Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 10.11.2014

Статья просмотрена: 1175 раз

Библиографическое описание:

Свешникова Н. Н. Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 190-193. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6604/ (дата обращения: 17.10.2018).

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

В семье изобразительных искусств, — отмечал И. Я. Гинцбург, — лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условия дошкольного учреждения?

Во второй младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам и видеть разнообразие формы, цвет.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская)

Уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе,

Относиться к ней как к произведению искусства, знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк(площадь): узнавать скульптуру на фотографиях. Слайдах; включаться в бе6седу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку;

Знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании выразительных сторонах; знать какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластилином.

Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концом пластилиновый столбик — кольцом, баранкой. Во время работы с пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к условию целого ряда математических представлений.

Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных.

В сюжетной лепке могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

В декоративной лепке дети знакомятся с народным прикладным искусством, с разными его видами. Красивые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию.

Вот, один из примеров, сюжетной лепки на тему «Корзина с грибами».

Корзина с грибами

Цели занятия:

1.                  Закрепить знания детей о богатстве осени, полученные в процессе наблюдений в осенний период времени.

2.                  Продолжать знакомить детей с натюрмортом и оформлять композицию из разных лесных ягод, грибов и объединять их единым содержанием.

3.                  Учить детей лепить грибы, передавая основные его части — шляпку и ножку.

Материал:

-        набор цветного пластилина;

-        стека;

-        салфетка для рук.

Предварительная работа.

Рассматривание муляжей грибов или картинки с их изображением. Загадывание загадок.

Этапы выполнения работы:

 

Корзинка

1.                  Раскатываем шарик, сплющиваем и получаем донышко.

2.                  Для стенки корзинки раскатываем 8–10 длинных жгутов.

3.                  Укладываем жгуты вокруг донышка.

4.                  Лепим длинный жгутик и сплетаем из него ручку и прикрепляем к корзинке.

5.                  Можно взять любой готовый маленький горшочек, раскрасить его под корзиночку и прикрепить к нему ручку.

 

Грибы

Шляпка

1.                  Скатать небольшой шарик из пластилина коричневого (желтого, красного) цвета и стекой разрезать шар пополам, это будет шляпка.

Ножка

2.                  Раскатать из светлого пластилина столбик, утолщенный с одного конца и к шляпке прикрепляем ножку.

3.                  Вылепленные грибы укладываем в корзинку.

Для завершения композиции можно слепить маленькую веточку с красными ягодками и поместить их в корзинку с грибами.

DSC05068.JPG

 

DSC05070.JPG

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, лепка, скульптура, умение, сюжетная лепка, гриб, народная игрушка, знать, художественный вкус.

Похожие статьи

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих...

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка. В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Лепка — самый осязаемыйвид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка — один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку. В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей

Через народную игрушку ребенок связан с наследием окружающего мира, с добротой

2. Обучение детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметов...

Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности...

ребенок, изобразительная деятельность, пластилин, изобразительное искусство, зрительное восприятие, игровая задача

Лепка — это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:  координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики.

Теоретические основы художественно-творческого развития...

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребёнком различия в изображении формы и декоративных украшений.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура...

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного...

В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих...

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка. В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Лепка — самый осязаемыйвид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка — один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку. В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей

Через народную игрушку ребенок связан с наследием окружающего мира, с добротой

2. Обучение детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметов...

Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности...

ребенок, изобразительная деятельность, пластилин, изобразительное искусство, зрительное восприятие, игровая задача

Лепка — это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:  координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики.

Теоретические основы художественно-творческого развития...

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребёнком различия в изображении формы и декоративных украшений.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура...

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного...

В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности).

Задать вопрос