Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Саликова М. Т., Митина С. В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 147-149. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/5850/ (дата обращения: 16.08.2018).

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре.

Статья рекомендована родителям, воспитателям.

Ключевые слова: народная культура, сказка, потешка, игрушка.

 

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Старая поговорка гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Народная культура — предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни — от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:

-        формирование положительного отношения к окружающему миру;

-        формирование положительных эмоций;

-        развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;

-        формирование эстетических представлений;

-        развитие первоначальных представлений о добре- зле, хорошо- плохо

Актуальность:

Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях

Работая над данной темой мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Как отмечали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством, художественное слово.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1.      Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

2.      Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм.

3.      Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно- прикладного искусства, музыку

Работа строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое условие приобщение детей к народной культуре

-        организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка — развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа

Основная задача — возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д. Детям с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно.

В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные. Би-ба-бо и др.), художественная литература: сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Второе условие — организация образовательного процесса: в совместной образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями

Третье условие- выбор содержания:

-        малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки.

-        Народные промыслы: народные игрушки (матрёшка), богородская игрушка

-        Народные игры (подвижные, хороводные), пальчиковые, игры- упражнения

-        Развлечения, праздники

-        Общение с природой (наблюдения, прогулки)

Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность- НОД (занятия), которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:

-        Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

-        Рассматривание народных игрушек

Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры, использование в организованной

-        Театрализованная деятельность

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

-        Игра.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.

-        Развлечения, праздники

Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Как правило, все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно- речевых занятиях использую предметно- манипулятивные действия с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В заключении хотим отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства.

 

Литература:

 

1.       Е. В. Королёва.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17

2.       Я. С. Чернова. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html

3.       О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. — СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4.       М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2003.

5.       Харитонова А. А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 4.

 

Основные термины (генерируются автоматически): народная культура, окружающий мир, игра, ребенок, приобщение детей, прикладное искусство, предмет, младший дошкольный возраст, игрушка, театрализованная деятельность.

Ключевые слова

народная культура, сказка, игрушка, потешка

Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем следующие фольклорные формы: пестушки, колыбельные, заклички, пословицы и поговорки

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Через игру с народной игрушкой детей приобщаются к народной культуре.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста... народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт, народное творчество, игровая деятельность, Россия, социальная действительность, подрастающее поколение.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и песен.

Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет». М-2008; 3. Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленьких почемучек». М-2007

Народная игрушка в социализации детей дошкольного...

Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем следующие фольклорные формы: пестушки, колыбельные, заклички, пословицы и поговорки

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Через игру с народной игрушкой детей приобщаются к народной культуре.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста... народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт, народное творчество, игровая деятельность, Россия, социальная действительность, подрастающее поколение.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и песен.

Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет». М-2008; 3. Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленьких почемучек». М-2007

Народная игрушка в социализации детей дошкольного...

Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Задать вопрос