Автор: Владимирова Наталья Юрьевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 7050 раз

Библиографическое описание:

Владимирова Н. Ю. Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 147-149.

Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования.

С одной стороны — это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны — это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой.

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ДО осуществлялось в нашем детском саду через:

-       создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО;

-       утверждение положения о рабочей группе;

-       создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО;

-       внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;

-       проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;

-       размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО;

-       изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;

-       обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;

-       разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО;

-       совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;

-       разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;

-       информирование родителей к переходу на новые стандарты.

В дошкольном учреждении собрана необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ДО.

Подготовлена документация:

-       разработано и утверждено Положение о рабочей группе (приказ «Об утверждении положения о рабочей группе по введению ФГОС ДО»);

-       составлена дорожная карта по ФГОС ДО, которая содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы дошкольного образования (приказ «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

-       приказ «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательную деятельность»;

-       разработана и утверждена Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида № 79 (приказы «Об организации работы по разработке Образовательной программы»; «Об утверждении образовательной программы ДОУ»).

Внесены изменения в образовательную программу:

-       модель дошкольного образования ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода;

-       требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему (60 % обязательная, 40 % вариативная).;

-       содержание основной общеобразовательной программы охватывает следующие образовательные области: коммуникативно — личностное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно — эстетическое развитие; физическое развитие;

-       условия реализации основной образовательной программы;

-       результаты освоения основной образовательной программы (целевые ориентиры).

Проведен анализ ресурсов методической литературы, программного обеспечения используемого для организации образовательного процесса.

Мониторинг готовности педагогов

к переходу на ФГОС ДО, результативность:

1.      Разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО.

2.      Проведен мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в период введения ФГОС ДО: выявлена степень затруднений: высокая — 31 %, средняя- 61 %, низкая — 8 %.

3.      Педагогическая активность в 2013–2014 г. составила — 60 %:

-       разработка программы ДОУ — 4 педагога;

-       аттестация — 6 педагогов (1 категория);

-       участие в профессиональных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях — 4 педагога;

-       организация педагогами конкурсов, спортивных мероприятий на федеральном и муниципальном уровнях — 9 педагогов;

-       конференции, в том числе активное участие — 6 педагогов;

-       курсовая подготовка — 14 педагогов;

-       публикации в сборниках по материалам конференций (федеральный уровень), а также в электронных СМИ — 6 педагогов.

На протяжении 2013–2014 учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции ФГОС ДО среди педагогических работников ДОУ: долгосрочный семинар «Новый стандарт дошкольного образования: требования к условиям и результатам»; педагогический совет «Переход на основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ г Иркутска детского сада № 79, переработанную в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»; серия вебинаров «Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Составлен график повышения квалификации педагогического состава по проблемам внедрения ФГОС ДО. В настоящее время прошли курсы повышения квалификации 14 педагогов (56 %) по темам: «Разработка образовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС»; «Современные образовательные технологии»; «Современные подходы к вопросам адаптации и дезадаптации в рамках реализации ФГОС»; «Современное дошкольное образование: от осмысления ФГТ к реализации ФГОС»; «Психология творческой деятельности: реализация содержания художественно-эстетического развития детей в контексте требований ФГОС ДО». На базе Института развития образования Иркутской области 3 педагога проходят переподготовку по программе «Дошкольная педагогика и психология» (12 %).

Изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

1.                 Изучены нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

2.                 Изучены современные научные разработки в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Проведена серия вебинаров.

3.                 Проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявлены особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

4.                 В рамках семинара прошла защита педагогами проектов организации группового пространства с учетом гендерного подхода.

5.                 Проведены консультации:

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация центров активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

6.                 В методическом кабинете организованы выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

7.                 Подобраны и приобретены необходимые игрушки, дидактические пособия, детская, игровая мебель и игровые уголки. Получены дидактические и игровые пособия по программе.

8.                 Зонированы групповые помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.

9.                 Проведены смотры-конкурсы групповых помещений.

10.             Оформлены коридоры детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений, выставки, фотовыставки и др.

11.             Преобразована территория детского сада: постройки на прогулочных площадках, насаждения, цветник.

Проделана большая работа по внедрению ФГОС ДО, но не полностью реализованы все требования стандартов: были выявлены как положительные стороны, так и сложности по внедрению ФГОС в деятельность ДОУ:

-                   отсутствие примерной образовательной программы;

-                   неготовность педагогов к применению педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образования и деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста;

-                   низкий уровень мотивации педагогов на непрерывное профессиональное образование, на личностные профессиональные изменения;

-                   недостаточность оснащения современными техническими средствами, оборудованием;

-                   обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

Для успешной реализации ФГОС ДО в 2014–2015 учебном году необходимо:

1.                 Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО.

2.                 Оказание методической, информационной, консультативной помощи педагогам ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО.

3.                 Продолжение оснащения групп, кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

4.                 Разработка диагностического инструментария по оценке достижения планируемых результатов обучения (целевых ориентиров).

Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Трудностей, конечно, будет много. Но, тем не менее, всем дошкольным учреждениям в новом учебном году необходимо провести поэтапную работу по переходу к ФГОС ДО.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования, внедрению ФГОС, введению ФГОС, введения ФГОС, программы дошкольного образования, внедрения ФГОС, рамках ФГОС, введению ФГОС дошкольного, образовательной программы дошкольного, введение ФГОС дошкольного, реализации ФГОС дошкольного, основной образовательной программы, образовательного стандарта дошкольного, подготовке к введению ФГОС, условий внедрения ФГОС, вопросам введения ФГОС, о введении ФГОС, в период введения ФГОС, ФГОС в деятельность ДОУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос