаний. Цель: организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации учебного материала.
— На протяжении ряда уроков мы с вами говорили о богатствах нашей страны. Россия богата культурой, историей, народами, традициями и т. д. Но также наша страна щедро наделена подземными богатствами. По запасам полезных ископаемых наша страна занимает первое место в мире!
— Сейчас вам предстоит, работая в паре, заполнить таблицу «Крупнейшие месторождения». Страницы 58–59 учебника — впишите в таблицу названия полезных ископаемых, нарисуйте условное обозначение, если оно есть.
Название региона |
Полезное ископаемое |
Условное обозначение |
Европейская часть России |
Железная руда |
|
Урал |
Малахит, изумруды |
|
Западная Сибирь |
Нефть, природный газ |
|
Якутия |
Алмазы, золото |
|
Работают в парах, заполняют второй и третий столбик, пользуясь материалом учебника. Сверяют с правильным вариантом. Оценивают себя в оценочном листе.
— Скажите, пожалуйста, с какой задачей урока вы справились, работая над таблицей?
— Выяснили, какие полезные ископаемые добывают в некоторых регионах страны;
— Кто знает, какой регион из представленных в таблице имеет отношение непосредственно к нам с вами?
— Это регион — Западная Сибирь, т. к. мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, который расположен в самом центре Западной Сибири.
—Какие полезные ископаемые добываются в нашем регионе? Что нашли геологи в наших краях?
— Нефть и газ.
— Предлагаю вам поближе познакомиться именно с этими полезными ископаемыми, узнать о них как можно больше. Согласны?
— Продолжим нашу работу. Знакомство с нефтью и газом вы осуществите, изучив текст учебника на странице 60–61. Вам предстоит совместная работа, поэтому вспомним правила успешной работы в группе.
Называют основные правила работы в группе.
— Наш урок пройдет в модели позиционного чтения. Вам предстоит анализировать текст с определенной позиции.
— Итак, работа будет идти в четырех группах:
Группа «Теоретик» — работа с терминами и понятиями, встретившимися в тексте;
Группа «Практик» — подготовить рассказ о практическом использовании и транспортировке полезных ископаемых — нефти и газа;
Группа «Вопрос» — формулировка вопросов к тексту для одноклассников;
Группа «Эксперт» — сформулировать положительное и отрицательное в использовании человеком полезных ископаемых — нефти и газа.
Работают в группах.
— Итак, ваша работа окончена, сейчас группы будут озвучивать свою позицию.
Защищают свои позиции.
— Спасибо за работу, сформулируйте вывод о полезных ископаемых — нефти и газе.
— Скажите, с какой задачей вы справились на данном этапе урока?
— Познакомились с полезными ископаемыми, которые добываются в нашем регионе и научились высказываться о бережном отношении к природе.
— Оцените свою работу в оценочном листе. Спасибо.
— Нефть и газ — действительно очень полезные ископаемые для человека, но каждый должен помнить о бережном отношении к природным богатствам своей страны.
4. Закрепление новых знаний. Цель: закрепление знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.
— Продолжим работу, полученные знания нужно закрепить, научиться применять их. Сейчас на контурной карте России отметьте месторождения полезных ископаемых — нефти и газа. Работаем самостоятельно, один отмечает месторождения нефти, другой — газа.
— Проверьте работу друг у друга.
— Оцените свою работу с контурной картой. Работают с контурными картами.
Осуществляют взаимопроверку. Оценивают себя в оценочном листе.
5. Информирование о домашнем задании. Цель: сообщение о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения, мотивация качественного выполнения.
— Закрепление материала урока продолжите дома: вам предстоит заполнить таблицу «Сравнение нефти и природного газа» в рабочей тетради. Это расширит ваши знания о полезных ископаемых. Для качественного выполнения этого задания необходимо еще раз внимательно перечитать текст учебника, вспомнить все, о чем говорили на уроке. Задание по выбору: подготовить сообщение о профессии геолога или о том, как добываются полезные ископаемые в нашем регионе.
6. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
— Итак, наш урок подошел к концу. Вы хорошо потрудились, приобрели новые нужные знания. Посчитайте количество баллов в оценочном листе — как вы работали сегодня, все ли удалось — со всеми поставленными задачами урока справились или нет?
— Я прошу оценить урок в целом: каким он был для вас: «интересный», «полезный», «трудный», «скучный». Спасибо вам за урок, ребята! Подводят итоги в оценочном листе.
«Голосуют» за урок: приклеивают листочек к той надписи, которая соответствует их оценке урока.
Приложение Оценочный лист.
Критерии. |
+ |
- |
Умею работать в паре — заполнять таблицу. |
|
|
Знаю основные месторождения полезных ископаемых. |
|
|
Получил сведения о нефти и природном газе. |
|
|
Умею работать в группе. |
|
|
Умею отмечать на карте условными знаками месторождения полезных ископаемых. |
|
|
Всего баллов: |
|
|
5 баллов — У меня всё получилось, я уверен.
3–4 балла — У меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил.
1–2 балла — У меня не всё получается, мне нужна помощь.