Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 8769 раз

Библиографическое описание:

Владимирова, Н. Ю. Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования / Н. Ю. Владимирова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6591/ (дата обращения: 17.04.2024).

Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования.

С одной стороны — это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны — это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой.

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ДО осуществлялось в нашем детском саду через:

-       создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО;

-       утверждение положения о рабочей группе;

-       создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО;

-       внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;

-       проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;

-       размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО;

-       изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;

-       обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;

-       разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО;

-       совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;

-       разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;

-       информирование родителей к переходу на новые стандарты.

В дошкольном учреждении собрана необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ДО.

Подготовлена документация:

-       разработано и утверждено Положение о рабочей группе (приказ «Об утверждении положения о рабочей группе по введению ФГОС ДО»);

-       составлена дорожная карта по ФГОС ДО, которая содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы дошкольного образования (приказ «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

-       приказ «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательную деятельность»;

-       разработана и утверждена Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида № 79 (приказы «Об организации работы по разработке Образовательной программы»; «Об утверждении образовательной программы ДОУ»).

Внесены изменения в образовательную программу:

-       модель дошкольного образования ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода;

-       требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему (60 % обязательная, 40 % вариативная).;

-       содержание основной общеобразовательной программы охватывает следующие образовательные области: коммуникативно — личностное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно — эстетическое развитие; физическое развитие;

-       условия реализации основной образовательной программы;

-       результаты освоения основной образовательной программы (целевые ориентиры).

Проведен анализ ресурсов методической литературы, программного обеспечения используемого для организации образовательного процесса.

Мониторинг готовности педагогов

к переходу на ФГОС ДО, результативность:

1.      Разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО.

2.      Проведен мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в период введения ФГОС ДО: выявлена степень затруднений: высокая — 31 %, средняя- 61 %, низкая — 8 %.

3.      Педагогическая активность в 2013–2014 г. составила — 60 %:

-       разработка программы ДОУ — 4 педагога;

-       аттестация — 6 педагогов (1 категория);

-       участие в профессиональных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях — 4 педагога;

-       организация педагогами конкурсов, спортивных мероприятий на федеральном и муниципальном уровнях — 9 педагогов;

-       конференции, в том числе активное участие — 6 педагогов;

-       курсовая подготовка — 14 педагогов;

-       публикации в сборниках по материалам конференций (федеральный уровень), а также в электронных СМИ — 6 педагогов.

На протяжении 2013–2014 учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции ФГОС ДО среди педагогических работников ДОУ: долгосрочный семинар «Новый стандарт дошкольного образования: требования к условиям и результатам»; педагогический совет «Переход на основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ г Иркутска детского сада № 79, переработанную в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»; серия вебинаров «Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Составлен график повышения квалификации педагогического состава по проблемам внедрения ФГОС ДО. В настоящее время прошли курсы повышения квалификации 14 педагогов (56 %) по темам: «Разработка образовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС»; «Современные образовательные технологии»; «Современные подходы к вопросам адаптации и дезадаптации в рамках реализации ФГОС»; «Современное дошкольное образование: от осмысления ФГТ к реализации ФГОС»; «Психология творческой деятельности: реализация содержания художественно-эстетического развития детей в контексте требований ФГОС ДО». На базе Института развития образования Иркутской области 3 педагога проходят переподготовку по программе «Дошкольная педагогика и психология» (12 %).

Изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

1.                 Изучены нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

2.                 Изучены современные научные разработки в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Проведена серия вебинаров.

3.                 Проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявлены особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

4.                 В рамках семинара прошла защита педагогами проектов организации группового пространства с учетом гендерного подхода.

5.                 Проведены консультации:

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация центров активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

6.                 В методическом кабинете организованы выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

7.                 Подобраны и приобретены необходимые игрушки, дидактические пособия, детская, игровая мебель и игровые уголки. Получены дидактические и игровые пособия по программе.

8.                 Зонированы групповые помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.

9.                 Проведены смотры-конкурсы групповых помещений.

10.             Оформлены коридоры детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений, выставки, фотовыставки и др.

11.             Преобразована территория детского сада: постройки на прогулочных площадках, насаждения, цветник.

Проделана большая работа по внедрению ФГОС ДО, но не полностью реализованы все требования стандартов: были выявлены как положительные стороны, так и сложности по внедрению ФГОС в деятельность ДОУ:

-                   отсутствие примерной образовательной программы;

-                   неготовность педагогов к применению педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образования и деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста;

-                   низкий уровень мотивации педагогов на непрерывное профессиональное образование, на личностные профессиональные изменения;

-                   недостаточность оснащения современными техническими средствами, оборудованием;

-                   обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

Для успешной реализации ФГОС ДО в 2014–2015 учебном году необходимо:

1.                 Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО.

2.                 Оказание методической, информационной, консультативной помощи педагогам ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО.

3.                 Продолжение оснащения групп, кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

4.                 Разработка диагностического инструментария по оценке достижения планируемых результатов обучения (целевых ориентиров).

Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Трудностей, конечно, будет много. Но, тем не менее, всем дошкольным учреждениям в новом учебном году необходимо провести поэтапную работу по переходу к ФГОС ДО.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, детский сад, образовательная программа, основная общеобразовательная программа, рабочая группа, развивающая предметно-пространственная среда, диагностический инструментарий, дошкольный возраст, основная образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Проектирование основной образовательной программы...

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования. Автор: Дубцова Марина Вениаминовна.

 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития дошкольного образования...

Обновление развивающей предметно-пространственной...

предметно-пространственная среда, дошкольное образование, поставленная проблема, игра, создание, развивающая предметно-пространственная среда, предметно-игровая среда...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

Особенности организации развивающей...

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: – Конституция РФ

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований...

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность, Федеральный государственный...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.

Похожие статьи

Проектирование основной образовательной программы...

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования. Автор: Дубцова Марина Вениаминовна.

 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития дошкольного образования...

Обновление развивающей предметно-пространственной...

предметно-пространственная среда, дошкольное образование, поставленная проблема, игра, создание, развивающая предметно-пространственная среда, предметно-игровая среда...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

Особенности организации развивающей...

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: – Конституция РФ

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований...

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность, Федеральный государственный...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.