Автор рассказывает о нетрадиционной художественной технике — кардмейкинг, о том как сделать необычные открытки и подарки к любому празднику (Новый год, День рождения, 8 марта, 23 февраля и т. п.) своими руками с использованием современной и актуальной бумажной декоративной техники. Ведь открытка, сделанная своими руками — самый теплый подарок близкому человеку.
Статья рекомендована родителям, желающим разнообразить досуг детей и воспитателям.
Ключевые слова:творчество, воображение, открытка, техника.
Внутренний мир человека — это та сторона действительности, которая лучше всего познана средствами искусства и наиболее подвластна его воздействию. Искусство способно приблизить нас к человеку, помогает разобраться во всей сложности и богатстве его внутреннего духовного мира. Художники, образно отражая предметный мир, передают свои чувства и отношение к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных средств.
Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребёнка не позволяют ему самостоятельно постигнуть эту сложную сферу человеческой культуры. Для этого ребёнку необходим взрослый, который сможет помочь ему. Знакомя детей с новыми дополнительными течениями в искусстве, нетрадиционными способами воплощения своего замысла, мы способствуем эстетическому развитию дошкольников.
Важной задачей формирования личности ребёнка является развитие творческих способностей. В цикле общих занятий по изобразительной деятельности дети приобретают определённые изобразительные умения и навыки.
Есть ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового — это творческое воображение. Оно проявляется там, где задача содержит некоторую неопределённость, не имеет единственного заданного решения. Этому максимально способствует как использование в изобразительной деятельности нетрадиционных материалов, так и оригинальные способы изображения знакомыми изобразительными средствами. А в результате — в каждом ребёнке будет развиваться способность фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно. Только тогда в каждом из них будут заложены основы творческой личности.
Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — кардмейкинга.
На самом деле, под этим загадочным словом скрывается многими любимое рукоделие — открытки своими руками. Именно так слово «кардмейкинг» переводится с английского языка.
Кардмейкинг — это одно из направлений скрапбукинга, возникшего в то время, когда людям захотелось систематизировать и как-то украсить свои фотоальбомы. Ну на самом деле — разве не приятно взять в руки красивую «книгу фотографий», пролистать, вспомнить самые приятные моменты жизни?! Каждая страница такой фотокниги являлась произведением искусства, их даже по одной можно было преподносить в подарок, настолько они были уникальны и привлекательны, дарить их было гораздо интересней чем просто открытки, купленные в магазине. И задумались рукодельницы: почему бы не попробовать точно так же украсить эти открытки?! Так и возник кардмейкинг. Изготовление каждой открытки — это уникальное, индивидуальное творчество, поэтому и материалы для своих работ, в зависимости от цели изготовления подарка, каждая мастерица выбирала сама.
Основные материалы для занятий — прежде всего это бумага, фигурные ножницы, двусторонний скотч или клей.
Бумага — для основы открытки используют белый или цветной картон. Элементы для открыток можно вырезать из различных видов цветной бумаги: гофрированной, металлизированной, рубчатой, бархатной, глянцевой, неоновой, блестящей или фольги.
Или же можно купить готовый декор (изготовленные промышленным способом вклейки, объёмные фигурки, цветы и др.)
Ножницы — для изготовления открыток используют как простые, так и фигурные (с фигурными лезвиями) ножницы: змейки, зубчики, волнистые линии, зигзаги и т. д.
Крепление элементов придаёт открытке фактурность и объёмность. Но использовать только бумажные элементов для открытки — без сомнения мало. Необходимо добавить в декор открытки и дополнительные элементы. Украсить открытку можно чем угодно: элементами из ткани, бисером, лентами и тесьмой, стразами. На них можно помещать и небольшие вышивки. Сейчас имеется огромный ассортимент фигурных (в том числе и угловых) дыроколов, с помощью которых можно вырезать различные фигурки: сердечки, ёлочки, снежинки, цветочки и т. д. Ниже лишь неполный перечень элементов: блёстки, пайетки, стразы, брадс (декоративные металлические гвоздики-клипсы различных цветов и конфигураций), пластиковые и тканевые цветы штампы с надписями (силиконовые, стеклянные, резиновые), штамповочные краски-чернила трафареты ленты, тесьма, кружево различные виды ткани бисер фигурные картонные рамочки различные ножницы, алфавиты из различных материалов искусственные цветы, в том числе и в букетах.
Казалось бы, зачем самому изготавливать открытки, когда в любом магазине сейчас великое множество полиграфически исполненных поздравлений? Проще купить и подарить... Да, конечно проще, но... Философия кардмейкинга построена на такой простой заповеди: хочешь поздравить человека действительно от души — вложи в поздравление свою душу.
Основные задачи нашей техники:
1. Развивать эмоциональную и эстетическую стороны личности дошкольника:
- формировать представление об общечеловеческих эстетических ценностях;
- расширять представление детей о творческой деятельности человека в различных видах искусства;
- развивать творческое воображение через комбинирование и использование изобразительных материалов;
- учить видеть в нетрадиционных материалах образы будущего собственного изобразительного творчества.
2. Развивать технические навыки и изобразительные способности:
- формировать у детей умения и навыки практической деятельности с разными дополнительными изобразительными материалами (ткань, кружево, нитки, бисер, пуговицы и т. п.);
- развивать навыки изобразительной деятельности через овладение нетрадиционными способами изображения (набрызг, мятая бумага, печать от растений, граттаж и т. п.).
3. Развивать творческий потенциал:
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональный и эстетический рост ребёнка в зависимости от его возрастных и индивидуальных способностей;
- поощрять самодеятельно экспериментирование с разными изобразительными материалами;
- формировать умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел.
Литература:
1. Лаптева Т. Е. Скрапбукинг: основы искусства оформления фотографий. М., Эксмо-Пресс 2011;
2. Лаптева Т. Е. Эксклюзивные фотоальбомы в технике скрапбукинг. М.,Эксмо 2012;
3. Латышева О. Альбомы и открытки своими руками. Санкт-Петербург.,Питер 2011;
4. Михеева А. В. Открытки маме. М.,Айрис-Пресс 2009;
5. Идеи вашего дома, № 6 (128),2009. Статья «Тепло ваших рук»;
6. Рукоделие, № 10 (42),2010. Статья «Немного о кардмейкинге»
7. Википедия. Скрапбукинг и кардмейкинг. http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D0 %BA %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BF %D0 %B1 %D1 %83 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B3#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
8. http://www.myjulia.ru/post/458585/
9. Официальные сайты по скрапбукингу и кардмейкингу http://vscrape.ru/scrap/articles/11-kardmeyking-cardmaking.html