Влияние внешних факторов на математический счёт
Автор: Попко Татьяна Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 30.10.2014
Статья просмотрена: 1237 раз
Библиографическое описание:
Попко, Т. П. Влияние внешних факторов на математический счёт / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6436/ (дата обращения: 16.11.2024).
Наблюдая за уроками математики, мы видим, что некоторым учащимся не интересен это предмет. В то время как математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета. Но каким образом?
Многие внешние факторы оказывают большое влияние на нашу жизнь, наше здоровье, внимание и жизненные успехи даже если мы их не замечаем. Влияние цвета, запахов, различных звуков на человека с древних времён привлекает внимание учёных, философов, исследователей. Это и Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, И. П. Павлов, С. Н. Вавилов и многие другие.
Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет например влияет на мышление и внимание. Психологи дают советы по релаксации для успокоения или наоборот придания бодрости человека. Не так давно появилась информация о том, что запах розы и плитка горького шоколада помогут успешно сдать экзамены.
Но ведь до экзаменов проходит несколько лет, а учителя математики говорят, что для того чтобы хорошо учиться необходимо уметь быстро и правильно считать, знать таблицу умножения. Для этого используются и упражнения, логические игры и математические диктанты. Но всё-таки не все ученики могут похвастаться результативностью математического счёта.
Возможно, есть определённые цвета, и музыка определённых композиторов, которые позволили бы ученикам и учителям повысить уровень математического счёта, а значит и результаты обучения математики.
Со своими учениками мы провели небольшой эксперимент в 3,7 и 11 классах.
Для чистоты эксперимента были подготовлены примеры на сложение, вычитание и таблицы умножения до 100 для 3 и 7 класса и до 1000 для 11 класса, графические рисунки с градусной мерой углов 90,30,25,115,70…градусов, таким образом, чтобы с ними справились даже слабоуспевающие учащиеся. Математический счёт проводился на разных этапах урока. Работа не носила системный ежедневный характер, в силу того, что ежедневная тренировка уже приводит к положительному результату. Эксперимент проводился в течение 3 месяцев.
Эксперимент 1
Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с примерами для устного счёта. Примеры расположены в столбики и напечатаны основными оттенками цветового спектра
Ход эксперимента:
Обучающиеся 3,7 классов получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 2 минут. Затем карточки передавались учителю.
Вывод: Больше всего было решено примеров жёлтого, зелёного и фиолетового цвета.
Более всего ошибок было допущено в примерах красного цвета.
Затруднения вызывали примеры голубого цвета.
Эксперимент 2
Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с примерами для устного счёта. Примеры расположены в столбики и напечатаны чёрным цветом по цветному фону
Ход эксперимента:
Обучающиеся 3.7 классов получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 2 минут. Затем карточки передавались учителю.
Вывод: Больше всего было решено примеров на фоне жёлтого цвета.
Более всего ошибок было допущено в примерах на фоне красного, голубого цвета
Эксперимент 3
Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с графическим заданием «Определить градусную меру углов». В прямоугольниках, разрезанных на треугольники, необходимо найти градусные меры всех углов. Рисунки выполнены в разных цветах.
Ход эксперимента:
Обучающиеся 11 класса получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 3 минут. Затем карточки передавались учителю.
Вывод: Больше всего градусных мер углов был найдено на чертежах жёлтого, зелёного цвета.
Эксперимент 4
Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с примерами для устного счёта и подборка классической музыки
Список использованной классической музыки
Адан «Жизель» |
Моцарт, Вивальди «Эльфийская Ночь» |
Адан «Корсар» |
Моцарт «Симфония 40» |
Адан «Морской разбойник» |
Моцарт «Фантазия» |
Бах «Воздух» (1) |
Чайковский «Вальс цветов» |
Бах «Токката и фуга» |
Чайковский «Неополитанский танец» |
Бах «Менуэт» |
Шопен «Весенний вальс» |
Бетховен «Ангелы и Демоны» |
Шопен «Ноктюрн» |
Бетховен «К Элизе» |
Штраус «Вальс Голубой Дунай» |
Бетховен «Лунная соната» |
Штраус «Сказки Венского леса» |
Вивальди«Весна» |
Григ «Лесное озеро» |
Вивальди «Зима» |
Григ «Утро» |
Ход эксперимента:
Обучающиеся 11 класса получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 3 минут под определённую мелодию. Затем карточки передавались учителю.
Вывод: Больше всего правильных ответов было найдено под музыку Баха, Вивальди и Моцарта.
Более всего ошибок было допущено под музыку (закономерность не обнаружена)
Меньше всего примеров было решено под музыку Штрауса.
Эксперимент 5
Во всех класса с 1–11 учащимся повышенного и низкого уровня обучения проведено анкетирование, которое показало следующее (показаны только резкие различия):
Вопросы: |
Учащиеся с повышенным уровнем |
Учащиеся с пониженным уровнем |
Какого цвета обои в вашей комнате? |
Бежевый, салатовый, зелёный, розовый, жёлтый |
Белый, синий, голубой, оранжевый |
Какой цвет вам больше нравится? |
Зелёный, голубой, салатовый, жёлтый, сиреневый, фиолетовый |
Чёрный, красный, синий |
Что вы кушаете чаще всего: |
Показаны продукты в трёх столбиках (главное в 1 столбике) |
Показаны некоторые продукты из 2 столбика и сосиски чипсы, картошка из третьего |
Вывод: учащиеся второй группы живут в пространстве с не очень благоприятным цветовым эффектом и недополучают продукты группы В.
Вместе с учениками мы сделали вывод, что действительно существуют внешние раздражители, которые способствуют повышению уровня математического счёта. Значит, при применении этих раздражителей систематически, можно повысить результативность обучения таблице сложении, умножения, а следовательно, повысить и уровень успеваемости по математике, а как следствие и интерес к предмету.
Хочется надеяться, что сочетание правильных форм и методов в работе и приведенных исследований помогут учителям и обучающимся развить больший интерес к математике.
Литература:
1. Влияние цвета на психику человека /http://freedom.net.sumy.ua
2. Зубарева В. Н. Воздействие музыки на психику человека в трудах античности/ http://arsl.ru/?page=148
3. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: изд. Беларусь, 2005