Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 04.11.2014

Статья просмотрена: 817 раз

Библиографическое описание:

Сологубова А. Ю. Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 209-210. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6519/ (дата обращения: 18.10.2018).

 

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.

 

Тема занятия: Относительные прилагательные

Программные задачи:

1.                  Учить детей образовывать относительные прилагательные по наглядной опоре и без нее;

2.                  Закрепить умение составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение; согласовывать прилагательные с существительными в роде;

3.         Развивать регулирующую функцию речи: поэтапное усложнение инструкции;

4.         Активизировать словарный запас по теме: «Посуда. Продукты питания»;

Оборудование: сюжетная картинка кафе «Колокольчик», билеты в кафе, папка-меню в кафе, мяч, конверты с предметными картинками по теме: «Продукты питания»; карточки с заданиями — фанты;

Ход занятия:

1.                  Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

— Я приглашаю вас в лесное кафе «Колокольчик». Желающие посетить кафе должны приобрести билеты.

Задание:

Назовите посуду, в которой хранится:

Сахар — … (сахарница), соль — …, масло — …, хлеб -…, перец — …, суп -…, селедка — …, конфеты — …, салат — …, чай — …, кофе — … и пр.

(За правильный ответ дети получают билеты и садятся на свои места)

2.                  Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.

а) Сообщение темы занятия.

(выставляется сюжетная картинка кафе «Колокольчик»)

Вот мы и в кафе. Посмотрите, здесь уже много посетителей. Назовите тех, кто пришёл сюда один…, вдвоём…., втроём.

(Ответы детей: Зайцы пришли в кафе вдвоём, медведь пришёл один, кошки пришли втроём и т. д.)

Описание: C:\Users\Настя\Pictures\MP Navigator EX\2014_10_27\IMG_0002 - копия.jpg Описание: A:\кафе Колокольчик.jpg (Фрагмент сюжетной картины «Кафе «Колокольчик»)

Теперь давайте ознакомимся с меню (дети пролистывают папки-меню)

— Что нам сегодня предлагают на обед? (кашу, салат, суп, сок, пирог)

 

— Сегодня на занятии речь пойдёт о том, какие бывают, соки, супы, каши и другие кушанья.

б) Работа с деформированной фразой.

— А вот и первый заказ от наших посетителей (чтение записки учителем-логопедом):

Принесите нам, пожалуйста, капуста салат и сок морковь.

Как вы думаете, кто заказал нам эти блюда? (зайцы)

Следующий заказ: Принесите нам, пожалуйста, курица суп.

А это кто сделал такой заказ? (лисы)

Еще одна записка: Я бы очень хотел попробовать малина пирог и липа мёд.

— Я думаю, что вы легко смогли догадаться от кого этот заказ. (медведь)

в) Работа с индивидуальным материалом.

— Интересно, а что же заказали другие посетители?

— У вас на столе лежат конверты. Откройте их и составьте предложения по картинке, кто что заказал. (Дети составляют предложения с опорой на предметные картинки по теме «Продукты питания»)

г) Игра с мячом.

— А теперь, давайте заглянем на кухню и узнаем, что сейчас готовят повара.

Нужно всем сейчас нам встать

Будем в повара играть.

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты

Что сготовишь, назови.

 

Задание:

Ты готовишь суп из свёклы. Значит он какой?

— Ты готовишь котлеты из курицы, значит они …

— Ты готовишь пюре из картофеля, …

— Ты готовишь суп из грибов, … и пр.

3.                  Физминутка.

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог

А пока лепил пёк

Ручейком пирог утёк.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

4.                  Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном

наглядном материале.

а) Игра «Фанты».

— В нашем кафе сегодня проходит розыгрыш фантов. Я предлагаю и вам принять участие.

(Разыгрываются фанты — карточки с заданиями. На карточках изображено мороженое с разными наполнителями: клубника, шоколад, ваниль, апельсин, абрикос, малина, фрукты, и пр.)

— Назовите, какое мороженое досталось каждому из вас.

(Ответы детей: Мне досталось клубничное мороженое и пр.)

б) Работа с индивидуальным наглядным материалом.

— Повара решили вас угостить чаем с вашим любимым вареньем.

Надпись: Кафе «КОЛОКОЛЬЧИК»

 
Пригласительный билет
Надпись:

Задание: Возьмите свои входные билеты. На обратной стороне у вас нарисована пустая банка. Вам нужно нарисовать ягоды и фрукты на банках, из которых сварено ваше любимое варенье. (заслушиваются ответы детей)

5.                  Итог занятия, оценка деятельности детей.

— Вот и пришло время возвращаться домой. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы

 

Литература:

 

1.                  Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Думай — говори.... Выпуск 4. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. М.: Просвещение, 1996.

2.                  Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, ваше любимое варенье, индивидуальный наглядный материал, сюжетная картинка кафе, Ребенок, задание, кафа, суп.

Похожие статьи

Что такое готовность ребёнка к школе? | Статья в журнале...

Пусть ребёнок рассуждает вслух. ‒ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов

Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте

Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Наглядный материал. Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Психологическая готовность дошкольника к обучению

При работе с сюжетными картинками (дом, сом, шар, торт, гусь), ребятам было предложено задание: выделить первый звук.

При ответах на вопросы дети используют в своей речи достаточное количество слов из школьной лексики.

Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.)

Поиграйте с детьми в математику | Статья в журнале...

В ходе обучения дети быстро осваивали игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, умение, дидактическая игра, правило игры, обучение детей, наглядный материал, знание, задание...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

После нескольких повторов дети способны использовать речевой материал без вспомогательных элементов.

Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: «Литера», 2010.

Ваш вопрос.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Выкладывание различных фигур, образных и сюжетных изображений.

Эти задания увлекают детей не только процессом создания, а еще и тем, что из индивидуальных работ детей

Парамонова, Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

 Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления.

Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Логические блоки Дьеныша как ступень к успешному овладению...

Рис. 2. Наглядная демонстрация различных деталей конструктора в наборе. Фото автора.

Как говорил великий мыслитель Бхагван Шри Раджниш (более широко известный как Ошо), уделявший особое внимание вопросам о воспитании ребенка: «Дети очень любят, когда их...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Что такое готовность ребёнка к школе? | Статья в журнале...

Пусть ребёнок рассуждает вслух. ‒ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов

Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте

Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Наглядный материал. Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Психологическая готовность дошкольника к обучению

При работе с сюжетными картинками (дом, сом, шар, торт, гусь), ребятам было предложено задание: выделить первый звук.

При ответах на вопросы дети используют в своей речи достаточное количество слов из школьной лексики.

Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.)

Поиграйте с детьми в математику | Статья в журнале...

В ходе обучения дети быстро осваивали игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, умение, дидактическая игра, правило игры, обучение детей, наглядный материал, знание, задание...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

После нескольких повторов дети способны использовать речевой материал без вспомогательных элементов.

Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: «Литера», 2010.

Ваш вопрос.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Выкладывание различных фигур, образных и сюжетных изображений.

Эти задания увлекают детей не только процессом создания, а еще и тем, что из индивидуальных работ детей

Парамонова, Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

 Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления.

Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений.

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Логические блоки Дьеныша как ступень к успешному овладению...

Рис. 2. Наглядная демонстрация различных деталей конструктора в наборе. Фото автора.

Как говорил великий мыслитель Бхагван Шри Раджниш (более широко известный как Ошо), уделявший особое внимание вопросам о воспитании ребенка: «Дети очень любят, когда их...

Задать вопрос