Соотношение понятий «профессия» и «квалификация» для понимания учебной фирмы как педагогической технологии
Авторы: Лодкина Тамара Владимировна, Мельников Юрий Вадимович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 29.10.2014
Статья просмотрена: 948 раз
Библиографическое описание:
Лодкина, Т. В. Соотношение понятий «профессия» и «квалификация» для понимания учебной фирмы как педагогической технологии / Т. В. Лодкина, Ю. В. Мельников. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6517/ (дата обращения: 16.01.2025).
Первые профессии появились, когда человек ещё в доцивилизационную эпоху начал создавать оседлые поселения. Это привело к тому, что сложились материально-технические условия для развития разделения труда (занятие сельским хозяйством, гончарное и кузнечное дело) и товарного обмена. С возникновением централизованного государства обозначился новый виток углубления профессиональной дифференциации людей, положивший начало формирования военных и управленческих профессий. Профессиональное разделение труда, как базовый принцип, окончательно вошло в экономические отношения человечества.
Индустриализация обусловила множество новых профессий для разработки и обслуживания машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т. п. Возросшее использование населением в хозяйственной жизни новых видов и больших количеств ресурсов также расширило списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и др.
С развитием автоматизации необходимость в тяжёлом ручном труде стала снижаться. Научно-технический прогресс (НТП) позволил существенно сократить время на производство нужных для жизни благ, появилось больше свободного времени, которое люди начали тратить на потребление информации. Спрос вызвал предложение — получили развитие средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет. Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах.
Массовая компьютеризация потребовала большое количество людей, способных обслуживать компьютеры, создавать и поддерживать их программное обеспечение. В результате возник целый пласт профессий информационных работников, чья деятельность направлена на переработку и производство информации: программистов, учёных, инженеров и т. п.
Развитие средств массовой информации привело к бурному росту творческих профессий: актеры, музыканты, художники, писатели и др. Доля работников профессий материального производства с каждым этапом НТП неуклонно сокращается в структуре занятых в национальном хозяйстве. Во второй половине 20 в. наблюдается резкий рост сферы услуг не только в развитых, но и в развивающихся странах. Так, в США в сфере услуг работает более 78 % занятого населения, при среднем уровне 70 % для развитых стран. В России вне сферы материального производства по данным Госкомстата в 2013 г. было занято 64,9 %, тогда как еще в 1995 г. уровень составлял 49,8 %. Это общемировой тренд, т. к. одним из критериев развертывания НТР является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве. При этом нужно учитывать, что большую часть сектора услуг составляют такие ключевые для экономического роста и высокооплачиваемые услуги, как транспортные, телекоммуникационные, финансовые, бухгалтерские и др.
Важную роль в распространении высшего образования по всему миру, особенно после Второй мировой войны, сыграла экономическая наука. Исследование М. Г. Лапаевой показывает, что этот процесс сопровождался быстрым ростом преподавателей и исследователей в области экономической теории, но он лишь продолжил начавшиеся ранее экономические и социальные изменения в развитых индустриальных странах, а именно рост специализации и разделения труда. «Как отмечают социологи, процесс индустриализации общества есть процесс его профессионализации. Развитие профессий и приобретение ими стратегического значения представляет собой наиболее важное изменение, которое возникло в структуре занятости современных обществ». [3, с.332].
Таким образом, исторический анализ прогресса человечества показывает, что большое значение в профессиональном разделении людей в настоящее время имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную эпоху, а знания и творческое мышление. Интенсивная основа производства, заменившая экстенсивную, вызвала потребность в новой системе подготовки профессиональных кадров. В постиндустриальном обществе главным интенсивным фактором его развития выступает теперь человеческий капитал, т. е. высокообразованные люди, профессионалы, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
Возросшая динамичность социальной среды привела к тому, что профессиональная компетентность перестала быть константой. Более того, ее ресурсный потенциал быстро морально устаревает и нуждается в постоянном «омоложении» в изменившихся организационных и технологических условиях производственной среды. Результатом ускорения социально-экономического развития общества является, как отмечает Н. Д. Кренденец, «…как быстрое устаревание теоретических знаний, так и обесценивание практических навыков и опыта работников» [2, с.79]. На основании этого можно сделать прогноз, что выявленное выше пятипроцентное отставание России от развитых стран вызовет повышенную востребованность на российском рынке труда квалифицированных специалистов экономического и управленческого направлений подготовки, как, впрочем, и других направлений, т. е. она будет не снижаться, а с учетом демографического фактора — возрастать. Таким образом, и востребованность в образовательных услугах не снизится.
Мы разделяем позицию Н. Д. Кренденец, который отмечает, что «Методологические принципы любой системы профессионального образования вытекают из конкретно-исторических особенностей производственной среды. Это касается также и педагогических технологий, ориентированных на формирование профессиональной компетентности специалистов» [2, с.77]. Для выхода из кризиса предметно-знаниевой парадигмы, начавшегося в 1960-е годы, требуется качественно новая методологическая парадигма. Педагогическая наука и практика в настоящее время отдает приоритет компетентностной модели трансформации системы образования. В такой инновационной системе образования обучающийся является уже не объектом педагогического воздействия, а превращается в субъекта учебного процесса. Основной целью обучения становится не только достижение необходимого уровня информированности обучающегося, но и формирование компетенций для решения проблем и принятия эффективных решений в различных, как производственных, так и жизненных ситуациях. Для достижения этой цели инновационная система образования рассматривает в качестве стратегической задачи формирование у обучающегося умения учиться. Как отмечает М. Ю. Олешков, «…задача «учить учиться» не может быть решена в рамках традиционной педагогики без «выхода» на технологический уровень» [8, с.5]. Данный вывод был получен в результате анализа проблем технологизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Чтобы не допустить разрыва в системе образования, необходимо распространить решение сходных проблем на высшую школу, т. к. здесь выполнение задачи «учить учиться» продолжается на более высоком усложненном уровне, закладывая основы профессионализма и квалифицированности выпускника. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют в настоящее время образовательным учреждениям сформировать благоприятную и комфортную электронную образовательную среду для обучающихся, которая выступит программно-техническим фундаментом проектирования педагогических технологий.
Произошедшее в образовании изменение целей, задач и технологий потребовало привести в соответствие с ними системы подготовки профессиональных кадров для национальной экономики. Это нашло отражение в Федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), который в ближайшее время должен заменить действующий стандарт. Самостоятельным элементом в его трехблочной структуре выделен блок «Практики», занимающий уже не менее 6 % объема программы бакалавриата. Эта нижняя минимальная граница находится незначительно, но выше, чем в действующем ФГОС ВПО. Как нами отмечалось в работе [7, с.108], при традиционных технологиях обучения этого недостаточно для формирования выпускника как профессионала в своём деле, способного сразу приступить к выполнению своих должностных обязанностей в соответствии с требуемой квалификацией. Как правило, выпускники вузов, обладая дипломами специалистов и бакалавров, но, не имея реального практического опыта, сталкиваются с проблемой трудоустройства в соответствии с полученным образованием. Связано это с тем, что получив профессию, выпускник не обладает достаточной квалификацией.
Соотношение, в котором находятся между собой понятия «профессия» и «квалификация», наглядно представлено на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Понятие «Профессия»
Как следует из рис. 1, понятие «профессия» образуется в триединстве следующих компонент: работник, рабочее место и процесс труда [9]. Причем, как отмечает В. П. Лозовой, это единство является результатом профессионального разделения с одной стороны труда, а с другой — людей, образуя комплекс соответствующих специальностей [5, с.78–81]. В понятии «профессия» отражается структурно-технологическая форма общественных отношений.
Современный рынок труда выдвигает новые требования к подготовке профессиональных кадров. Увеличивается потребность в профессиональных кадрах с практическим опытом работы, повышаются требования к их компетентности. Таким образом, речь идет не только о том, чтобы обучить выпускника вуза профессии, но и дать ему необходимый практический опыт, позволяющий считаться квалифицированным специалистом. Из рис. 2 следует, что понятие «квалификация» является по отношению к понятию «профессия» его качественной характеристикой и формирует требования к специалисту на основе оценки сложности трудовых функций и степени сложности труда. Именно квалификацией устанавливается требуемая компетентность работника, т. е. необходимые ему объем знаний, умений, профессиональных навыков и степень понимания трудовой деятельности (опыт работы) в выбранной профессии [10, ст.195.1].
Рис. 2. Понятие «Квалификация»
Поэтому, на наш взгляд, необходимо шире применять новые технологии обучения профессиональных кадров, чтобы рынок востребовал их сразу после окончания вуза. Эти технологии должны включать в себя практическую проработку межкомпетенционных связей в виртуальной или реальной фирме. Как метко подмечают В. А. Болотов и В. В. Сериков, «… отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть” в них [1, с.10]. Овладение профессиональными умениями даст возможность выпускнику получить практическое представление о своей профессиональной деятельности в реальной экономике. Таким образом, речь идет о возможности обучения выпускников вуза «под ключ».
Историографический анализ педагогической литературы и материалов научных исследований позволяет заметить усиление внимания ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология». Выявлению его основополагающих характеристик и типов посвящены работы многих ведущих отечественных ученых-педагогов: В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, М. П. Горчаковой — Сибирской, М. В. Кларина, М. М. Левиной, В. М. Монахова, О. П. Околелова, С. Я. Савельева, В. В. Серикова, И. Б. Сенновского, Н. Ф. Талызиной, П. И. Третьякова и других. Толкование феномена «технология» является общим, применительно ко многим отраслям знаний, в том числе и к педагогике, куда он пришел из технических наук как способ преобразования чего-либо через последовательность в действиях, гарантирующих достижение запланированных целей.
Из этого следует, что как дидактический феномен педагогическая технология должна гарантировать достижение прогнозируемого и диагностируемого результата через систему управления образовательным процессом, состоящую из предварительно формализованных моделей обучения, т. е. алгоритмизированных педагогических процедур.
Установленные ФГОС для будущей профессиональной деятельности компетенции обучающийся может формировать в учебной фирме, исключая риски для реальных хозяйствующих субъектов. Ошибки студентов, которые неминуемо будут совершаться ими в процессе обучения, не приведут к каким-либо отрицательным последствиям для реального бизнеса, поскольку, в нашем понимании, учебная фирма — это виртуальная модель предприятия, в которой имитируются трудовые процессы через информационное взаимодействие персонала [6, с.59]. Учебную фирму целесообразно рассматривать как модуль «Практики» в ФГОС ВО. Преимущества модульной технологии профессионального обучения в высшей школе обоснованы нами совместно с другими соавторами [4]. В этом случае учебная фирма выступает как педагогическая технология, позволяющая достигать запланированный конечный результат — заданную учебным планом квалификацию выпускника.
Литература:
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика (Москва), 2003, № 10. — С.8–14.
2. Креденец Н. Д. Методологические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов // Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработки: Материалы IV международной научно-практической конференции (29–30 сентября 2014 г.), Т. 3 — North Charleston, USA, 2014. — С. 77–80.
3. Лапаева М. Г. Экономист как профессия // ВЕСТНИК ОГУ № 13 (132), декабрь 2011. — С. 321–337.
4. Лодкина Т. В., Мельникова Л. Ф., Мельников Ю. В., Рогаева А. В. Модульная технология профессионального обучения в высшей школе // Состояние, тенденции и перспективы развития современного образования: Материалы VIII межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания Вологодского регионального отделения Общественной организации «Молодая академия наук «Интеллект будущего» и 10-ти летию открытия Вологодского филиала Международной Академии бизнеса и новых технологий (декабрь, 2013 г.) / Общерос. Дет. обществ. орг-ция «Обществ. Малая акад. наук «Интеллект будущего», Вологод. регион. отд-ние, НОУ ВПО «Междунар. Акад. бизнеса и новых технологий»; под общ. ред. А. А. Огаркова, Л. С. Усова. — Вологда: Интеллект будущего, 2014. — С.41–48.
5. Лозовой В. П. Общественное разделение труда и формы производства развитого социализма. — Ярославль, 1976.
6. Мельников Ю. В. К вопросу об исследовании педагогических условий функционирования учебной фирмы. Высшее образование для XXI века: X Международная конференция. Москва, 14–16 ноября 2013 г.: Доклады и материалы. Секция 8. Педагогика и образование / отв. Ред. В. А. Ситаров. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. — С.56–61.
7. Мельников Ю. В. Учебная фирма — современная технология высшего экономического образования. Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г.: Часть 11. Тамбов, 2013. — С.108–110. URL: http://www.ucom.ru/doc/conf/2013_11_29_11.pdf
8. Олешков М. Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5–19.
9. Романцев Г. И. Содержание понятия «Высшее рабочее образование» / Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. — Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — С.130–144.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ: «Российская газета», N 256, 31.12.2001 (ред. от 28.06.2014: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 30.06.2014).