Из опыта организации исследовательской деятельности по биологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 01.12.2014

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Францева, Т. В. Из опыта организации исследовательской деятельности по биологии / Т. В. Францева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6737/ (дата обращения: 20.04.2024).

Современный мир очень сложен, стремителен и динамичен. Требования этого мира к выпускнику школы высоки: от него требуется обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Одним из методов решения этой задачи является участие школьников в исследовательской деятельности. Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Также в ходе исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

-        раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала;

-        профессиональная ориентация учащихся;

-        проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация исследовательских проектов;

-        пропаганда достижений науки, техники, культуры.

Научно-педагогический анализ результатов образования показывает, что среднестатистические городские дети не знают практически ничего о природе своей местности и своей страны. К сожалению, стратегия современной школы такова, что самые живые и интересные предметы, такие как биология и география, находятся в самом конце списка школьных предметов. Эколого-биологическое направление в системе школьного образования не может привлечь большое количество детей из-за того, что не дает им надежды на будущее материальное благополучие в виде высоко оплачиваемой профессии, да и курс этих предметов очень оторван от действительности. Школьники не могут сопоставить те знания, которые они получают в школе, в классе, с тем окружающим миром, который они видят из окна машины. Чем остается привлечь? Только интересом!

Исследовательские проекты по биологии нацеливают ребят на глубокое изучение проблемы и защиту собственных путей ее решения. Выбор тематики проекта может быть различным: в одних случаях она определяется с учетом учебной ситуации, в других — может быть предложена самими обучающимися.

Например, Максимова И. обратила внимание на раздел биологии — видеоэкологию — науки, изучающей влияние окружающей среды на человека. Проработав теорию по вопросам визуальной среды проживания, она изучила концепцию застройки г. Нижнеудинска, оценила и проанализировала качество визуальной среды города. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что визуальная среда города гомогенна (однородна), в ней практически отсутствуют декоративные элементы и многообразие архитектурных форм, городская среда не соответствует физиологическим нормам зрения. Накопление нервного напряжения зрительного анализатора может привести к возникновению раздражения и даже агрессивного настроения, которое в дальнейшем трансформируется в неадекватное поведение, агрессивность, депрессию. Метод эстетической оценки видимой среды города позволяет выявить не только зоны визуального загрязнения, но и разработать мероприятия по снижению агрессивности среды. В основе этих мер — введение видимых элементов, которые могут выступать в роли акцента, концентрирующего внимание наблюдателя (архитектурные детали, рекламные носители). Кардинально изменить что-либо в городе чаще всего не в нашей власти и силах, но самое простое и эффективное средство улучшение визуальной среды — растения, особенно цветущие. Они оживляют голые стены, прикрывают агрессивные поля, насыщают цветовую гамму, тем самым оказывают положительное влияние на состояние человека. Совершенно очевидно, что невозможно пробудить потребность красоты в народе, окружив его повсеместно агрессивной визуальной средой. Люди должны находиться в комфортной визуальной среде постоянно. В решении этой проблемы видеоэкология и является научной основой, позволяет формировать видимую среду города осознанно. По результатам работы была опубликована статья с методами оптимизации городской видеосреды.

Ефремова А., увлекаясь узамбарскими фиалками, выяснила, что хорошо изучен основной способ размножения фиалок — вегетативный, листовыми черенками. Также достоверно известно, что прививки в комнатном цветоводстве хоть и применяются редко, но позволяют придать растению новый облик. Так родилась гипотеза о возможности фенотипического изменения сенполий с помощью прививки: разные сорта относятся к одному роду, значит, высока вероятность срастания черенков и цитоплазматического обмена клеток. Но информация о возможности прививок у сенполий, методика их проведения практически не приводится ни в одном издании. Это и послужило основанием для исследования, объектами которого стали фиалки домашней коллекции. Опытным путем был найден способ, позволяющий легко провести прививку сенполий и не требующий особой профессиональной подготовки — аблактировка — срастание листовых черенков. Необходимо отметить, что наблюдение за результатами прививки требует терпения, так как все процессы длительны по времени: срастание листовых побегов — более 5-ти недель, формирование молодой розетки после посадки — более 8-ми месяцев, первое цветение после прививки — 15 месяцев. Исследовательская работа «Тайна нежной фиалки» — результат двулетней работы ученицы.

Биологическое исследование — творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом, это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма можно считать следующую последовательность действий: наблюдение объекта; фиксация параметров объекта с помощью адекватных методик; теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации. Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.

Так, Афанасьева А. постаралась найти путь к долголетию, т. е. определить факторы, препятствующие старению и способствующие увеличению продолжительности жизни через изучение демографической характеристики г. Нижнеудинска и социальных аспектов состояния долгожителей города. Уничтожив всех «пожирателей» жизни, большинство из которых мы сами себе навязываем своим образом жизни или обращением с окружающей средой, мы смогли бы продлить жизнь каждого человека в среднем на 22,5 года. Этого в значительной мере можно достигнуть без изобретения каких бы то ни было новых лекарств, процедур или технических новшеств в медицине. Большая часть этих воздействий целиком находится в нашем подчинении, будучи всего лишь функцией повседневных привычек человека, что наглядно показывает эта работа. Обращение к данной теме имеет не только теоретический, но и экзистенциальный интерес: понять через исследование судьбы пожилых людей собственное место в жизни.

В природе условия наблюдения объектов и явлений полностью никогда не повторяются, поэтому минимальная новизна исследований, если они грамотно спланированы и выполнены, обеспечена. Вот уже два года ученики нашей школы участвуют в работе эколого-туристского лагеря «Ольхон» в бухте Улан-Хушин. За две недели каждый имеет возможность не только хорошо отдохнуть, но и познакомиться с уникальными представителями байкальской флоры и фауны. По итогам летней работы 2013 года оформлены два исследования: «Псамофиты бухты Улан-Хушин» и «Лишайники бухты Улан-Хушин». Рыбак И. обследовал 10 пробных участков природного ландшафта песчаных образований бухты, собрал 11 гербарных пакетов, в дальнейшем был определен видовой состав и составлены списки лишайников по морфологическим типам талломов и субстратным группам. Саранчук А. изучил анатомо-морфологические и биологические адаптивные признаки псаммофитов бухты. Его исследование основано на гипотезе, согласно которой большинство признаков носит адаптивный характер, позволяющий не только существовать в условиях подвижных песков, но и закреплять их.

Важным моментом для юного исследователя является публичное представление результатов своей работы. Без этого логичного обобщения научного труда школьника его деятельность вряд ли может считаться по-настоящему завершенной. Представление своей работы перед своими товарищами, педагогами или родителями — важный положительный мотив. Как правило, юный исследователь при этом более ответственно относится к выполнению работы, критично оценивает полученные результаты, старается добиться их большей научной убедительности. И конечно, в жизни не раз пригодятся умения четко излагать мысли и факты, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Работы были представлены на научно-практических конференциях — «Тропами Прибайкалья», «Исследователи Восточной Сибири», «Шаг в будущее», «Вода — источник жизни на Земле» г. Санкт-Петербург. В марте 2014 года участники летней экологической экспедиции Саранчук А., Рыбак И. представили доклады по результатам своих исследований на VII Всероссийской научной экологической конференции школьников и студентов в г. Санкт — Петербурге. Организаторы конференции — Объединенный научный совет «Экология и природные ресурсы» Санкт- Петербургского научного центра РАН, комиссия охраны природы Русского географического общества, детское межрегиональное общественное движение «Культурно-экологический клуб «Непоседа». Работы ребят отмечены Дипломами I степени, а тезисы докладов опубликованы в Сборнике «Вода — источник жизни на земле», изданном в 2014 г. по материалам конференции.

Приведенные примеры детских работ позволяют сформулировать основные принципы исследовательской деятельности:

-        базирование на концепции устойчивого развития, включая личное участие детей в решении местных эколого-биологических проблем, заботе об окружающей среде города, области;

-        обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

-        теоретические знания должны находить применение в практической или общественной деятельности;

-        отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Исследовательская работа приучает школьников к ответственности, точности и аккуратности, на практике показывает, как хрупок живой организм, вызывает желание бережного к нему отношения. Они учатся не только проводить исследования, но и анализировать поступающую к ним информацию, четко излагать свои мысли, представлять новые идеи. Каждый ученик имеет возможность выработать собственную систему ценностей и адекватные ответные реакции на определенные проблемы. Таким образом, они приобретают навыки самостоятельного творчества, которые, по моему убеждению, будут им полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская работа, VII, видимая среда города, визуальная среда города, источник жизни, нижнеудинск, окружающая среда, профессиональная деятельность, теоретический анализ.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность и экологическое...

окружающая среда, школьное экологическое образование, Уренгой, экологическое образование, здоровый образ жизни, учебно-исследовательская деятельность школьников, здоровое дыхание, формирование...

О чём молчит снег (исследование загрязнения снежного покрова...)

Следим за окружающей средой нашего города.

Изучение загрязнения атмосферного воздуха тяжелыми... Работы по отбору проб снега и анализу их загрязненности различными веществами обычно называют снегогеохимическими исследованиями или.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

3) анализ построения эколого-развивающей среды в современном ДОУ.

Очень хочется создать качественную внешнюю среду, наполненную экологически полноценными и эстетически выразительными объектами, ведь её значение для ДОУ и города сложно...

Экологический исследовательский проект по обществознанию...

Белое озеро, творческая группа, Томская область, окружающая среда, ландшафтный памятник города Томска, школьная библиотека, природное наследие, массовая информация, Государственный архив, популяризация знаний.

Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...

Предметом контроля написания научно-исследовательской работы студента должны быть и теоретические знания, способности к

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор... Исследовательская работа студента во всех вузах России является обязательной.

Исследовательская деятельность как основа развития...

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Проектная исследовательская деятельность как один из...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным.

Исследование экологической обстановки 6 микрорайона...

Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается серьезному испытанию.

В результате нашей работы мы можем сказать, что экологическая обстановка 6

Очень важно определить ту черту, за которой изменения в окружающей среде примут необратимый характер.

Эколого-краеведческая направленность...

Сахалинская область, техногенный характер, окружающая природная среда, родной край, учебно-исследовательская деятельность, эколого-краеведческий подход, учебно-исследовательское задание, окружающая среда...

Похожие статьи

Исследовательская деятельность и экологическое...

окружающая среда, школьное экологическое образование, Уренгой, экологическое образование, здоровый образ жизни, учебно-исследовательская деятельность школьников, здоровое дыхание, формирование...

О чём молчит снег (исследование загрязнения снежного покрова...)

Следим за окружающей средой нашего города.

Изучение загрязнения атмосферного воздуха тяжелыми... Работы по отбору проб снега и анализу их загрязненности различными веществами обычно называют снегогеохимическими исследованиями или.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

3) анализ построения эколого-развивающей среды в современном ДОУ.

Очень хочется создать качественную внешнюю среду, наполненную экологически полноценными и эстетически выразительными объектами, ведь её значение для ДОУ и города сложно...

Экологический исследовательский проект по обществознанию...

Белое озеро, творческая группа, Томская область, окружающая среда, ландшафтный памятник города Томска, школьная библиотека, природное наследие, массовая информация, Государственный архив, популяризация знаний.

Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...

Предметом контроля написания научно-исследовательской работы студента должны быть и теоретические знания, способности к

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор... Исследовательская работа студента во всех вузах России является обязательной.

Исследовательская деятельность как основа развития...

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Проектная исследовательская деятельность как один из...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным.

Исследование экологической обстановки 6 микрорайона...

Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается серьезному испытанию.

В результате нашей работы мы можем сказать, что экологическая обстановка 6

Очень важно определить ту черту, за которой изменения в окружающей среде примут необратимый характер.

Эколого-краеведческая направленность...

Сахалинская область, техногенный характер, окружающая природная среда, родной край, учебно-исследовательская деятельность, эколого-краеведческий подход, учебно-исследовательское задание, окружающая среда...