О духовно-нравственном воспитании дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шестакова М. Ю. О духовно-нравственном воспитании дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 162-163. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6653/ (дата обращения: 22.10.2018).

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Когда начинается воспитание ребёнка? Воспитание с пелёнок — самое важное дело: это фундамент его будущей жизни, и чем чище нравственное начало, положенное в основании его воспитания, тем будет легче человеку жить в обществе, взаимодействовать с людьми. Следует осознавать, что воспитание ребенка — во всей полноте именно духовное делание, и как в каждом образе этого делания, нужно правильно определить задачи и методы их разрешения. Одна из главных задач воспитания — сформировать в душе ребенка твердые критерии добра и зла.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся, базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

В новом регламентирующем работу ДОУ документе — Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) определена задача, направленная на духовно-нравственное воспитание:

«Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России определено духовно-нравственное воспитание личности гражданина России:

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. Это связано с тем, что духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности человека, оно подразумевает удовлетворение идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. В этом заключается один из самых главных результатов «пересечения» линий социально — нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития личности ребёнка.

В настоящее время возникает вопрос. Духовно-нравственное воспитание. Что это? Как определить, что здесь главное, духовное или нравственное

Духовность это качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых — чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности — эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, — по мнению Т. И. Петраковой, — представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.

Аспект духовно — нравственного развития и воспитания детей поднят неслучайно. На наш взгляд, именно он может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействия взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а так же общения детей друг с другом, в процессе реализации разных направлений развития личности ребёнка: социально — нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного. Это связано с тем, что духовно — нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности человека, оно подразумевает удовлетворение идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других.

 

Литература:

 

1.                  Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004

2.                  Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -

3.                  С-Пт., 2005

4.                  Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008

5.                  Петрова В. И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008

6.                  Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010

7.                  Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? — М

8.                  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989..

9.                  Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, внутренний мир, дошкольный возраст, социальная потребность, ценностное отношение, гармоничное развитие личности человека, идеальная потребность познания смысла жизни, воспитание.

Похожие статьи

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является фундаментальное основание формирования нравственных ценностных...

Основные принципы организации духовно-нравственного...

Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей. [1, 151–169]. Принцип, направленный на формирование гармоничной личности, основополагающей целью которого является духовное и нравственное становление и...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Нравственное воспитание как основа становления личности

воспитание потребности в здоровом образе жизни — дни здоровья, спортивные соревнования, экологические акции, походы в природу

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь становится приоритетным.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка.

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Авторы: Геленда Наталья Олеговна, Иванова Татьяна Федоровна, Кравченко Надежда Николаевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, - духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным компонентом социального заказа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является фундаментальное основание формирования нравственных ценностных...

Основные принципы организации духовно-нравственного...

Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей. [1, 151–169]. Принцип, направленный на формирование гармоничной личности, основополагающей целью которого является духовное и нравственное становление и...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Нравственное воспитание как основа становления личности

воспитание потребности в здоровом образе жизни — дни здоровья, спортивные соревнования, экологические акции, походы в природу

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь становится приоритетным.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка.

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Авторы: Геленда Наталья Олеговна, Иванова Татьяна Федоровна, Кравченко Надежда Николаевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, - духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным компонентом социального заказа.

Задать вопрос