Традиционные и вариативные формы взаимодействия семьи и школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 710 раз

Библиографическое описание:

Ухарских Т. В. Традиционные и вариативные формы взаимодействия семьи и школы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 106-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6497/ (дата обращения: 22.09.2018).

Проблема взаимоотношений между семьей и школой существует- это неоспоримый факт. По сложившейся традиции родители считают, что именно школа обязана воспитывать ребенка, а родители — обеспечивать всем необходимым для жизни. И как сложно классному руководителю найти те точки соприкосновения, которые помогут ему и родителям достичь взаимопонимания в вопросах воспитания. Несомненно одно, наличие тесных связей между семьей и школой — залог успешного воспитательного процесса. «При хорошо организованном взаимодействии школа и семья становятся реальными партнерами, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи» [1]. Сегодня в образовательном процессе на первое место вышла разработка стандартов, в том числе стандартов воспитания. Общество ставит перед школой задачи, которые без помощи и поддержки родителей, их личной заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Таким образом, возникает необходимость по созданию вокруг детей общего педагогического «поля» для решения вопросов воспитания.

Проблемы в вопросах взаимодействия семьи и школы возникли не сегодня и даже не вчера. Планируя работу с семьей, считаю необходимым определить приоритетные вопросы деятельности:

1.                  Изучение особенностей семейного дошкольного и школьного воспитания.

2.                  Педагогическое и психологическое сопровождение семьи по вопросам воспитания.

3.                  Привлечением родителей к организации воспитательной работы в классе.

Для организации эффективного сотрудничества между школой и семьей можно руководствоваться следующим алгоритмом:

Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Этап 2. Проведение социально-педагогической и психологической диагностики. Обработка результатов. Установление вопросов, требующих пристального внимания со стороны школы.

Этап 3. Выбор форм и методов работы с семьей.

Этап 4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс классного коллектива.

Современный классный руководитель использует проверенные временем формы и методы работы и находит новые. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Проводя собрание, классный руководитель получает возможность одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Не секрет, что посещаемость родительских собраний снижается из года в год.

 

Результаты опроса показали, что большинство респондентов отметили две причины по которым не смогли посетить собрание: формальность проведения собраний (учитель говорит в общих чертах и о всех, а после собрания приходится узнавать именно о своем ребенке) и невозможность уйти с работы (большинство работает в отдаленных местах от школы, что значительно увеличивает время для посещения собрания). Рассмотрим указанные причины и возможности их решения.

Действительно, нельзя сводить родительское собрание до банального «разбора полетов» по вопросам успеваемости и поведения обучающихся. Собрание должно приносить результат как учителю, так и родителям. А это возможно при проведении предварительной подготовительной работы:

а)     выбор темы собрания;

б)     определение целей. задач;

в)     определение вида, формы родительского собрания;

г)     приглашение родителей и других участников собрания;

д)     разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток;

е)     оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Выбор темы собрания. Выбор темы должен быть актуален в данном классе, соответствовать возрастным особенностям детей, направлен на решение наиболее значимых вопросов развития личности младшего школьника.

Определение целей собрания. Выбирая ту или иную тему необходимо знать, с какой целью мы проводим собрание.

Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников. Современный классный руководитель в своей практике использует традиционные формы проведения собраний (диспут, конференция, практикум, деловая игра), так и ищет новые (использование ИКТ).

Приглашение родителей и других участников собрания. В начальной школе дети наиболее заинтересованы в посещении собрания родителями: делаем с учениками приглашения, с обязательной записью темы, целей.

Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток. Обязательным элементом собрания является решение. «Это последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы» [1]. Решение может иметь не только «классическую» форму — в виде перечня планируемых действий и участников, но и быть представленными в форме рекомендаций или памяток для родителей. В своей практике на протяжении нескольких лет использую «Листок успеха ученика».

Русский язык, литературное чтение

Математика, Окружающий мир

Технология, изобразительное искусство и т. д.

Нравственные качества

Умеет:

Рекомендации:

 

 

 

Отзывы, пожелания родителей

 

Каждый классный руководитель знает, что на собрании нельзя сравнивать успехи и неудачи учеников, рассказывать о их поступках и проступках, не называть фамилии тех у кого есть проблемы и не поощрять активных ребят. Тогда как донести родителям информацию именно о их ребенке? Считаю возможным использовать данную форму взаимодействия с родителями.

«Листок успеха» составляю на каждого ученика и передаю родителям на собрании к ознакомлению. Как видно из таблицы, он содержит информацию по всем предметам учебного плана обучающегося начальной школы и, более того, позволяет рассказать и о нравственной стороне вопросов воспитания, социализации, психологии и т. д. В конце каждого столбца предусмотрены рекомендации для решения той или иной ситуации, что так необходимо родителям. Проблема не только обозначена, но и предложены пути ее решения. А значит есть надежда, что собрание не прошло безрезультатно. Родители берут «Листок успеха» домой и в течение недели возвращают с отзывами, пожеланиями. Данная форма работы позволяет учителю в корректной форме дать полную информацию родителям о успехах и проблемах их ребенка. Нет необходимости оставлять после собрания родителей, приглашать дополнительно, тратить время на телефонные беседы.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. В соответствии с выбранной формой собрания организуем помещение: расставляем мебель, размещаем творческие работы детей, используя их портфолио (рисунки, фотографии, сообщения). Возможно использование и ИКТ: звучание тихой музыки, произвольный показ картинок «Школьные мгновения».

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют классному руководителю быть уверенным в том, что родительское собрание состоится в следующий раз, окажется полезным для родителей и других его участников.

Перейдем к следующей причине снижения посещаемости собраний родителями: банальная нехватка времени или невозможность прийти на собрание (40 % респондентов — это мамы, находящиеся в декретном отпуске). В данном случае использую ИКТ.

Использование ИКТ. Возможности информационно-коммуникационных технологий в современной начальной школе позволили создать:

-        Тематические электронные интерактивные плакаты (электронная почта).

-        Электронное письмо родителям («Листок успеха обучающегося»)

-        Родительский форум.

-        Офлайн — конференции.

В перспективе проведение онлайн — собрания. Возможности изучения материала собрания в удобное для родителей время и обсуждения в режиме конференции позволяют найти те самые точки соприкосновения в вопросах воспитания, о которых говорилось выше. Данный процесс внедрения электронных форм взаимодействия с семье нельзя расценивать как вытеснение традиционных: речь идет о расширении образовательных возможностей школы.

«Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий» [2]. Классный руководитель должен воспитывать с помощью книг, с опорой на мудрость, опыт коллег — нельзя ошибаться в вопросах воспитания, такие ошибки невозможно исправить. Самое важное для учителя, классного руководителя — искать и понимать причины своих успехов и неудач, научиться предвидеть результаты своих действий и выбирать действия наиэффективнейшие. Именно в начальной школе закладываются традиции взаимоотношений между школой и семьей: формальные или партнерские, положительные или отрицательные.

 

Литература:

 

1.          Подласый И. П.: учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и спец.психологии/ И. П. Подласый — 3-е изд., стер. — М.: Aкадемия, 1999.–394 с.

2.          Макарова В. И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова // Российский педиатрический журнал. — 2000. — № 3. — С. 60–62.

3.          Юсупова Н. П. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Н. П. Юсупова, Е. Ю. Плетнева // Сибирский учитель — научно-методический журнал. — 2005. — № 4 (40).

 

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, родительское собрание, родитель, собрание, школа, семья, начальная школа, современный классный руководитель, метод работы, оформление места проведения.

Похожие статьи

Содержание работы классного руководителя с родителями...

- коллективные: проведение классных и общешкольных родительских собраний; родительских конференций, посвященных обмену опытом работы по воспитанию; консультаций и вечера вопросов и ответов...

Активные формы работы с родителями в начальной школе...

родитель, ребенок, работа, школа, классный руководитель, педагогическая наука, начальная школа, родительское собрание, современная реальность, активное участие.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

родительские собрания.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, классный руководитель, электронный дневник, семья.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Использование современных технологий в воспитательной...

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Сотрудничество классного руководителя...

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

семья, школа, классный руководитель, родитель.

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Построение образовательной среды современной школы.

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII. Похожие статьи.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем, воспитательная среда, совместная воспитательная работа

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Содержание работы классного руководителя с родителями...

- коллективные: проведение классных и общешкольных родительских собраний; родительских конференций, посвященных обмену опытом работы по воспитанию; консультаций и вечера вопросов и ответов...

Активные формы работы с родителями в начальной школе...

родитель, ребенок, работа, школа, классный руководитель, педагогическая наука, начальная школа, родительское собрание, современная реальность, активное участие.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

родительские собрания.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, классный руководитель, электронный дневник, семья.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Использование современных технологий в воспитательной...

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Сотрудничество классного руководителя...

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

семья, школа, классный руководитель, родитель.

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Построение образовательной среды современной школы.

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII. Похожие статьи.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем, воспитательная среда, совместная воспитательная работа

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет...

Задать вопрос