Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Вместе мы сможем добиться успеха

4. Дошкольная педагогика
05.11.2014
59
Поделиться
Библиографическое описание
Подольская, Е. А. Вместе мы сможем добиться успеха / Е. А. Подольская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6592/.

Группы для детей с тяжёлым нарушением речи в детских садах комбинированного вида являются первой ступенью общего образования и являются его составной частью.

Главное направление работы в группах с тяжёлым нарушением речи н в нашем детском саду — создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум. Коррекционно-речевое развитие в логопедических группах ДОУ осуществляется на основе результатов педагогической диагностики. Учитываются индивидуальные особенности воспитанников: возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития. Максимальное устранение нарушений речи у детей может обеспечить комплексный подход к организации воспитательно — образовательного процесса.

Наиболее эффективной формой является слаженная, согласованная работа всех специалистов детского сада и учителя-логопеда. Им необходимо обсуждать способы достижения коррекционно-воспитательных задач, исходя из интересов каждого ребенка.

В ДОУ должны быть созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей. Немаловажная роль в этом должна принадлежать медицинскому персоналу, который проводит лечебно-профилактические мероприятия, фитотерапию, физиопроцедуры, ингаляции.

Важным моментом является взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя, так как у детей с речевыми нарушениями необходимо формировать навыки правильного речевого дыхания, артикуляции и интонационной выразительности речи через использование различных попевок, прибауток, скороговорок, пропевание на слогах, выработки чувства ритма и темпа. В занятия необходимо включать музыкально- дидактические игры, которые способствуют развитию слухового внимания и фонематического слуха, ритмические игры на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на занятиях учителя-логопеда..С целью умения детей соотносить речь с движением применяется логоритмика. Музыкальный руководитель в обязательном порядке согласовывает с учителем-логопедом репертуар распевок, пальчиковых и артикуляционных упражнений решает, кто из детей готов выступать на празднике с чтением стихов или выполнять определенные роли.

Инструктор по физической культуре на занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Вся работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости, выносливости, упорядочение темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем — логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных упражнений и подвижных игр, разработанных с учетом изучаемой лексической темы. Выполнение заданий, движений по образцу, а также наглядный показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания, развитие пространственно-временной организации движения. Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится данный ребенок в настоящий период времени.

Большое значение в работе по коррекции и развитию детей играет взаимосвязь эколога с учителем-логопедом. Экологу при проведении занятий также необходимо учитывать уровень речевого развития каждого ребенка, особенности его звукопроизношения.

При проведении тематических занятий экологом учитывается лексическая тема, изучаемая учителем-логопедом с детьми. Наблюдая за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире является хорошей базой для развития речи и мышления. Экологические занятия строятся таким образом, чтобы дети общаясь в непринуждённой обстановке могли строить диалог на заданную тему, строили свои ответы развёрнуто, могли высказаться в форме небольшого рассказа, рассуждали, доказывали. В зависимости от поставленных задач, уровня подготовленности детей, занятия эколога или предваряют занятия логопеда, или являются дополняющими, систематизирующими их.

Успех коррекционно-воспитательного процесса в логопедической группе во многом зависит от тесного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. На всём протяжении коррекционно-воспитательного обучения при проведении режимных моментов, игр, прогулок большое внимание уделяется речевому поведению детей. Воспитатели в группах постоянно совершенствуют артикуляционную, общую и мелкую моторику. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребёнок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи в повседневной жизни, целенаправленно активизируют отработанную лексику. Упражняют в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, формируют связную речь, закрепляют навыки письма и чтения, развивают внимание, память, логическое мышление в играх и упражнениях. Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются проведение артикуляционной гимнастики с элементами дыхательной и голосовой, проведение пальчиковой гимнастики, которая выполняется в комплексе с артикуляционной. В обязанности воспитателя входит проведение вечерних подгрупповых и индивидуальных занятий по заданию логопеда. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребёнок

В содержание данных занятий входит:

-        Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

-        повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

-        упражнение в звуковом анализе и синтезе;

-        повторение лексико — грамматических упражнений.

Систематическая, планомерная, целенаправленная работа всех специалистов непременно будет давать положительные результаты и эффективно влиять на коррекционно — образовательный процесс.

 

Литература:

 

1.       Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., «Альфа», 1993.

2.       Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., Айрис пресс,2007.

3.       Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М., «Просвещение», 2008.

 

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный