Организация внеурочной деятельности школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Починок О. А., Филиппова Ю. А., Хайретдинова А. В. Организация внеурочной деятельности школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 90-93. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6561/ (дата обращения: 25.09.2018).

Все больше ребят стремятся уже с малых лет совершенствовать свою речь на иностранном языке. Необходимость использовать иностранный язык в будущей профессии порождает интерес к странам изучаемого языка (их истории, политике, литературе, жизни детей и молодежи и т. д), а также желание понять друг друга и быть понятым, готовность рассказать о жизни людей своей страны, обсудить свое видение культуры, мира и проблемы взаимопонимания — все мотивы деятельности ребят должны быть учтены и в полной мере использованы учителями иностранного языка, как в учебной, так и во внеклассной работе.

Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

К сожалению, на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся: память, слух, логическое мышление — ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Внеклассная работа в этом отношении имеет свои преимущества: учитель получает возможность установить более тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельности учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который дает ребенку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся в учебной и внеклассной работе по иностранному языку.

Однако любой вид деятельности должен быть занимательным и интересным. Конечно, и во внеклассной работе ребятам не обойтись без приложения умственных и физических усилий. Наиболее интересный и доступный для ребят вид деятельности, выбранный с учетом уже сформированных речевых и грамматических навыков, уровня языковой подготовки, личностных особенностей учащихся, обусловит необходимый языковой материал, позволит определить наиболее эффективные методы и формы работы.

Формы внеклассной работы:

1.                 индивидуальные;

2.                 групповые;

3.                 массовые.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п. Эти мероприятия проводятся эпизодически. По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы:

1.                 соревновательные:

1.                конкурс;

2.                игра;

3.                викторина;

4.                олимпиада и пр.

2.                 средства массовой информации:

1.                стенгазета;

2.                объявление;

3.                бюллетень;

4.                устный журнал;

5.                дайджест;

6.                выставка-викторина и т. п.

3.                 культурно-массовые:

1.                вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается;

2.                вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т. п.;

3.                вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.

4.                 политико-массовые:

1.                форум

2.                фестиваль

3.                пресс-конференция

4.                ярмарка солидарности

5.                телемост и пр.

Вовлечение в исследовательскую деятельность — групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков. А также деятельность связанная с личным и социальным развитием. Нужно отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

1.                  Эмоциональный мир ребенка перенасыщен, и наша задача — научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное — не подавить в ребенке его индивидуальность,

2.                  Учителя должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

Внеклассная работа помогает учителю устранить пробелы в знаниях учащихся, с которыми иногда просто невозможно справляться на уроке из-за недостатка времени и большого количества учащихся в группах. [2, с. 3]

Учителя английского языка нашей гимназии подбирают для внеклассной работы материал, близкий к программным темам, мы, таким образом, обеспечиваем преемственность урочной и внеклассной деятельности учащихся. Причем именно внеклассная деятельность позволяет более эффективно формировать связь изученного языкового материала с реалиями — благодаря мониторингу событий в нашей стране и за рубежом, в нашем городе, районе, школе, организации встреч с носителями языка, с людьми, которые используют иностранный язык в своей профессиональной деятельности. [2, с. 4]

Некоторые учителя нашей школы принимали участие в программе «Рукопожатие через океан». В рамках этой программы, учителя американских школ города Оушен Сити проводили встречи с учащимися нашей гимназии. Таким образом, наши учащиеся имели возможность общаться с носителями языка. Такие встречи способствуют мотивации к изучению иностранного языка. Многие учащиеся гимназии общаются со сверстниками англоязычных стран.

При организации внеклассной работы в большей степени, чем при организации урочной, по иностранному языку необходимо учитывать психофизиологические особенности развития школьников. Например, у младших школьников больше развита механическая память. Таким образом, следует использовать как можно больше диалогов, ролевых игр, игр на подражание, считалочек, хороводов, физкультминуток, сказок, а так же различные движения под музыку и пение.

Среди периодических форм внеклассной работы наиболее приемлемыми для школьников являются концерты, конкурсы, викторины, а так же недели иностранного языка, которые дают учащимся возможность продемонстрировать положительный результат многих периодических форм внеклассной деятельности. [2, с. 5]

При подготовке итогового концерта — в программе праздника, в рамках недели иностранного языка — должно и учитываться разнообразие жанров: стихи, песни, танцы, инсценировки, сказки, диалоги ведущих и т. д. Это даст ребятам возможность продемонстрировать свои умения и таланты как можно большему количеству ребят. Тем самым учитель помогает самоутверждению ребят, формирует их самооценку. [3]

Рис. 1. Инсценировка, посвященная празднованию Рождества

 

Особый интерес у ребят нашей гимназии вызывает проведение недели иностранного языка. Эта форма работы относится к периодической и объединяет отдельные внеурочные мероприятия. В рамках недели могут проходить и открытые уроки. Цель всех мероприятий — демонстрация достижений в изучении предмета, привлечение внимания всего коллектива (и родителей) к изучению учащимися иностранного языка, повышение уровня владения иностранной речью, развитие творческих способностей учащихся и в целом формирование многосторонней личности.

Начиная с 1996 года, в нашей гимназии ежегодно проводятся рождественские мероприятия. Особенно учащиеся любят принимать участие в спектаклях (некоторые из них были придуманы самими детьми). Ребята сами готовят проекты, презентации, костюмы. В рамках недели английского языка мы проводим различные конкурсы, викторины, кроссворды, просмотр и обсуждение видеофильмов доступного языкового уровня. Также дети со 2–11классы принимают участие в различных дистанционных олимпиадах, таких как «Британский Бульдог», «Альбус», «Олимпус», «Талантдети» и др. Хорошей традицией становится сотрудничество гимназии с высшими учебными заведениями, например МаГУ. Наши учащиеся принимают участие в олимпиадах, проводимых этим ВУЗом. В нашей гимназии большое внимание уделяется творческому развитию учащихся. В этом году были проведены конкурс Рождественских рисунков, игра «Угадай мелодию» на английском языке. В предверии зимней олимпиады в г. Сочи был проведен игровой конкурс «Christmas Hockey». [1, с. 52]

Рис. 2. Работы победителей школьного конкурса рисунков “Merry Christmas”

 

Таким образом, мы стараемся осуществлять метапредметные связи. Проведение данных мероприятий помогают нам решить следующие задачи:

1.      Развитие памяти, мышления, воображения, внимания;

2.      Закрепление лексических единиц и речевых образцов, которые должны знать дети согласно требованиям программы;

3.      Приобретение учащимися страноведческих знаний;

4.      Привитие интереса к изучению иностранного языка;

5.      Углубление и расширение знаний и практических навыков учащихся;

6.      Выявление более одаренных и способных детей, способствование их дальнейшему развитию;

7.      Вовлечение детей в занимательные занятия;

 

Литература:

 

1.      Кудаева Н. Б. Игра «Рождественский футбол»//АЯШ — 2008 — № 4. С.52–56

2.      Кулинич Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка. — М.: ВАКО, 2009. — 224с.

3.      Сухоросова М. А., Сухоросова А. А., Павленко И. Н., Федотова Н. Н. Сценарии школьных праздников на английском языке: Метод. пособие. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 190с.

4.      http://pedsovet.su/forum/96–2251–1

 

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, внеклассная работа, учитель, учащийся, ребенок, рамка недели, английский язык, внеклассная деятельность, творческая способность учащихся, вид деятельности.

Похожие статьи

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному...

Во внеклассной и внешкольной работе по иностранному языку, по одной из общепринятых классификаций различают следующие формы работы: Индивидуальные; Групповые; Массовые. Эти формы определяются на основании количественного охвата учащихся...

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык.

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем...

иностранный язык, внеаудиторная работа, мероприятие, внеурочная работа, культурологический кругозор студентов, внеклассная работа, органическая связь, творческая активность, четкая организационная структура...

Средства активизации познавательной активности учащихся...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Организация внеклассной работы по английскому языку...

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при

– Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

— 144с. Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе. /

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык. Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному... При помощи игры, считает преподаватели английского языка Алексеева А...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, иностранный язык, студент, развитие, конкурс видеороликов, вид деятельности, внеаудиторная работа, будущий специалист, активное обучение.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных...

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, английский язык, воспитание учащихся, речевая деятельность учащихся, родная страна, урок.

русский язык, иностранный язык, язык, обучение, речевая деятельность, неродной язык, средство общения, практическое овладение, речевое общение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному...

Во внеклассной и внешкольной работе по иностранному языку, по одной из общепринятых классификаций различают следующие формы работы: Индивидуальные; Групповые; Массовые. Эти формы определяются на основании количественного охвата учащихся...

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык.

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем...

иностранный язык, внеаудиторная работа, мероприятие, внеурочная работа, культурологический кругозор студентов, внеклассная работа, органическая связь, творческая активность, четкая организационная структура...

Средства активизации познавательной активности учащихся...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Организация внеклассной работы по английскому языку...

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при

– Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

— 144с. Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе. /

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык. Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному... При помощи игры, считает преподаватели английского языка Алексеева А...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, иностранный язык, студент, развитие, конкурс видеороликов, вид деятельности, внеаудиторная работа, будущий специалист, активное обучение.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных...

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, английский язык, воспитание учащихся, речевая деятельность учащихся, родная страна, урок.

русский язык, иностранный язык, язык, обучение, речевая деятельность, неродной язык, средство общения, практическое овладение, речевое общение...

Задать вопрос