Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мазуренко О. В., Сидорова Е. Н. Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6482/ (дата обращения: 15.10.2018).

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо «сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения» [3, с. 9]. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

В связи с этим внимание к задаче формирования у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям не ослабевает, сам процесс формирования этнокультурной осведомленности детей становится одним из приоритетных направлений воспитания, нацеленным на становление личности с позитивной этноидентичностью, толерантной, ориентированной на успешную адаптацию в полиэтнической среде [1; 2].

Этнокультурное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.

Формирование чувства патриотизма происходит постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Обобщение педагогического опыта авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой, изложенного в «Концепции этнокультурного образования в Российской Федерации» [4], способствовало замыслу и созданию серии мероприятий и занятий для дошкольников по изучению природы мордовского края.

Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. В групповых уголках природы благодаря родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира мордовской земли.

В октябре в детском саду традиционно проходит цикл занятий «Мордовский лес полон чудес», в рамках которого дети получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными изменениями в природе, приметами, выходят на учебную экологическую тропу детского сада.

Продемонстрируем возможный вариант познавательного занятия в подготовительной группе на тему «Путешествие в мордовский лес».

Цель: познакомить детей с природой мордовского края.

Задачи:

-        расширить представления детей о растениях и животных мордовского леса;

-        активизировать словарный запас детей;

-        закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах;

-        воспитывать бережное отношение к природе родного края;

НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята (стук в дверь). Кто это? (это слон). Как ты тут очутился?

Слон: Вы знаете, ребята, я очень любопытный, и мне интересно знать, как живут звери в вашем родном крае.

Воспитатель: Дети, а как называется наш край? (Республика Мордовия). Давайте вместе со слоником отправимся в путешествие в мордовский лес. Ну что же, давайте усядемся поудобнее и поедем. А на чем мы поедем? Чтобы это узнать, мы должны с вами собрать вот эту картинку (дети складывают разрезную картинку автобуса).

Воспитатель: Ну, вот мы и приехали. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Посмотрите, как много деревьев вокруг. Угадайте, что это за деревья? Внимательно слушайте мои подсказки:

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Березы)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Зимой и летом -

Одним цветом.

(Ель)

После каждой отгаданной загадки воспитатель выставляет картинку с изображением дерева.

Воспитатель: Вот видишь, милый слоник, как много разных деревьев в нашем лесу.

Дидактические игры «С какого дерева плод», «С какого дерева листик»

Воспитатель: Дети, а что еще растет в лесу? (загадки о растениях, ягодах, цветах с показом картинок).

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

По легенде, мой цветок

Клады открывает.

Говорят, что раз в году

Чудо то бывает.

Но скажу начистоту:

Я вообще-то не цвету!

(Папоротник)

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (земляника)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте с вами ненадолго превратимся в деревья. Повторяйте за мной все движения.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два-наклон,

Зашумит листвою он.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Слон: Ой, а что это я нашел?

Воспитатель: Посмотрите, что нашел слон? (это гриб).

Слон: А я слышал, что грибы можно есть, и я сейчас его съем!

Воспитатель: Дети, скажите, можно ли есть этот гриб? (нет, он не съедобный!) Как он называется? (мухомор). Ребята, давайте расскажем нашему другу, какие грибы еще нельзя есть.

Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы»

Воспитатель: Молодцы!

Слон: Спасибо вам! А есть ли в вашем чудесном лесу животные?

Воспитатель: Конечно. Давайте я буду называть вам разных животных, как только вы услышите то животное, которое живет в нашем лесу, в Мордовии, то вы хлопните в ладоши.

Дидактическая игра «Угадай, чей хвост».

Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Слон: Спасибо вам, ребята, за интересную прогулку. Мне у вас очень понравилось. А у вас растут бананы, очень уж я их люблю? (ответы детей). Ну что ж, ребята, тогда я отправляюсь домой.

Слон раздает детям бананы.

Таким образом, в процессе реализуемого цикла занятий дошкольники получают возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно интенсифицируется.

 

Литература:

 

1.         Винокурова, Н. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой / Н. В. Винокурова, О. В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12103 (дата обращения: 16.03.2014).

2.         Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». URL: http://rg.rupril/83/84/78/1292_koncepciia.pdf

3.         Шейко, Н. Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие / Н. Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 7. — С. 6–17.

4.         Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова, Л. В. Ершова. — Шуя: Весть, ШГПУ, 2006. — 23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мордовский лес, Воспитатель, слон, родной край, мордовский край, какое дерево, дидактическая игра, детский сад, этнокультурное образование.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе...

дошкольное образование, мордовская детская литература, родной край, ребенок, Мордовия, литературное произведение, мордовская народная сказка, народное творчество, национальная культура, родная...

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

мордовская культура, ребенок, высокий уровень, детский сад, педагогический проект, III, приобщение детей, воспитатель, родитель.

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок...

мордовская культура, ребенок, высокий уровень, детский сад, педагогический проект, III, приобщение детей, воспитатель, родитель.

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы... родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город...

Этнокологическое образование детей 6-7 лет в процессе...

промысл мордвы, старший дошкольный возраст, Мордовия, экологическое воспитание детей, педагогический процесс, огромный потенциал, мордовский народ, занимательный материал, детский сад...

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как...

Дидактические игры: «Как это было?», «Историческая лента», «С какого дерева лист?», «Найди одинаковые ракушки», «Давно-сейчас»

Этнокультурные ценности можно смело использовать в различных видах детской деятельности в соответствии с интересами детей.

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала еще более актуальной

Дети класса участвуют в традиционных акциях «Сбережём свой край», «Сохраним леса России», изучают...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает.

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

промысл мордвы, старший дошкольный возраст, Мордовия, экологическое воспитание детей, педагогический процесс, огромный потенциал, мордовский народ, занимательный материал, детский сад...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе...

дошкольное образование, мордовская детская литература, родной край, ребенок, Мордовия, литературное произведение, мордовская народная сказка, народное творчество, национальная культура, родная...

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

мордовская культура, ребенок, высокий уровень, детский сад, педагогический проект, III, приобщение детей, воспитатель, родитель.

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок...

мордовская культура, ребенок, высокий уровень, детский сад, педагогический проект, III, приобщение детей, воспитатель, родитель.

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы... родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город...

Этнокологическое образование детей 6-7 лет в процессе...

промысл мордвы, старший дошкольный возраст, Мордовия, экологическое воспитание детей, педагогический процесс, огромный потенциал, мордовский народ, занимательный материал, детский сад...

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как...

Дидактические игры: «Как это было?», «Историческая лента», «С какого дерева лист?», «Найди одинаковые ракушки», «Давно-сейчас»

Этнокультурные ценности можно смело использовать в различных видах детской деятельности в соответствии с интересами детей.

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала еще более актуальной

Дети класса участвуют в традиционных акциях «Сбережём свой край», «Сохраним леса России», изучают...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает.

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

промысл мордвы, старший дошкольный возраст, Мордовия, экологическое воспитание детей, педагогический процесс, огромный потенциал, мордовский народ, занимательный материал, детский сад...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Задать вопрос