Автор: Федотова Ирина Владимировна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Федотова И. В. Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 109-111.

 

В современной школе возникает потребность формирования у ученика понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.

Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянных изменений и находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях.

Настоящий этап развития общества диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущими целями становятся развитие способностей и познавательных интересов детей. Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в самоопределении и саморазвитии — задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени. [1, c.5]

Задача современного образования состоит в том, чтобы дать возможность учащимся раскрыть творческий потенциал, развивая при этом коммуникативные способности.

Проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать, как «обучение через делание» [1, c.7]. Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, учатся выступать перед аудиторией, защищая свой проект. [1, c. 9]

Проектный метод — это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирования у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. [2, c. 4] Метод создаёт предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности у учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал. Проектный метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий, в том числе с учащимися начальной школы.

Активная позиция ученика и реализация принципа «учиться, делая» является отличительной особенностью проектной работы.

Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся, т. е. ученики вместе с учителем формулируют тему работы, определяют задачи, разрабатывают план работы, контролируют этапы выполнения работы и оценивают конечный результат.

Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации.

Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько учитель уважает выбор сделанный учениками, в определении темы, организации рабочего места в выполнении самой работы. С другой стороны, учащиеся несут полную ответственность за сделанный выбор и выполнение плана работы вплоть до получения конечного результата.

Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчёта, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в каком-либо другом виде.

Возможность активизации познавательной деятельности и развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей заложена в самой концепции проектного метода. Этот метод создаёт предпосылки для активного вовлечения учащихся в процесс, поиска необходимой информации, её критического и творческого осмысления, актуализации знаний через их применение на практике.

Классификация проектов:

-          по количеству учащихся:

·           индивидуальный

·           групповой

-          по содержанию:

·           монопредметный (один предмет)

·           межпредметный (два и более предмета)

-          по продолжительности:

·           краткосрочные (минипроекты 1–2 урока)

·           среднесрочные (от 1 до 4 недель)

·           долгосрочные (от4 недель до 1 года)

-          по доминирующему виду проектной деятельности:

·           информационные (реферат, статья, доклад, схема, таблица, график, фото-видео материалы)

·           исследовательские (отчёт, публикация, участие в конкурсах проектов)

·           творческие (сценарий праздника, подготовка радиопередачи, съёмка видеофильма, выставка, выпуск газеты)

·           практико-ориентированные (создание каталогов, газетных статей, работы с техническими средствами) [2, c.16]

В своей работе, на протяжении многих лет, использую проектный метод с учащимися начальной школы, например: «Выпуск математической газеты».

Цель: создание условий для развития элементов проектировочной деятельности при работе над выпуском математической газеты.

Задачи:

-              развитие коммуникативных навыков,

-              творческих способностей,

-              умение ориентироваться в источниках информации,

-              осуществлять сбор необходимой информации,

-              умение планировать различные варианты решения проблемы,

-              анализировать свою деятельность и делать выводы,

-              комбинировать материал из разных источников и определять его соответствие теме проектной работы,

-              умение работать в команде,

-              оформлять работу.

Тип проекта:

-              монопредметный,

-              групповой,

-              среднесрочный,

-              творческий.

Творческий проект создаёт условие для формирования и развития у учащихся креативных способностей.

Этапы работы:

I Подготовительный

-          формирование групп по интересам

-          формулирование темы проектной работы

-          цель и задачи проекта

-          разработка плана

-          изучение источников и литературы по теме

II Планирование деятельности по выполнение проекта

-          определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные)

-          обсуждение возможных результатов работы по теме

Главная задача этого этапа — формулирование проблемы и выдвижение гипотезы. В каждой группе распределяются обязанности каждого члена группы, который должен неси ответственность за выполнение конкретной части проекта

III Этап организационно исследовательский

-          расписывается последовательность выполнения проектной работы

-          распределяются конкретные задания

-          собирается и обрабатывается информация

-          оформляются результаты работы (учащиеся заканчивают оформлять продукт своего труда, печатать, подбирать картинки)

IV Этап представления результатов

-          подготовка к презентации

-          публичная презентация проектной работы

-          оценка работы групп [3, c. 9]

Выпуск математической газеты осуществлялся в трёх группах. В первой группе получился журнал «Решай, смекай, отгадывай» с занимательными заданиями по математике. Во второй группе сборник под названием «В мире математики». В этом сборнике у каждого учащегося была своя страница, где каждый мог проявить своё творчество (сказочные примеры и задачи), головоломки, логические задания, материал из истории математики. Результатом труда третьей группы стала стенгазета «В царстве смекалистых». Красочно оформленная стенгазета имела рубрики — «кармашки». Например: «Весёлая геометрия», «Разгадай закономерность» и другие. Газета имела обратную связь с читателями класса, где каждый мог, отгадав задание, вставить в кармашек свои ответы.

В каждой группе получился различный продукт деятельности. Учащиеся творчески подошли к созданию своей газеты, журнала, и эта работа настолько заинтересовала и сплотила ребят, что у них появилась идея выпускать общую газету класса «Решай, смекай, отгадывай» и в дальнейшем, с помощью педагога или старшеклассников, разместить её на сайте лицея.

В своей практике с учащимися начальной школы проводила творческий проект «Наш парк», где осуществлялась межпредметная связь: технологии, психологии, экономики.

Опыт работы по внедрению проектной технологии показывает, что она востребована как педагогами, так и учениками. Классно-урочная система «загоняет» учителя и ученика в жесткие рамки программ, учебников, образовательных стандартов. Проектная технология, наоборот, создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.

 

Литература:

 

1.                  Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2005.

2.                  Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

3.                  Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: Методические рекомендации по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе). Под ред. проф. Е. Я. Когана. — Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.

4.                  Мысль. Разум. Интеллект. Практическое руководство по развитию умственных способностей. — «Ридерз Дайджест», 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): проектной работы, творческого потенциала, начальной школы, проектной технологии, Проектный метод, принципом проектной работы, особенностью проектной работы, Эффективность проектной работы, продукт проектной работы, применение проектной технологии, создаёт предпосылки, внедрению проектной технологии, творческого потенциала учащихся, образовательного процесса, творческого потенциала одаренных, этапы выполнения работы, и выполнение плана работы, новые знания, потребность формирования у ученика, метод создаёт предпосылки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос