Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 10.11.2014

Статья просмотрена: 16680 раз

Библиографическое описание:

Синельникова, Т. А. Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся / Т. А. Синельникова, К. М. Панюшкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6534/ (дата обращения: 25.04.2024).

 

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации. Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны», независимо от времени, а какие должны меняться относительно новых требований социума? С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю.

Ключевые слова: портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качества.

 

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.

Для современного ученика образ учителя формируется сегодня. Именно сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Актуальным остается вопрос: «Каким должен быть современный учитель?». Ответ интересен не только самим учителям, которые хотят «идти в ногу со временем», но и ученым, психологам, всем тем, кого интересует проблема изучения социокультурного типа современного учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю.

Из изученных нами материалов исследований (диссертационные изыскания, рефераты, эссе педагогов), видно, что проблемой познания образа учителя занимаются на протяжении многих десятилетий. Существует множество научных работ, посвященных исследованию различных сторон педагогической культуры: формирование методологической культуры педагога (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин и др.), педагогического мышления (А. А. Орлов, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков и др.), развитие педагогической рефлексии (Б. З. Вульфов, Г. П. Звенигородская, С. Ю. Степанов и др.), Я-концепции педагога (Р. Бернс, К. Роджерс, В. Франкл и др.), педагогического творчества (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) [5, с.3].

Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны» для сообщества педагогов, в частности учителя, не зависимо от времени, а какие должны меняться относительно требований «нового» времени?

В разных исследованиях и описаниях характеристик современного учителя, используют различные сравнения и описания.

Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися [6].

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть «человеком с большой буквы». Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить [7, с. 2].

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание; они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Педагогика — это наука и искусство. Сегодня наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика — это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, насколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.

Обобщая выше изложенный материал исследований, используя метод кластерного анализа, позволяет составить некий собирательный образ «портрета учителя». На наш взгляд, «Портрет современного учителя», представленный нами в виде схемы-рисунка, позволяет наглядно представить образ успешного учителя (рисунок 1).

 

Литература:

 

1.      Бордовская И. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вуза. М.: Питер, 2005.

2.      Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова/ М.: Академия, 2008.

3.      Колесникова И. А., М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование. Учебное пособие для высших учебных заведений, М., Академия, 2006.

4.      Колесника И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагогов. Учебник для высших учебных заведений М.: Акакдемия, 2008.

5.      Фроловская М. Н. Становление профессионального образа мира педагога: Автореферат. дис. …, 2009.

6.      http://nsportol.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/09/25/esse-portret sovremennogo-uchitelya-s-uchetom.

7.      http://konovalovanata.ucoz.ru/publ/ehsse_portrer_sovremennogo_uchitlija_s_uchetom_kompetentnogo_podkhoola_v_obuchenii/1–1-0–5.

Основные термины (генерируются автоматически): современный учитель, учитель, качество, будущее, время, педагогический авторитет, Профессия педагога, современный мир, течение времени, человеческая цивилизация.

Ключевые слова

портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качества

Похожие статьи

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении качества...

2. Зязюн, И. А. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя. № 6. Советская педагогика.

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Важность выполняемого ими дела и авторитет лучших учителей определили почтительное отношение к учительской профессии.

Актуальной задачей на современный этап является то, что сегодняшний учитель должен давать детям современные знания, воспитать ребенка...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

учитель, современный учитель, современный педагог, студент, ученик, навык, время, профессиональное развитие, лучший способ, современный преподаватель.

Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки...

иностранный язык, имидж, педагог, учитель, имидж учителя, имидж педагога, качество, образ, знание предмета, профессиональный имидж, внешний вид.

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Профессиональная педагогическая компетентность учителя.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Ведь педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей страны.

Авторитет педагога и его влияние в становлении личности...

учитель, авторитет учителя, педагогический авторитет, учащийся, качество, авторитет, авторитетный педагог, воспитательное воздействие

педагогическая этика, педагогическая деятельность, внешний вид, педагогический такт, педагог, авторитет педагога, образ...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Кто же такой учитель? Толковый словарь С.О. Ожегова даёт такое определение: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь».

Изменение роли учителя в современной школе

Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов.

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Для современного учителя важно уметь моделировать свой образ, создавать положительный профессиональный имидж и авторитет.

Важно не только выявить качества, необходимые современному учителю, но и определить для себя то качество, которое будет «изюминкой»...

Похожие статьи

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении качества...

2. Зязюн, И. А. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя. № 6. Советская педагогика.

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Важность выполняемого ими дела и авторитет лучших учителей определили почтительное отношение к учительской профессии.

Актуальной задачей на современный этап является то, что сегодняшний учитель должен давать детям современные знания, воспитать ребенка...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

учитель, современный учитель, современный педагог, студент, ученик, навык, время, профессиональное развитие, лучший способ, современный преподаватель.

Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки...

иностранный язык, имидж, педагог, учитель, имидж учителя, имидж педагога, качество, образ, знание предмета, профессиональный имидж, внешний вид.

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Профессиональная педагогическая компетентность учителя.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Ведь педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей страны.

Авторитет педагога и его влияние в становлении личности...

учитель, авторитет учителя, педагогический авторитет, учащийся, качество, авторитет, авторитетный педагог, воспитательное воздействие

педагогическая этика, педагогическая деятельность, внешний вид, педагогический такт, педагог, авторитет педагога, образ...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Кто же такой учитель? Толковый словарь С.О. Ожегова даёт такое определение: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь».

Изменение роли учителя в современной школе

Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов.

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Для современного учителя важно уметь моделировать свой образ, создавать положительный профессиональный имидж и авторитет.

Важно не только выявить качества, необходимые современному учителю, но и определить для себя то качество, которое будет «изюминкой»...