Данная статья посвящена проблеме рейтинговой системе оценок контроля выполнения самостоятельной работы студентов. Ее влиянию на экзаменационные оценки.
Ключевые слова:рейтинг, самостоятельная работа, сессия, студент.
Профессиональным компетенциям ОАО «РЖД» отводит первое место. Компания включает сюда способность сотрудника к развитию (в т. ч. саморазвитию). Самостоятельность — это качество личности, возникающее и постепенно развивающееся в периодически повторяющейся деятельности. Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта может рассматриваться как система, интегрирующая в своем составе взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. Можно выделить формальные требования к специалисту (пол, возраст, образование, опыт работы), технические (знания и умения работы с оборудованием, развитие логического мышления, умение излагать свои технологические решения), психологические (уверенность, общение с людьми, решительность, коммуникабельность, креативность).
Таким образом, содержанием профессиональной компетентности специалиста железнодорожного транспорта являются знания, умения и навыки в железнодорожной отрасли; опыт практической деятельности; личностные качества специалиста.
Выпускники специальности «Эксплуатация железных дорог», как потенциальные руководители структурных подразделений, должны соответствовать этим требованиям. Их реализация возможна на стадии обучения студентов в университете.
Совершенствование качества обучения может быть основано на развитии самостоятельной работы. Структурно самостоятельную работу студентов (СРС) разделяют на два вида: первая — организуемая преподавателем; вторая — организуемая студентом по своему индивидуальному графику, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, контрольным работам и т. п.). При одновременной оптимизации этих двух составляющих можно говорить об успешной реализации СРС, своевременного выхода на сессию, о качестве подготовки специалиста.
Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, именно оно, на наш взгляд, значительно стимулирует как на приобретение, так и закрепление знаний.
Второе направление менее эффективно при обучении на младших курсах, но его роль возрастает при работе на старших курсах над разделами курсовых проектов (шестой и восьмой семестры) и основными разделами дипломного проекта.
Самостоятельная работа студентов как система обеспечивает сочетание процессов управления, самоуправления и самоорганизации. Выполнение СРС является основой совершенствования и развития таких качеств личности, востребованных на железной дороге, как самостоятельность, самоорганизованность, дисциплинированность, ответственность.
Самостоятельная работа студентов, в зависимости от места и времени проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя, способа контроля ее результатов, подразделяется на следующие виды: самостоятельную работу во время аудиторных занятий по расписанию (лекций, практических занятий, лабораторных работ); самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций; внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом курсовых проектов, расчетно-графических работ, индивидуальных заданий исследовательского характера. Самостоятельность перечисленных видов работ довольно условна и в образовательном процессе они пересекаются друг с другом. На старших курсах, при изучении специальных дисциплин, она должна способствовать развитию творческого потенциала студента и готовить его к предстоящей работе в должности руководителя подразделения.
Одним из элементов средств управления самостоятельной работой студентов является контроль результатов. Контроль СРС играет важную роль, он не является самоцелью для преподавателя. Основное его назначение — стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента.
Одной из форм контроля рассматривается рейтинговая система оценок. Данная система на всех курсах действует в университете достаточно давно, и она, при надлежащем использовании, позволяет отследить динамику самостоятельной работы студента, выход его на сессию и при этом учесть ее интенсивность и результативность.
Связь рейтингового контроля в дисциплине «Управление эксплуатационной работой» прослеживается весьма наглядно, поскольку она изучается в нескольких семестрах. Программой этой дисциплины предусмотрены все виды занятий: лекции, лабораторные и практические занятия, выполнение расчетно-графических работ и курсовых проектов, а также зачеты и экзамены. И, что немало важно, в большинстве случаев на протяжении всего периода изучения курса занятия проводят одни и те же преподаватели. Это позволяет более объективно оценить влияние рейтинговой оценки на самостоятельную работу, в том числе по ее видам.
Для контроля рейтинга студентам в начале каждого семестра выдается график самостоятельной работы, в котором определены основные даты отчета по всем видам работ. Это дает возможность студенту рационально распределить свою нагрузку и повышать активность работы на занятиях. Большинство из них старается выполнить сложные расчеты в аудитории. Так как рейтинг является доступной информацией, они постоянно его контролируют. При его снижении они корректируют свою нагрузку и повышают активность на последующих занятиях. В тоже время, рейтинг позволяет поддерживать у студентов и определенную ответственность в работе, особенно в команде (при выполнении лабораторных работ прослеживается четко). Работа на железной дороге реализуется только всеми участниками перевозочного процесса, а не отдельными работниками. Поэтому воспитание у студентов данного качества соответствует корпоративной компетенции ОАО «РЖД».
При выходе на сессию студент имеет возможность самостоятельно оценить свои возможности не только при защите курсового проекта, но и при сдаче экзамена (рис.1). Иначе говоря, студент сам формирует свою оценку на экзамене, что повышает ее объективность. Вероятность случайности сводится к минимуму.
Рис. 1 Соотношение рейтинга выхода на сессию и результата экзамена группы студентов
Средние значения экзаменационных оценок, полученных на экзаменах в пятом и восьмом семестрах, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения экзаменационных оценок (по 5-балльной системе).
Оценка | ||||||||
Желаемая |
Ожидаемая |
По текущему рейтингу |
Реальная | |||||
Средние значения |
Семестр |
Семестр |
Семестр |
Семестр | ||||
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
8 | |
4.1 |
4,3 |
3.9 |
4,1 |
3.5 |
3,9 |
3.6 |
3,9 |
Рассматривая разницу между оценкой, полученной на экзамене и ожидаемой, согласно рейтингу выхода на сессию, получается следующая картина: 47 % оценки совпали. 21 % недостаточно хорошо подготовились к экзамену (при неплохом рейтинге выхода), а остальные студенты заранее были настроены на получение удовлетворительной оценки (даже при высоком рейтинге выхода на сессию). Это так называемая достаточная оценка, чтобы не было долгов после сессии.
2 % студентов рассчитывали получить оценку на балл выше. Возможно, это связано с общими итогами сессии или с желанием получить стипендию.
Результаты экзамена в восьмом семестре значительно лучше, чем в пятом семестре.
Результаты выполнения СРС включаются в показатели текущей успеваемости. Студентам, у которых по тем или иным причинам снижается рейтинг в течении семестра, предоставляется право повысить его путем написания студенческих научных работ, выступления с докладом на конференции, выполнения индивидуальных заданий преподавателя, которые носят исследовательский характер.
В основе рейтинговой системы контроля знаний, применяемой на кафедре, лежит комплекс определенных требований, среди которых — своевременная и систематическая отметка результатов выполнения работ в соответствии с реальными достижениями студентов, а также система поощрения успевающих студентов.
Соблюдение дисциплины является необходимой частью любого учебного процесса, поскольку не позволяет подходить к изучению предмета безответственно и обеспечивает своевременное выполнение всех лабораторных работ, курсовых проектов, расчетно-графических работ. т. к. это позволит им, придя на работу в компанию ОАО «РЖД», быстрее включиться в производственный процесс. Студенты, имеющие высокий рейтинг в течение семестров, тратят меньше времени на подготовку к зачету или экзамену, и намного легче переносят сдачу экзаменов и написание выпускных квалификационных работ. Они выбирают индивидуальные темы дипломных проектов, которые потом успешно защищают в государственных аттестационных комиссиях.
Контроль организации самостоятельной работы и ее выполнения должен присутствовать на каждом этапе обучения, чтобы он стал не столько административным, сколько тем условием, который бы положительно влиял на эффективность СРС в целом.
Выполнение самостоятельной работы по неделям в шестом семестре показано на рисунке 2.
Рис.2 Динамика изменения рейтинга по отношению к плану по неделям
В результате проведенного исследования выявлено, что, несмотря на высокий уровень требований преподавателя, экзаменационная оценка по дисциплине в среднем повысилась по сравнению с пятым семестром, начальным этапом изучения дисциплины. Этому способствовало применение активных методов обучения, актуализация и систематизация знаний по дисциплине, прохождение производственной практики на станциях.
Кроме контроля эффективное осуществление самостоятельной работы зависит от устойчивой мотивации студентов. Можно выделить следующие их виды:
1. зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе (часто учитывается при заключении договоров с дорогой на старших курсах).
2. личное отношение студента к учебе (привычка хорошо учиться), его способности;
3. ощущение полезности выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане повышения его эрудиции как специалиста.
4. возможность участвовать в конкурсах курсовых и дипломных проектах
Итак, применяемая рейтинговая оценка СРС студентов учитывает следующие оценочные критерии:
- выполнение разделов по курсовым проектам (их наличие, соответствие заданному объему);
- активность на занятиях и вне их (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.);
- изучение нового материала и его закрепление (особенно при подготовке к лабораторным работам);
- дисциплина;
- пропуски всех видов занятий и опоздания на них (без уважительной причины).
На кафедре предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебного процесса, позволяет либо повысить уровень текущего рейтинга, либо понизить, если студент их нарушает.
Итоговая рейтинговая оценка показывает преподавателю и студенту действительную картину состояния процесса обучения. Итак, рейтинговая система — это метод оценки успеваемости студента, учитывающий не только его ответ в день экзамена, но и совокупность всех текущих показателей его работы в течении всего семестра. Окончательная оценка успеваемости студента за семестр по дисциплине «Управление эксплуатационной работой» выводится на основе суммирования рейтинговых баллов, полученных студентом на всех контрольных точках в течение семестра, а также во время экзаменационной сессии. Такая система оценки уже работает во многих высших учебных заведениях страны, в том числе и в ДВГУПСе.
Билеты на экзамены готовятся по подобному принципу: включаемые вопросы охватывают весь курс дисциплины, увязаны между собой и оцениваются определенным образом. В этом случае снижается роль случайных факторов при сдаче экзамена. Итоговый результат получается более объективным.
Литература:
1. Широкова В. В., Петухова С. Ю. Организация диагностики и контроля знаний, умений, навыков при самостоятельной работе студентов, Материалы межрегиональной научно-методической конференции 18–20 ноября 2008 г., с.153–158.
2. Попов Ю. В., Подлеснов В. Н., Садовников В. И., Кучеров В. Г., Андросюк Е. Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. М., 1999. — 52 с., р. 3.1 Самостоятельная работа студентов С. 15–24. — (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).
3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России № 1, 2000, с.114–115.