Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 20.10.2014

Статья просмотрена: 3119 раз

Библиографическое описание:

Рудакова, В. Ю. Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО / В. Ю. Рудакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6395/ (дата обращения: 02.07.2020).

 

По мнению известных отечественных ученых: Н. Н. Малофеева, Е. А. Стребелевой, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипициной и др., главное направление интеграционных процессов — сближение систем общего и специального образования на всех его ступенях. Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии [3].

Необходимым условием реализации инклюзивного образования является специальная обучающая среда, включающая:

-         наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;

-         комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;

-         создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т. д.(1)

Помимо основной цели поддержки профессионального образования лиц с ОВЗ, мы развиваем идеи инклюзивного образования на разных его уровнях; в условиях начального общего образования, в условиях дошкольного образования. Учитывая подготовку специалистов по специальности «Специальное дошкольное образование» наличие специально подготовленных кадров, имеющих квалификацию педагога для работы с детьми с отклонениями в развитии, творческий коллектив специалистов колледжа работает над созданием безбарьерной среды, проводит совместные мероприятия, обеспечивающие также и социальную интеграцию лиц с ОВЗ.(4)

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т. е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.(2)

Технология социально-педагогического сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже. Она включает следующие этапы:

I.                               Диагностико-прогностический — изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается следующая информация:

-                   о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;

-                   об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;

-                   об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии;

-                   об особенностях развития и воспитания студента с ОВЗ;

-                   об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников;

-                   о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении студента с ОВЗ студентов старших курсов.

II.                            Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.

III.                          Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.

IV.                          Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей)в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗк учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.

Основные направления реализации:

-                   Предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ не может самостоятельно преодолеть.

-                   Работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией.

-                   Побуждение студента с ОВЗ к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе, с опорой на окружающую среду.

V.                            Реализация социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание социально-педагогического сопровождения определено этапами обучения.(4)

Социально-педагогическое сопровождение может быть выстроено в отношении отдельного учащегося или группы лиц, а может лежать в основе системы деятельности всего образовательного учреждения.

Организация социально-педагогического сопровождения в среднем профессиональном образовательном учреждении может включать реализацию как одного, так и нескольких видов сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 

Литература:

 

1.                  Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml

2.                  Иванова А. Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm

3.                  Малофеев Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip

4.                  Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.

 

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, социально-педагогическое сопровождение, учебный процесс, специальное образование, ребенок, овладение профессией, образовательное учреждение, социально-педагогическое сопровождение студента, образовательная интеграция, III.

Похожие статьи

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Концепция социально-педагогического сопровождения...

В условиях становления и развития современного общества, формирования его социальной, культурной, экономической и других составляющих весьма остро стоит проблема субъектности личности, как в общественном контексте, так и в воспитании и образовании.

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО.

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

В условиях внимания к субъект-субъектному характеру отношений на дошкольной и начальной ступенях образования актуальным становится обращение к вопросам педагогического сопровождения ребенка в ходе образовательного процесса.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону...

Похожие статьи

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Концепция социально-педагогического сопровождения...

В условиях становления и развития современного общества, формирования его социальной, культурной, экономической и других составляющих весьма остро стоит проблема субъектности личности, как в общественном контексте, так и в воспитании и образовании.

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО.

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

В условиях внимания к субъект-субъектному характеру отношений на дошкольной и начальной ступенях образования актуальным становится обращение к вопросам педагогического сопровождения ребенка в ходе образовательного процесса.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону...